Дигибридное скрещивание у растений. Задачи 308 — 312

Определение генотипов и фенотипов у растений при дигибридном скрещивании

 

Видео:Дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Дигибридное скрещивание. 9 класс.

Задача 308.
У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью. Скрестили растения раннеспелого опущенного сорта с позднеспелым, гладким. Получили гибриды F1 150 штук, все раннеспелые, опушенные. Гибриды F1 снова скрестили с растениями позднеспелого, гладкого сорта и получили 464 растения F2.
А) Сколько типов гамет образует гибрид F1?
Б) Сколько гетерозиготных растений в F1?
В) Сколько в F2 позднеспелых, опушенных растений?
Г) Сколько в F2 образуется гомозиготных пар?
Д) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов F2?
Решение:
А — раннеспелость;
а — позднеспелость;
В — опущенность растения;
b — гладкость растения.
Так ка при скрещивании раннеспелого опущенного растения овса с позднеспелым, гладким получено потомство F1 150 штук, все раннеспелые, опушенные, то родительские формы гомозиготны — ААВВ и aabb.
Схема скрещивания
Р: ААВВ   х   aabb
Г: АВ         ab
F1: АaВb — 100%.
Фенотип:
АaВb — раннеспелое, опущенное растение — 100%.
Наблюдается единообразие первого поколения.
Схема скрещивания:
Р: АaВb      х        АaВb
Г: AB; Ab             AB; Ab
   aB; ab             aB; ab
F2: 1AABB — 6,25%; 2AABb — 12,5%; 2AaBB — 12,5%; 4AaBb — 25%; 2Aabb — 12,5%; 1ААbb — 6,25%; 2aaBb — 12,5%; 1aaBB — 6,25%; 1aabb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB — раннеспелое, опущенное растение — 6,25%; 
AABb — раннеспелое, опущенное растение — 12,5%; 
AaBB — раннеспелое, опущенное растение — 12,5%; 
AaBb — раннеспелое, опущенное растение — 25%; 
Aabb — раннеспелое, гладкое растение — 12,5%; 
ААbb — раннеспелое, гладкое растение — 6,25%;
aaBb — позднеспелое, опущенное растение — 12,5%; 
aaBB — позднеспелое, опущенное растение — 6,25%; 
aabb — позднеспелое, гладкое растение — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
раннеспелое, опущенное растение — 56,25%;
раннеспелое, гладкое растение — 18,75%;
позднеспелое, опущенное растение — 18,75%; 
позднеспелое, гладкое растение — 6,25%.
Наблюдается 4 типа  фенотипа. Расщепление по фенотипу — 9:3:3:1.

Выводы:
А) гибрид F1 образует 4 типа гамет;
Б) все растения в F1 являются гетерозиготами;
В) в F2 позднеспелых, опушенных растений 18,75%; 
Г) в F2 образуется по 6,25% гомозиготных пар — ААВВ и aabb;
Д) среди гибридов F2 yаблюдается 9 типов генотипов

 


Задача 309.
У тыквы белая окраска плодов доминирует над окрашенной, дисковидная форма – над сферической. Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещено с растением такого же фенотипа, дало 28 белых дисковидных, 9 белых сферических, 10 желтых дисковидных и 3 желтых сферических. Определить генотипы родительских растений и потомства. Каково расщепление фенотипов в F1?
Решенине:
А — белая окраска плода;
а — окрашенный плод;
В — дисковидная форма плода;
b — сферическая форма плода.
Рассчитаем соотношение фенотипов потомства, получим:
28 : 9 : 10 : 3 = 9,33 : 3 : 3,33 : 1 приблизительно 9:3:3:1. Такое расщепление фенотипов, согласно второму закону Менделя, возможно при скрещивании дигетерозигот друг с другом. Значит, генотип обоих родительских растений — АаBb.
Схема скрещивания
Р: АаBb        x         АаBb  
Г: AB; Ab                AB; Ab
   aB; ab                aB; ab
F1: 1AABB — 6,25%; 2AABb — 12,5%; 2AaBB — 12,5%; 4AaBb — 25%; 2Aabb — 12,5%; 1ААbb — 6,25%; 2aaBb — 12,5%; 1aaBB — 6,25%; 1aabb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB — белые дисковидные плоды — 6,25%; 
AABb — белые дисковидные плоды — 12,5%; 
AaBB — белые дисковидные плоды — 12,5%; 
AaBb — белые дисковидные плоды — 25%; 
Aabb — белые сферические плоды — 12,5%; 
ААbb — белые сферические плоды — 6,25%;
aaBb — окрашенные дисковидные плоды — 12,5%; 
aaBB — окрашенные дисковидные плоды — 6,25%; 
aabb — окрашенные дисковидные плоды — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
белые, дисковидные плоды — 56,25%;
белые сферические плоды — 18,75%;
окрашенные дисковидные плоды — 18,75%; 
окрашенные дисковидные плоды — 6,25%.
Наблюдается 4 типа  фенотипа. Расщепление по фенотипу — 9:3:3:1.

Выводы:
1) генотип обоих родительских растений — АаBb;
2) генотипы потомства — AABB — 6,25%; AABb — 12,5%; AaBB — 12,5%; AaBb — 25%; Aabb — 12,5%; ААbb — 6,25%; aaBb — 12,5%; aaBB — 6,25%; aabb — 6,25%.
3) расщепление фенотипов в F1 — 9:3:3:1.

 


Задача 310.
У редиса сильная опущенность листьев доминирует над отсутствием опущения, а удлиненная форма корнеплода неполностью доминирует над круглой. Проанализируйте потомство гибридов по генотипу и фенотипу от самоопыления дигетерозиготного растения, имеющего опущенные листья и овальной формы корнеплоды, при независимом наследовании признаков.
Решение:
А — аллель гена опущенности листьев;
а — аллель гена отсутствия опущения листьев;
В — аллель гена удлиненной формы корнеплода;
b — аллель гена руглой формы корнеплода;
Bb — овальная форма корнеплода редиса;
АаBb — редис с опущенными листьями и овальной формы корнеплодами.
Схема скрещивания
Р: АаBb    х       АаBb
Г: AB; Ab          AB; Ab
   aB; ab          aB; ab
F1: AABB — 6,25%; AABb — 12,5%; AaBB — 12,5%; AaBb — 25%; Aabb — 12,5%; ААbb — 6,25%; aaBb — 12,5%; aaBB — 6,25%; aabb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB — опушенные листья, удлиненная форма корнеплода — 6,25%; 
AABb — опушенные листья, овальная форма корнеплода — 12,5%; 
AaBB — опушенные листья, удлиненная форма корнеплода — 12,5%; 
AaBb — опушенные листья, овальная форма корнеплода — 25%; 
Aabb — опушенные листья, круглая форма корнеплода — 12,5%; 
ААbb — опушенные листья, круглая форма корнеплода — 6,25%; 
aaBb — неопушенные листья, овальная форма корнеплода — 12,5%; 
aaBB — неопушенные листья, удлиненная форма корнеплода — 6,25%; 
aabb — неопушенные листья, круглая форма корнеплода — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
опушенные листья, удлиненная форма корнеплода — 18,75%;
опушенные листья, овальная форма корнеплода — 37,5%;
опушенные листья, круглая форма корнеплода — 18,75%;
неопушенные листья, овальная форма корнеплода — 12,5%; 
неопушенные листья, удлиненная форма корнеплода — 6,25%; 
неопушенные листья, круглая форма корнеплода — 6,25%.
Наблюдается 6 типав фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:6:3:2:1:1


Задача 311.
При скрещивании двух сортов томатов с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды получились шаровидные и красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и соотношение фенотипов второго поколения.
Решение:
А — ген красной окраски плодов томата; 
а — ген жёлтой окраски плодов томата;
В — ген шаровидной формы плодов томата; 
в — ген грушевидной формы плодов томата; 
Схема скрещивания (1)
Р: ААВВ   х   ааbb
Г: АB         аb
F1: AaBb — 100%.
Фенотип:
AaBb — растение томата с красными шаровидными плодами — 25%.
Расщепления и по генотипу и по фенотипу нет, наблюдается единообразие первого поколения.
Схема скрещивания (2)
Р: AaBb     х     AaBb
Г: AB; Ab         AB; Ab
   aB; ab         aB; ab
F2: 1AABB — 6,25%; 2AABb — 12,5%; 2AaBB — 12,5%; 4AaBb — 25%; 2Aabb — 12,5%; 1ААbb — 6,25%; 2aaBb — 12,5%; 1aaBB — 6,25%; 1aabb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB — растения томата с красными шаровидными плодами — 6,25%; 
AABb — растения томата с красными шаровидными плодами — 12,5%; 
AaBB — растения томата с красными шаровидными плодами — 12,5%; 
AaBb — растения томата с красными шаровидными плодами — 25%; 
Aabb — растения томата с красными грушевидными плодами — 12,5%; 
ААbb — растения томата с красными грушевидными плодами — 6,25%; 
aaBb — растения томата с жёлтыми шаровидными плодами — 12,5%; 
aaBB — растения томата с жёлтыми шаровидными плодами — 6,25%; 
aabb — растения томата с жёлтыми грушевидными плодами — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
растение томата с красными шаровидными плодами — 56,25%;
растение томата с красными грушевидными плодами — 18,75%;
растения томата с жёлтыми шаровидными плодами — 18,75%;
растения томата с жёлтыми грушевидными плодами — 6,25%.
Наблюдается 4 типав фенотипа. Расщепление по фенотипу — 9:3:3:1.

Выводы;
1) генотипы родителей AABB и aabb;
2) генотипы потомства в F1;
3) соотношение фенотипов второго поколения — 9:3:3:1.


Задача 312.
Скрестили дигетерозиготное растение томата с красными круглыми плодами с гомозиготным растением с желтыми овальными плодами (круглая форма плода и его красная окраска являются доминантными признаками). Определите соотношение фенотипов F1.
Решение:
А — ген красной окраски плодов томата; 
а — ген жёлтой окраски плодов томата;
В — ген округлой формы плодов томата; 
в — ген овальной формы плодов томата; 
АаВв — дигетерозиготное растение томата — растение томата с красными круглыми плодами; 
aabb — рецессивная дигомозигота —  растение томата с желтыми овальными плодами.
Схема скрещивания
Р: АаВв    х    aabb
Г: АB; Ab       ab
   aB; ab
F1: AaBb — 25%; Aabb — 25%; aaBb — 25%; aabb — 25.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Фенотип:
AaBb — растение томата с красными круглыми плодами — 25%; 
Aabb — растение томата с красными овальными плодами — 25%; 
aaBb — растение томата с жёлтыми круглыми плодами — 25%; 
aabb — растение томата с желтыми овальными плодами — 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1:1:1.  


 

🔥 Видео

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Как Решать Задачи на Дигибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Дигибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Дигибридное скрещивание. 3-ий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Дигибридное скрещивание. 3-ий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТ

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.

Дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 9 класс

Дигибридное скрещиваниеСкачать

Дигибридное скрещивание

Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать

Третий закон Менделя / Задача

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Дигибридное скрещиваниеСкачать

Дигибридное скрещивание

Анализирующее скрещивание. Биология для школьниковСкачать

Анализирующее скрещивание.  Биология для школьников

Решение задач на дигибридное скрещиваниеСкачать

Решение задач на дигибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | ИнфоурокСкачать

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | Инфоурок

Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать

Задача на 1 закон Менделя. Генетика

Решение задачи на дигибридное скрещивание | БиологияСкачать

Решение задачи на дигибридное скрещивание | Биология

Дигибридное скрещивание (легкие задачи)Скачать

Дигибридное скрещивание (легкие задачи)

Биология 10 класс (Урок№14 - Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.)Скачать

Биология 10 класс (Урок№14 - Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.)

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепления

БАЗА ГЕНЕТИКИ с НУЛЯ | ЕГЭ по биологии 2023Скачать

БАЗА ГЕНЕТИКИ с НУЛЯ | ЕГЭ по биологии 2023

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Практическая часть-решение задач.9 класс.Скачать

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Практическая часть-решение задач.9 класс.
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии