«Биология. Общие закономерности. 9 класс». С.Г. Мамонтова и др. (гдз)
Биотические факторы. Цепи питания
Вопрос 1.
Биотические факторы представляют собой формы влияния на организм со стороны других живых организмов — влияние животных на растения, растений на животных, паразитарные отношения, взаимовлияние микроорганизмов и высших организмов друг на друга и т.д.
Вопрос 2.
Животный мир пресноводного водоема богат и разнообразен. В воде и иле, покрывающем дно, обитают многочисленные простейшие, мелкие рачки — циклопы, личинки насекомых, плоские черви — планарии, в грунте водоемов — свободно- живущие круглые и кольчатые черви. На листьях водных растений сидят пресноводные гидры, очень многочисленны разнообразные моллюски, насекомые, например крупный хищный клоп гладыш или водяной скорпион. Наконец, в пресноводных водоемах обычно обитают растительноядные и хищные рыбы, амфибии и их личинки — головастики. Взаимоотношения в данном сообществе в первую очередь определяются пищевыми потребностями. Одноклеточные водоросли служат пищей простейшим, низшим ракообразным — циклопам и дафниям, личинкам насекомых, фильтрующим двустворчатым моллюскам. Высшие растения поедаются растительноядными рыбами, скоблящими брюхоногими моллюсками, личинками некоторых насекомых. В свою очередь, мелкие рачки, черви, личинки насекомых служат пищей рыбам и амфибиям. Хищные рыбы охотятся на растительноядных. В воде кормятся некоторые млекопитающие, например выхухоль, питающаяся моллюсками, насекомыми и их личинками, иногда рыбой. Мертвые органические останки падают на дно. На них развиваются бактерии, которых, в свою очередь, потребляют простейшие, фильтрующие моллюски и т. д. Таким образом, пищевые отношения служат регулятором численности видов, входящих в биоценоз.
Вопрос 3.
Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются по высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный — составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников — лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корни растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом на этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают многочисленные виды других групп организмов: в почве — — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.
Вопрос 4.
Все обитатели биоценоза находятся друг с другом в пищевых отношениях. Так, например, в биоценозе пресноводного водоема одноклеточные водоросли служат пищей простейшим, низшим ракообразным — циклопам и дафниям, личинкам насекомых, фильтрующим двустворчатым моллюскам. Высшие растения поедаются растительноядными рыбами, скоблящими брюхоногими моллюсками, личинками некоторых насекомых. В свою очередь мелкие рачки, черви, личинки насекомых служат пищей рыбам и амфибиям. Хищные рыбы охотятся на растительноядных. В воде кормятся некоторые млекопитающие, например выхухоль, питающаяся моллюсками, насекомыми и их личинками, иногда рыбой. Мертвые органические останки падают на дно. На них развиваются бактерии, которых, в свою очередь, потребляют простейшие, фильтрующие моллюски и т. д. Пищевые отношения служат регулятором численности видов, входящих в биоценоз.
Вопрос 5.
Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему, носит название цепи питания. Пищевая цепь, или цепь питания, — это перенос энергии от растения через ряд организмов путем поедания одних видов другими. Таким образом, цепи питания — это трофические связи между видами (от греч. «трофе» — питание). Разные уровни питания в экологической системе называют трофическими уровнями. В основе цепи питания (первый трофический уровень) лежат зеленые растения — продуценты. Второй — первичные консументы (растительноядные животные), третий — вторичные консументы (плотоядные животные, поедающие растительноядных), и т.д.
Вопрос 6.
В цепях питания существует закономерность, отражающая эффективность использования и превращения энергии в процессе питания живых организмов. На каждом последующем трофическом уровне утилизируется лишь 5—15 % энергии биомассы, которая превращается во вновь построенное органическое вещество. Остальная энергия рассеивается в виде тепла или просто не усваивается. Таким образом, в результате неминуемой потери энергии количество образующегося органического вещества на каждом следующем пищевом уровне резко уменьшается. КПД каждого звена в среднем составляет около 10 %. Поэтому цепи питания состоят не более чем из 4—6 пищевых уровней.
Так, для образования 1 кг массы тела дельфина нужно 10 кг съеденной рыбы, а этим рыбам нужно 100 кг беспозвоночных животных, которым, в свою очередь, требуется 1000 кг фитопланктона. Если эти величины изобразить в соответствующем масштабе и разместить в порядке зависимости, то образуется пирамида, которая получила название экологической пирамиды. На основе правила экологической пирамиды можно рассчитать количественные соотношения разных видов животных и растений в экосистемах.
Различают несколько типов экологических пирамид: пирамида чисел отражает число особей на каждом уровне пищевой цепи; пирамида биомассы — количественное соотношение органического вещества; пирамида энергии — количество энергии в пище каждого трофического уровня.
Экологическая пирамида отражает число особей на каждом этапе пищевой цепи, или количество биомассы, или количество энергии. Все эти величины имеют одинаковую направленность. С каждым звеном в цепи организмы становятся крупнее, они медленнее размножаются, их число уменьшается. Особи вида, занимающего положение высшего звена, свободно размножаются, конкурируют друг с другом, но во взрослом состоянии не имеют врагов и непосредственно не истребляются. Ограничивающим фактором здесь является только размер территории для кормления и количество пищи.
Вопрос 7.
Устойчивость биоценоза определяется разнообразием его видового состава. Чем богаче видовой состав биоценоза, тем устойчивее сообщество в целом.
🌟 Видео
БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.Скачать
Биотические факторы. Пищевые цепи и сети. 7 класс.Скачать
Биотические факторы. Видеоурок по биологии 11 классСкачать
Биология | Выгодные отношения в природе: 3 типа комменсализмаСкачать
Экологические факторы среды | Биология 5 класс #18 | ИнфоурокСкачать
Биология. 7 класс. Экологическое факторы среды: абиотические и биотические /01.09.2020/Скачать
Биология параграф #17 семенные растенияСкачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Учитель порезал ножом руку ученицы :|Скачать
§17 "Факторы размещения производства", География 9 класс, ДомогацкихСкачать
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Видеоурок по биологии 5 классСкачать
Значение, строение и функционирование нервной системы. Видеоурок по биологии 8 классСкачать
Биология 6 класс (Пасечник) Параграф 51 «класс двудольные»Скачать
Биология 11 класс (Урок№15 - Свойство и развитие экосистем.)Скачать
Биология 7 класс (Урок№3 - Высшие споровые растения.)Скачать
Как действуют органы чувств и анализаторы. Видеоурок по биологии 8 классСкачать
География 5 класс (Урок№17 - Литосфера и человек.)Скачать
Биология 11 класс (Урок№14 - Сообщества и экосистемы.)Скачать