Охрана природы и перспективы рационального природопользования | Параграф 7.4

«Общая биология. 11 класс». В.Б. Захаров и др. (гдз)

 

Охрана природы и перспективы рационального использования природных ресурсов человеком

 

 

Вопрос 1. Повторите предыдущий параграф и сформулируйте, зачем и почему необходимы бережное отношение к природе и ее охрана.
Человек, как любой живой организм на Земле, вовлечен в сложную систему взаимоотношений живых организмов между собой и условиями окружающей среды. Изменения, происходящие в природе в ходе хозяйственной деятельности человека, как правило, отрицательно сказываются и на самом человеке. Так, уменьшение количества пахотных земель из-за нарушения целостности почв и загрязнения пресноводных водоемов ведет к возникновению пищевого и водного голода в ряде регионов Земли. Выбросы в атмосферу, попадание в почву и водную среду тяжёлых металлов, радиоактивных веществ, углеводородов приводит к повышенному мутагенезу, а следовательно, к увеличению количества онкологических заболеваний в популяциях человека. Запыленность городов повышает частоту заболеваний дыхательной системы и сокращает жизнь человека. Некоторые процессы приобретают Необратимый на биосферном уровне характер. Например, образование и увеличение площади пустынь в связи с нарушением целостности почв (Сахара) или изменение гидрологического режима (Аральское море). Исчезновение многих видов растений и животных обедняет наш мир не только с биологической, но и с эстетической точки зрения. Необходимо помнить, что человек не сможет выжить вне среды обитания и поэтому он должен заботиться о поддержании ее постоянства — гомеостаза.

Вопрос 2. В чем значение рационального научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира?
Как известно, взаимоотношения в природных сообществах характеризуются высокой сложностью. Различного рода позитивные (симбиоз), негативные (антибиоз) и даже нейтральные отношения между организмами разных видов делают сообщество целостным и устойчивым. Влияние человека на биоценозы, помимо чисто вредительского (загрязнение среды обитания, уничтожение представителей отдельных видов и т. п.), выражается в осуществлении хозяйственной деятельности на обширных площадях. Например, строительство дорог, прокладка различных магистралей, путепроводов нарушают целостность ареалов отдельных популяций; использование полей под монокультуры (пшеница, рожь и др.) неизбежно снижает биологическое разнообразие растений и животных, ранее обитавших на данной территории. Для сохранения живых ресурсов биосферы необходимо учитывать все эти факты и осуществлять хозяйственную деятельность с учетом сложившихся связей в сообществах, по-видимому выделяя часть территории для дикой природы, не создавая сплошные посадки культурных растений, пастбища и т.д. В известном смысле такая мозаичность производственном и сельскохозяйственной деятельности может сократить негативные последствия влияния человека на видовое разнообразие в природе.
Необходимо использовать рациональные методы ведения сельского хозяйства: использовать безотвальную вспашку земель, кулисное земледелие, создание лесозащитных полос, использование высокоурожайных сортов культурных растений и пород домашних животных и другие методы.
Необходимо использовать биологические методы защиты растений. Биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства и защиты окружающей среды от загрязнения должны приобретать все большее значение в практической деятельности человека. Использование растений и приготовленных из них препаратов, может частично заменить ядохимикаты, которые применяет человек в борьбе с вредителями.
В последнее время все больше внимания уделяют растениям как индикаторам и очистителям внешней среды. Растения могут быть использованы в качестве индикаторов состояния среды. Чрезвычайно чувствительны к загрязнению атмосферы сернистым газом лишайники, хвойные породы, особенно ель. Гладиолусы, напротив, проявляют к этому газу устойчивость, но отрицательно реагируют на повышение содержания фтора; при наличии его в атмосфере у них начинают отмирать верхние листья. При слабой концентрации в воздухе хлористого водорода поражаются листья у люцерны, редиса. Загрязнение среды медью вызывает изменение окраски лепестков на голубую или даже черную у мака и розы; под влиянием избытка цинка цветки мака могут стать махровыми.
Использование живых организмов для очистки сточных вод, в угледобывающих шахтах и других производствах. Есть бактерии, усваивающие метан и разлагающие его до углекислого газа и воды. Учеными разрабатываются методы для использования этих бактерий в угледобывающих шахтах (где на каждую тонну добытого угля высвобождается более 100 м3 метана) с целью улучшения труда шахтеров и обеспечения его безопасности. Бактериям, другим микроорганизмам, и водным растениям отводится большая роль в очищении воды (биологическое самоочищение). Наиболее активными очистителями являются бактерии.
Рекультивация карьеров терриконов и других объектов — следов промышленной деятельности человека. Создание лесонасаждений на месте вырубленных лесов и т.д.
Использование альтернативных источников энергии (приливо-отливные, ветровые, световые электростанции) будет способствовать сохранению организмов в природе.
Развитие биотехнологии будет способствовать рациональному использованию природы, сохранению видов животных и растений.

🎬 Видео

Видеоурок "Основы рационального природопользования"Скачать

Видеоурок "Основы рационального природопользования"

Охрана природы и перспективы рационального природопользованияСкачать

Охрана природы и перспективы рационального природопользования

Что такое рациональное природопользование?Скачать

Что такое рациональное природопользование?

География 8 класс (Урок№28 - Охрана природы и особоохраняемые территории.)Скачать

География 8 класс (Урок№28 - Охрана природы и особоохраняемые территории.)

§17 "Охрана природы", География 7 класс ч.1, ДомогацкихСкачать

§17 "Охрана природы", География 7 класс ч.1, Домогацких

Основы рационального природопользования | Биология 11 класс #29 | ИнфоурокСкачать

Основы рационального природопользования | Биология 11 класс #29 | Инфоурок

Б9 56 Охрана природы и основы рационального природопользованияСкачать

Б9 56 Охрана природы и основы рационального природопользования

Терраформирование до нашей эры и очередная забытая крепость. ТурцияСкачать

Терраформирование до нашей эры и очередная забытая крепость. Турция

Принципы рационального природопользования. Проектирование экономически чистых производствСкачать

Принципы рационального природопользования. Проектирование экономически чистых производств

Охрана природы и природопользованиеСкачать

Охрана природы и природопользование

Рациональное природопользованиеСкачать

Рациональное природопользование

Охрана природы. Видеоурок по обществознанию 7 классСкачать

Охрана природы. Видеоурок по обществознанию 7 класс

Рациональное использование природы и ее охрана. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Рациональное использование природы и ее охрана. Видеоурок по биологии 9 класс

46. Охрана природы. Часть 1Скачать

46. Охрана природы. Часть 1

Экология 11 класс (Урок№2 - Лесные ресурсы. Охрана и рациональное использование лесов.)Скачать

Экология 11 класс (Урок№2 - Лесные ресурсы. Охрана и рациональное использование лесов.)

Голубева Елена - Рациональное природопользованиеСкачать

Голубева Елена - Рациональное природопользование

География. 10 класс. Принципы рационального природопользования /21.10.2020/Скачать

География. 10 класс. Принципы рационального природопользования /21.10.2020/

Естествознание 11 класс (Урок№52 - Проблемы научно обоснованного природопользования.)Скачать

Естествознание 11 класс (Урок№52 - Проблемы научно обоснованного природопользования.)

Природа и человек. Тема 9. Охрана природы — важная задача государстваСкачать

Природа и человек. Тема 9. Охрана природы — важная задача государства

Основы рационального природопользования. Урок биологии.Скачать

Основы рационального природопользования. Урок биологии.
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии