Постэмбриональное развитие | Глава 13 Параграф 33

«Биология. Общие закономерности. 9 класс». С.Г. Мамонтова и др. (гдз)

 

Постэмбриональное развитие животных

 

 

Вопрос 1.
Постэмбриональное развитие осуществляется с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти. Подразделяется на три периода: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный.

Период роста (дорепродуктивный)

Этот период характеризуется продолжением начавшегося еще в эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу этого периода все органы достигают той степени дифференцировки, при которой молодое животное может существовать и развиваться вне организма матери или вне яйцевых оболочек. С этого момента начинают функционировать пищеварительный тракт, органы дыхания и органы чувств. Нервная, кровеносная и выделительная системы начинают свою функцию еще у зародыша. В течение периода роста и формообразования окончательно складываются видовые и индивидуальные особенности организма, и особь достигает характерных для вида размеров. Позже других органов дифференцируются половая система. Когда заканчивается ее формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.

Период зрелости (репродуктивный)

В течение этого периода зрелости происходит размножение. Продолжительность этого периода у различных видов животных разная. У некоторых видов (поденки, тутовый шелкопряд) он длится лишь несколько суток, у других — много лет.

Период старости (пострепродуктивный)

Характеризуется уменьшением интенсивности обмена веществ и инволюцией органов. Старение приводит к естественной смерти.

Вопрос 2.
Постэмбриональное развитие осуществляется с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти. Постэмбриональное развитие может быть прямым или непрямым. При прямом развитии яйцевые оболочки или тело матери покидает организм, имеющий закладки всех органов, характерных для взрослых животных, и не имеющий отсутствующих у взрослых животных личиночных органов.
Дорепродуктивный период заключается в основном в росте и завершается периодом полового созревания. У человека для женских особей — в 12—14 лет, для мужских —< в 14—16 лет. Половое созревание проявляется в активизации деятельности половых желез, начале гаметогенеза и более ярком проявлении вторичных половых признаков.
Репродуктивный период характеризуется завершением роста, активной репродукцией. Физические возможности организма по освоению среды обитания проявляются наиболее ярко. Расцветают интеллектуальные, эмоциональные и другие способности. Период завершается климаксом, характеризующимся снижением активности половых желез, завершением гаметогенеза, снижением физических возможностей организма.
Пострепродуктивный период (для человека после 50 — 55 лет у женщин, в 60 — 65 лет у мужчин) характеризуется снижением физических возможностей организма, часто отрицательной динамикой массы тела. Завершается смертью.
При непрямом развитии из яйцевых оболочек выходит личинка, как правило, устроенная проще взрослого животного.
Дорепродуктивный период включает личиночную стадию и часто заканчивается метаморфозом. Личинка имеет специальные личиночные органы и, как правило, не имеет некоторых органов, свойственных взрослым формам.
Метаморфоз может быть полным и неполным. При неполном метаморфозе замена личиночных органов на органы взрослых животных происходит постепенно, без прекращения активного перемещения и питания организма, например у головастика — личиночной формы лягушки.
При полном метаморфозе личинка прекращает активно перемещаться в среде обитания и добывать себе пищу. Она образует куколку, в которой происходит метаморфоз, т.е. замена личиночных органов на органы взрослого организма, как это наблюдается у бабочек.
После завершения превращения у позвоночных происходит рост и половое созревание. У беспозвоночных после завершения метаморфоза наступает репродуктивный период, быстро завершающийся смертью.

Вопрос 3.
Биологическое значение развития с метаморфозом заключается в том, что:
— личинка самостоятельно растет, накапливая клеточный материал для дальнейших превращений. В результате снижаются затраты материнского организма на развитие каждого потомка, что позволяет увеличить численность потомства;
— личиночные формы и взрослые организмы, как правило, обитают в разных условиях среды и используют разные источники питания, что снижает интенсивность борьбы за существование между молодыми и зрелыми формами;
— свободноживущие личинки прикрепленных или паразитических форм способствуют расселению вида.

Вопрос 4.
Личиночную форму амфибий представляет собой головастик, характерные черты строения которого — наличие жаберных щелей, боковой линии, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются легкие и второй круг кровообращения, перестраивается череп. Обращает внимание сходство ряда черт строения головастиков с организацией рыб (боковая линия, строение сердца и кровеносной системы, жаберные щели).

🔍 Видео

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. Видеоурок по биологии 10 класс

Биология 10 класс (Урок№11 - Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.)Скачать

Биология 10 класс (Урок№11 - Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.)

Индивидуальное развитие организма | Биология 9 класс #13 | ИнфоурокСкачать

Индивидуальное развитие организма | Биология 9 класс #13 | Инфоурок

Биология 9 класс Пасечник $13 Индивидуальное развитие организма онтогенезСкачать

Биология 9 класс Пасечник $13 Индивидуальное развитие организма онтогенез

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Видеоурок по биологии 9 класс

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Видеоурок по биологии 10 класс

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Онтогенез| Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Онтогенез| Биология ЦТ, ЕГЭ

§ 27 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.Скачать

§ 27 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Б9 13 Постэмбриональный период развитияСкачать

Б9 13 Постэмбриональный период развития

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Видеоурок по биологии 10 класс

Онтогенез | ЕГЭ Биология | Даниил ДарвинСкачать

Онтогенез | ЕГЭ Биология | Даниил Дарвин

Биология 5-6 класс ( В. Пасечник) Параграф 33 #Биология #Пасечник #параграф33Скачать

Биология 5-6 класс ( В. Пасечник) Параграф 33 #Биология #Пасечник #параграф33

Митоз и мейоз КРАТКО И ПОНЯТНО | Биология ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Митоз и мейоз КРАТКО И ПОНЯТНО | Биология ЕГЭ 2023 | Умскул

Биология 5 класс (Пасечник) аудио параграф 13 «Водоросли»Скачать

Биология 5 класс (Пасечник) аудио параграф 13 «Водоросли»

§ 13. Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории.Скачать

§ 13. Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории.

Не рискуй!Скачать

Не рискуй!

География 5-6кл. §33 "Реки - артерии Земли (1)"Скачать

География 5-6кл. §33 "Реки - артерии Земли (1)"

Влияние факторов внешней среды на онтогенез | Биология 9 класс #14 | ИнфоурокСкачать

Влияние факторов внешней среды на онтогенез | Биология 9 класс #14 | Инфоурок
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии