Кроссинговер у растений. Задачи 157 — 158

Написание формулы скрещивания при кроссинговере

Схема кроссинговера у ковыля 

Задача 157.
Растение ковыля, выросшее из окрашенного гладкого семени, было опылено пыльцой растения, выросшего из неокрашенного морщинистого семени. В результате было получено 311 неокрашенное морщинистое семя, 317 окрашенных гладких, 22 неокрашенных гладких и 17 окрашенных морщинистых. Определить генотипы обоих растений и рассчитать величину кроссинговера.
Решение:
Определим общее число фенотипов, получим:
Nобщ. = 311 + 317 + 22 + 17 = 667.
Определим соотношение фенотипов в данном скрещивании, получим:
неокрашенное морщинистое : окрашенное гладкое семя : неокрашенное гладкое семя : окрашенное морщинистое семя =
= 311/667 : 327/667 : 22/667 : 17/667 = 0,4663 : 0,4753 : 0,0330 : 0,0255 = 46,63% : 47,53% : 3,30% : 2,55%.
Такое расщепление по фенотипу возможно при скрещивании дигетерозиготы и дигомозиготы по обоим рецессивным генам со сцепленными генами, расположенными в одной аутосоме. Так как общее число фенотипов с перекрестом составляет 6% (3,30% + 2,55% = 5,85 приблизительно 6% ), то расстояние между генами А и В составляет 6%  или 6 морганид.
Расстояние между генами 6 м показывает, что кроме некроссоверных гамет есть кроссоверные, причем последних будет 6%. Тогда у гетерозиготного организма будут образовываться гаметы некроссоверные: АВ|, аb|; их соотношение [(100% — 6%) : 2 = 47%] по 47%, а кроссоверные гаметы: *Аb|, aB|*; их соотношение [6% : 2 = 3%] по 3%. 

Схема скрещивания
Р: АВ||ab       x      ab||ab
Г: АВ|; ab|             ab|
   некросс.          
   гаметы           
   *Аb|; *aB|        
   кросс.            
   гаметы
F1:  АВ||ab — 47%;   ab||ab   —  47%;   *Аb||ab  — 3%;  *aB||ab  — 3%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 47% : 3% : 3% : 47%.
Фенотип:
АВ||ab — окрашенное гладкое растение — 47%; 
ab||ab  — неокрашенное морщинистое растение —  47%;   
*Аb||ab —  окрашенное морщинистое растение — 3%;  
*aB||ab — неокрашенное гладкое растение  — 3%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 47% : 3% : 3% : 47%.

Выводы:
1) генотип первого растения ковыля — АВ||ab, второго растения —  ab||ab;
2) величина кроссинговера составляет 6 морганид.

 


Определение генотипов обоих гетерозиготных родителей и величину кроссинговера


Задача 158.
У растения окрашенный цветок доминирует над белым, а желтая окраска венчика рецессивна по отношению к зеленой. Два гетерозиготных растения скрещены с рецессивной гомозиготной формой, в результате получено следующее потомство:
Окрашенность цветка Окраска венчика F1 от первого скрещивания F1 от второго скрещивания
Окрашенный. Зеленая: 88, 23
Окрашенный. Желтая: 12, 170
Белый. Зеленая: 8, 190
Белый. Желтая: 92, 17
Определить генотипы обоих гетерозиготных родителей и рассчитать величину кроссинговера
Решение:
А — окрашенный цветок;
а — белый цветок;
В — зеленая окраска венчика;
b — жёлтая окраска венчика
AaBb — дигетерозигота — окрашенный цветок, зеленая окраска венчика;
aabb — рецессивная дигомозигота — белый цветок, жёлтая окраска венчика.
Число растений с окрашенным цветоком и зеленым венчиком — 111 штук (88 + 23 = 111) — 18,5%;
число растений с окрашенным цветоком и желтым венчиком — 182 штук (12 + 170 = 182) — 30,33%;
Число растений с белым цветоком и зеленым венчиком — 198 штук (8 + 190 = 198) — 33%;
число растений с белым циветком и жёлтым венчиком — 109 штук (17 + 92 = 109 — 18,2);
общее число второй группы растений — 600 штук (111 + 182 + 198 + 109 = 600).
При скрещивании дигетерозиготного растения с окрашенным цветком и зеленым венчиком с дигомозиготным растением с белым цветком и жёлтым венчиком должно получиться 4 типа генотипа в соотношении — 25%:25%:25%25% = 1:1:1:1.

Схема скрещивания (1)
Р: АаBb     X aabb
Г: AB; Ab;    ab
   aB; ab
F1: AaBb — 25%; Aabb — 25%; aaBb — 25%; aabb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Но в нашем случае получено тоже 4 генотипа но в соотношении — 18,5%:33,33%:18,17%:33% приблизительно 1,8:1:1:1,8, что указывает на то, что гены А и В сцеплены и лежат в одной хромосоме. Отсюда генотип дигетерозиготы — АB||ab, а рецессивной дигомозиготы — ab||ab. Общее число растений с окрашенными цветками и желтыми венчиками и с белыми цветками и зелеными венчиками — 380 штук, что составляет 63% [(380 . 100%)/600 = 63,33%], а растений с окрашенными цветками и зелеными венчиками с растениями с белыми цветками и желтыми венчиками — 220 штук, что составляет 37% [(220 * 100%)/600 = 36,67%]. Все это указывает на то что кроссинговер между генами А и В составляет 63% или 31,5 морганид.
Расстояние между генами 63 м показывает, что кроме некроссоверных гамет есть кроссоверные гаметы, причем последних будет 63%. Гаметы некроссоверные: AB| и ab|; их соотношение [(100% — 37%) : 2 = 18,5%] по 18,5%. Кроссоверные гаметы: *Аb| и *aB|, их соотношение [63% : 2 = 31,5%] по 31,5%.
Значит, дигетерозиготные растения будут иметь следующий набор гамет:  АB| — 31,5%; ab| — 31,5%; *Ab| и *aВ| по 18,5%, а у дигомозиготных по рецессивным призпкам, образуется один вид гамет: ab|.

Схема скрещивания (2)
Р: АB||ab    х   ab||ab
Г: АB|; ab|;     ab|
   некросс.
   гаметы
   *Аb|; *aВ| 
   кросс.    
   гаметы 
F1: АB||ab — 18,5%%; ab||ab — 18,5%%; *Аb||ab — 31,5%; *aB||ab — 31,5%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 31,5%% : 18,5% : 18,5% : 31,5%%.
Фенотип:
АB||ab — окрашенный цветок, зеленый венчик — 18,5%%; 
ab||ab — белый цветок, жёлтая окраска венчика — 18,5%%; 
*Аb||ab — окрашенный цветок, жёлтая окраска венчика — 31,5%%; 
*aB||ab — белый цветок, зеленая окраска венчика — 31,5%%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 31,5%% : 31,5%% : 18,5% : 18,5%.

Таким образом, расщепление и по генотипу и по фенотипу совпадает, растояние между генами 63 морганиды.


 

🎦 Видео

7 Задачи на кроссинговерСкачать

7  Задачи на кроссинговер

Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование. Кроссинговер

Типы генетических задач в ЕГЭ: как определить? Кроссинговер, сцепление, аутосомыСкачать

Типы генетических задач в ЕГЭ: как определить? Кроссинговер, сцепление, аутосомы

10. Морганиды и процент кроссинговера в задачахСкачать

10. Морганиды и процент кроссинговера в задачах

Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать

Задача на 1 закон Менделя. Генетика

Кроссинговер (Основы наследственности и изменчивости) | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Кроссинговер (Основы наследственности и изменчивости) | Биология ЕГЭ, ЦТ

Кроссинговер. Хромосомные карты. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Кроссинговер. Хромосомные карты. Видеоурок по биологии 10 класс

Сцепленное наследование генов и кроссинговерСкачать

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

Урок по теме "Кроссинговер" - ЦТ, ЕГЭ, ЗНОСкачать

Урок по теме "Кроссинговер" - ЦТ, ЕГЭ, ЗНО

Урок 158 (осн). Задачи на соединение проводников - 1Скачать

Урок 158 (осн). Задачи на соединение проводников - 1

Хромосомная теория наследственности и кроссинговер | Биология ЕГЭ | УмскулСкачать

Хромосомная теория наследственности и кроссинговер | Биология ЕГЭ | Умскул

Решение задач на кроссинговерСкачать

Решение задач на кроссинговер

Картирование хромосом. Решение задач на расположение генов в хромосоме.Скачать

Картирование хромосом. Решение задач на расположение генов в хромосоме.

Задачи по генетике: Сцепление и кроссинговер 1Скачать

Задачи по генетике: Сцепление и кроссинговер 1

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 4. 2 гена в Х-хромосоме + кроссинговер |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|Скачать

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 4. 2 гена в Х-хромосоме + кроссинговер |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|

Новая генетическая задача на картирование. Полный разборСкачать

Новая генетическая задача на картирование. Полный разбор

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 3, Сцепление генов с кроссинговером |ЕГЭ БИОЛОГИЯ |Freedom|Скачать

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 3, Сцепление генов с кроссинговером |ЕГЭ БИОЛОГИЯ |Freedom|

Решение задач на сцепленное наследованиеСкачать

Решение задач на сцепленное наследование

Сцепленное наследование генов. Решение генетических задач.Скачать

Сцепленное наследование генов. Решение генетических задач.

Задача по генетике. Сцепленное наследованиеСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии