Функции дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания | Параграф 29

«Биология. Человек. 8 класс». Д.В. Колесова и др.

Функции дыхания. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации

 

 

Вопрос 1. Что такое жизненная емкость легких? О чем говорит этот показатель?
Жизненная емкость легких — это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Она примерно равна 3500 см3. Жизненная емкость легких больше у спортсменов, чем у нетренированных людей, и зависит от степени развития грудной клетки, от пола и возраста. Под влиянием курения жизненная емкость легких снижается. Даже после самого максимального выдоха в легких всегда остается немного воздуха, который называется остаточным объемом (около 1000 см3).

Вопрос 2. Какие болезни легких удается выявить с помощью флюорографии?
С помощью флюорографии удается выявить туберкулез и рак легкого.

Вопрос 3. Как проявляется туберкулез легких? Как распространяется палочка Коха — возбудитель туберкулеза?
Возбудителем туберкулеза является туберкулезная палочка Коха. Болезнь чаще всего поражает легкие. Это не только капельная, но и пылевая инфекция. Туберкулезная палочка хорошо сохраняется в сырых и темных помещениях, а в сухих, освещенных солнечным светом местах гибнет. В прошлом туберкулез был массовым заболеванием, причинами которого были недоедание и антисанитарные условия. При попадании возбудителя туберкулеза в легкие развивается первичный очаг воспаления, который выражается в появлении симптомов обычного воспаления. Но в отличие от банальной инфекции воспалительный процесс при туберкулезе развивается очень медленно (это хроническая инфекция, длящаяся годами) и склонен к некрозу первичного очага воспаления. Жалобы больных очень разнообразны. Условно их можно разделить на неспецифические: недомогание, слабость, температура, плохой аппетит, похудание, бледность кожных покровов и другие; и специфические (свойственные в основном туберкулезу): потливость в ночные и утренние часы (как проявления интоксикации, изнуряющие больного), размахи температуры между утренней и вечерней не более чем на 0,5 градуса, навязчивый длительный кашель и т.д. Микобактерия туберкулеза (палочка Коха) передается в основном воздушно-капельным путем, попадая в органы дыхания от больного человека к здоровому.

Вопрос 4. Какие факторы способствуют заболеванию раком легких? В чем выражается эта болезнь?
Наиболее важным фактором, способствующим возникновению рака легкого, является курение. В табачном дыме содержится большое количество канцерогенных веществ. Курение служит причиной рака легкого примерно в 90% случаев. Длительное воздействие канцерогенов при многолетнем курении ведет к нарушению структуры и функции эпителия бронхов, превращению цилиндрического эпителия в многослойный плоский и способствует возникновению злокачественной опухоли. Опухоль разрастается, что приводит не только к очевидному негативному местному воздействию, но и угнетающему влиянию на жизнедеятельность организма в целом, ведет к его крайнему истощению и может привести к летальному исходу.

Вопрос 5. Каковы приемы первой помощи при спасении утопающего?
После извлечения утопающего из воды надо освободить от воды его дыхательные пути. Для этого пострадавшего кладут животом на колено и резкими движениями сдавливают его живот и грудную клетку. Далее при необходимости применяют искусственное дыхание.

Вопрос 6. Какие последствия могут быть при завалах пострадавшего землей? Какую первую помощь ему необходимо оказать?
У пострадавших при завалах землей может наступить удушение при сдавливании горла, попадании в нос и рот земли. После извлечения человека из завала необходимо восстановить его дыхание: очистить рот и нос от грязи, сделать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Важно согреть больного путем растирания кожи, закутывания в теплую одежду, употребления горячих напитков.

Вопрос 7. Почему поражение молнией и техническим электротоком объединяют в одно понятие — «электротравма»?
Поражение молнией и техническим электротоком объединяют в одно понятие — «электротравма», так как они имеют одну и ту же электрическую природу и вызывают похожие нарушения.
Вопрос 8. В чем различие между биологической и клинической смертью?
Биологическая смерть связана со смертью мозга и является необратимой, в то время как клиническая смерть является обратимой, так как при ней мозг человека еще функционирует, даже если прекращается дыхание и останавливается сердце больного.

Вопрос 9. Как проводят искусственное дыхание методами изо рта в рот и изо рта в нос?
Искусственное дыхание методом изо рта в рот. Пострадавшего укладывают лицом вверх на твердую поверхность, под шею подкладывают валик. Необходимо встать на колени возле головы пострадавшего, одной рукой удерживая ее в максимально откинутом назад положении, большим пальцем другой руки оттянуть нижнюю челюсть. Тот, кто оказывает помощь, делает глубокий вдох, потом непосредственно или через марлю плотно охватывает рот потерпевшего своими губами и делает резкий выдох. Нос потерпевшего при этом закрывается пальцами руки, которая находится на лбу. Выдох производится за счет пассивного уменьшения объема грудной клетки пострадавшего. Длительность вдоха должна быть в 2 раза меньше времени, необходимого для выдоха. Частота вдувания кислорода в легкие потерпевшего 12—14 раз в минуту.
Искусственное дыхание методом изо рта в нос. Этот способ используют, когда челюсти пострадавшего плотно сжаты или требуемого расширения грудной клетки при использовании метода изо рта в рот не происходит. Голова пострадавшего также максимально откинута назад и удерживается одной рукой, которая лежит на темени пострадавшего, второй рукой следует закрыть рот. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и своими губами охватывает нос потерпевшего и производит вдувание. Если грудная клетка опадает при выдохе недостаточно, то необходимо приоткрыть рот. пострадавшего.
Показателями эффективности искусственного дыхания являются расширение грудной клетки и приобретение кожей розового оттенка.

Вопрос 10. Как проводят непрямой массаж сердца?
Пострадавшего укладывают на твердую поверхность — пол, землю, стол. Оказывающий помощь располагается сбоку от пострадавшего. Кладет свои ладони (наложенные одна на другую) на нижнюю часть грудной клетки пострадавшего (на два пальца выше мечевидного отростка грудины). Руки должны быть выпрямлены в локтях. За счет тяжести своего тела надавливает на грудную клетку пострадавшего, стараясь прогнуть ее по направлению к позвоночнику на 4—5 см. Затем откидывается назад и снова повторяет толчкообразный нажим. Частота нажатий — 50—70 раз в минуту.

💥 Видео

§ 29 Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.Скачать

§ 29 Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

Строение органов дыхания. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Строение органов дыхания. Видеоурок по биологии 8 класс

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Видеоурок по биологии 8 класс

Заболевания органов дыхания, их профилактика Реанимация | Биология 8 класс #27 | ИнфоурокСкачать

Заболевания органов дыхания, их профилактика  Реанимация | Биология 8 класс #27 | Инфоурок

Функциональные возможность дыхательной системы. Видеоурок 20. Биология 8 классСкачать

Функциональные возможность дыхательной системы. Видеоурок 20. Биология 8 класс

Биология. 7 класс. Заболевания органов дыхания. Причины и профилактика заболеваний /29.12.2020/Скачать

Биология. 7 класс. Заболевания органов дыхания. Причины и профилактика заболеваний /29.12.2020/

Дыхание и его значение Органы дыхания | Биология 8 класс #24 | ИнфоурокСкачать

Дыхание и его значение  Органы дыхания | Биология 8 класс #24 | Инфоурок

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Урок 18. Биология 8 классСкачать

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Урок 18. Биология 8 класс

Биология | Как мы дышим? Дыхательная система человекаСкачать

Биология | Как мы дышим? Дыхательная система человека

Дыхательная система. Функциональная и клиническая анатомия органов дыханияСкачать

Дыхательная система. Функциональная и клиническая анатомия органов дыхания

Патанатомия 7.Болезни органов дыханияСкачать

Патанатомия 7.Болезни органов дыхания

Заболевания органов дыхания. Причины, симптомы, профилактикаСкачать

Заболевания органов дыхания. Причины, симптомы, профилактика

Дыхательная система человека.Скачать

Дыхательная система человека.

ПВБ. Синдромы заболеваний органов дыхания.Скачать

ПВБ. Синдромы заболеваний органов дыхания.

02-06. Общие характеристики болезней органов дыханияСкачать

02-06. Общие характеристики болезней органов дыхания

Фармакология. Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыханияСкачать

Фармакология. Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания

Регуляция дыхания. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Регуляция дыхания. Видеоурок по биологии 8 класс

Дыхательная система | Анатомия человека | БиологияСкачать

Дыхательная система | Анатомия человека | Биология

Биология 8 класс (Урок№19 - Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях.)Скачать

Биология 8 класс (Урок№19 - Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях.)

Анатомия и физиология дыхательной системы человека - краткоСкачать

Анатомия и физиология дыхательной системы человека - кратко
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии