Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | Параграф 3.4

«Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А. Каменский (гдз) 

 

Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Биогенетический закон

 

 

 

Вопрос 1. Чем начинается и чем заканчивается эмбриональный период развития?
Эмбриональный период (греч. еmbryon — зародыш) начинается с оплодотворения и образования зиготы. Окончание этого периода при разных типах онтогенеза связано с различными моментами развития. 
Эмбриональный период делится на следующие стадии:
1) оплодотворение – образование зиготы;
2) дробление – образование бластулы;
3) гаструляция – образование зародышевых листков;
4) гисто- и органогенез — образование органов и тканей зародыша.
При личиночной форме онтогенеза эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается выходом из яйцевых оболочек.
При неличиночной форме онтогенеза эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается выходом из зародышевых оболочек.
При внутриутробной форме онтогенеза эмбриональный период начинается с образования зиготы и длится до рождения.

Вопрос 2. Чем начинается и чем заканчивается постэмбриональный период развития?Постэмбриональный период развития организма начинается рождением (например, у млекопитающих) или выходом организма из яйцевых оболочек (например, у пресмыкающихся, птиц) и длится до конца его жизни. С момента рождения организма или выхода организма из яйцевых оболочек наступает период постэмбрионального развития. Постэмбриональное развитие может быть прямым, когда из яйца или организма матери появляется существо, сходное с взрослым (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие), и непрямым, когда образовавшаяся в эмбриональный период личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается от него способами питания, движения и др. (кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, ракообразные, насекомые, земноводные).
Постэмбриональное развитие животных подразделяется на три периода:
Период роста и формообразования (дорепродуктивный). Этот период характеризуется продолжением начавшегося еще в эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу этого периода все органы достигают той степени дифференцировки, при которой молодое животное может существовать и развиваться вне организма матери или вне яйцевых оболочек. С этого момента начинают функционировать пищеварительный тракт, органы дыхания и органы чувств. Нервная, кровеносная и выделительная системы начинают свою функцию еще у зародыша. В течение периода роста и формообразования окончательно складываются видовые и индивидуальные особенности организма, и особь достигает характерных для вида размеров. Позже других органов дифференцируются половая система. Когда заканчивается ее формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.
Период зрелости (репродуктивный). В течение этого периода зрелости происходит размножение. Продолжительность этого периода у различных видов животных разная. У некоторых видов (поденки, тутовый шелкопряд) он длится лишь несколько суток, у других — много лет.
Период старости (пострепродуктивный). Характеризуется уменьшением интенсивности обмена веществ и инволюцией органов. Старение приводит к естественной смерти.

Вопрос 3. Какие системы органов образуются из эктодермы; энтодермы; мезодермы?
По окончании периода дробления зародыши всех многоклеточных животных вступают в период образования зародышевых слоев (листков). Этот этап называется гаструляцией.
В процессе гаструляции различают два этапа. Сначала образуется ранняя гаструла, имеющая два зародышевых листка: наружный – эктодерму и внутренний – энтодерму. Затем наступает поздняя гаструла, когда образуется средний зародышевый листок – мезодерма, На этой стадии появляется третий слой клеток — мезодерма, которая закладывается между экто- и энтодермой. Вначале она имеет вид двух карманов, полости которых называются вторичной полостью тела. В зародыше хордовых наступает вслед за этим стадия нейрулы — формируется осевой комплекс, состоящий из хорды и нервной пластинки, расположенных параллельно друг другу. Хорда возникает из энтодермы (точнее из хордомезодермы), а нервная пластинка — из эктодермы. В дальнейшем идет дифференцировка клеток: из эктодермы образуются покровный эпителий, эмаль зубов, нервная система, органы чувств. Из энтодермы — эпителий кишечника, пищеварительные железы, легкие. Из мезодермы — скелет, мышцы, кровеносная система, выделительные органы, половая система. У всех животных и у человека одни и те же зародышевые листки формируют одни и те же органы и ткани. Это как раз и свидетельствует о том, что зародышевые листки гомологичны и имеют единое происхождение в эволюции.

Вопрос 4. Приведите примеры животных с прямым и непрямым развитием.
Постэмбриональное развитие организмов может быть прямым, когда из яйца или организма матери появляется существо, сходное с взрослым (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие), и непрямым, когда образовавшаяся в эмбриональный период личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается от него способами питания, движения и др. (кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, ракообразные, насекомые, земноводные).

Вопрос 5. В чем значение биогенетического закона?
Биогенетический закон, сформулированный Ф. Мюллером и Э. Геккелем, позволяет использовать данные эмбриологии для воссоздания хода исторического развития вида.

💥 Видео

Индивидуальное развитие организма | Биология 9 класс #13 | ИнфоурокСкачать

Индивидуальное развитие организма | Биология 9 класс #13 | Инфоурок

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Видеоурок по биологии 9 класс

§ 27 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.Скачать

§ 27 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Онтогенез| Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Онтогенез| Биология ЦТ, ЕГЭ

Биология 10 класс (Урок№11 - Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.)Скачать

Биология 10 класс (Урок№11 - Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.)

Биология 9 класс (Урок№15 - Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Факторы внешней среды.)Скачать

Биология 9 класс (Урок№15 - Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Факторы внешней среды.)

Понятие индивидуального развития организмов. 7 класс.Скачать

Понятие индивидуального развития организмов. 7 класс.

Биология. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический законСкачать

Биология. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Биология 9 класс. Индивидуальное развитиеСкачать

Биология 9 класс. Индивидуальное развитие

Онтогенез | Эмбриональный период развития | Биология ЦЭ, ЦТ, ЕГЭ | Эмбриогенез | Уроки по биологииСкачать

Онтогенез | Эмбриональный период развития | Биология ЦЭ, ЦТ, ЕГЭ | Эмбриогенез | Уроки по биологии

Биология 9 класс Пасечник $13 Индивидуальное развитие организма онтогенезСкачать

Биология 9 класс Пасечник $13 Индивидуальное развитие организма онтогенез

Онтогенез. Эмбриональное развитие организмаСкачать

Онтогенез. Эмбриональное развитие организма

Биогенетический закон (эмбрионы Геккеля)Скачать

Биогенетический закон (эмбрионы Геккеля)

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Видеоурок по биологии 10 класс

Биология 11 класс: Постэмбриональное развитие организмаСкачать

Биология 11 класс: Постэмбриональное развитие организма

Эмбриогенез | ЕГЭ Биология | Даниил ДарвинСкачать

Эмбриогенез | ЕГЭ Биология | Даниил Дарвин

10. Биогенетический закон и эмбриональная изменчивостьСкачать

10. Биогенетический закон и эмбриональная изменчивость

§ 13 Индивидуальное развитие организма ( онтогенез)Скачать

§ 13 Индивидуальное развитие организма ( онтогенез)

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Видеоурок по биологии 10 класс

10 класс - Биология - Онтогенез. Индивидуальное развитие организмовСкачать

10 класс - Биология - Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии