Биосфера. Среды жизни | Параграф 6.1

 «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А. Каменский (гдз)

 

Биосфера. Особенности жизни организмов в различных средах

 

 

Вопрос 1. Назовите основные особенности жизни организмов в водной среде, в наземно-воздушной среде, в почве.
Особенности жизни организмов в водной среде, наземно-воздушной среде и в почве определяются физическими и химическими свойствами этих сред жизни. Эти свойства оказывают значительное влияние на действие других факторов неживой природы — стабилизируют сезонные колебания температуры (вода и почва), постепенно изменяют освещенность (вода) или полностью ее исключают (почва) и т. п.
Гидросфера, или водная оболочка Земли, составляет около 70 % поверхности Земного шара. Наибольшие запасы воды сосредоточены в Мировом океане (до 95 %), остальные 5 % приходятся на пресные водоемы (озера, реки и т.д.). В воде обитает огромное количество живых организмов, причем их типовое разнообразие значительно выше, чем на суше. Состояние гидросферы — важнейший фактор, определяющий климатические условия различных географических областей. Вода — плотная по сравнению с воздухом среда, обладающая выталкивающей силой и являющаяся хорошим растворителем. Поэтому многие организмы, обитающие в воде, характеризуются слабым развитием опорных тканей (водные растения, простейшие, кишечнополостные и т. п.), особыми способами передвижения (парение, реактивное движение), особенностями дыхания и приспособлениями к поддержанию постоянства осмотического давления в клетках, образующих их тела.
Атмосфера, или газовая оболочка Земли, состоит из смеси газов: азота, кислорода, углекислого газа, озона и инертных газов. Атмосфера оказывает огромное влияние на физико-химические и биологические процессы на поверхности земли и в водной среде: кислород необходим всем живым организмам для дыхания; углекислый газ — источник углерода при фотосинтезе и хемосинтезе; азот в результате деятельности азотфиксирующих бактерий переходит в форму нитратов, усваиваемых растениями. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет.
Литосфера — твердая оболочка Земли — включает в себя земную кору и верхнюю часть мантии. Жизнь в литосфере главным образом сосредоточена в ее верхнем плодородном слое — почве, глубина которого не превышает нескольких метров. В строении почвы выделяют несколько горизонтов (сверху вниз): верхний, называемый спадом, следующий — гумусовый слой, обеспечивающий плодородие почв, и третий, состоящий в основном из смеси песка и глины.
Почва — это верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых существ. Между частицами почвы имеются многочисленные полости, которые могут быть заполнены водой или воздухом. Поэтому почву населяют как водные, так и воздуходышащие организмы.

Вопрос 2. Какие приспособления выработались у организмов к обитанию в водной среде?
Водная среда является более плотной, чем воздушная, что определяет приспособления к передвижению в ней. Для активного перемещения в воде необходимы обтекаемая форма тела и хорошо развитая мускулатура (рыбы, головоногие моллюски — кальмары, млекопитающие — дельфины, тюлени).
Планктонные организмы (парящие в воде) имеют приспособления, повышающие их плавучесть, такие как увеличение относительной поверхности тела за счет многочисленных выростов и щетинок; уменьшение плотности за счет накопления в теле жиров, пузырьков газа (одноклеточные водоросли, простейшие, медузы, мелкие рачки). Для организмов, живущих в водной среде, характерны также приспособления к поддержанию водно-солевого баланса. Пресноводные виды имеют приспособления для удаления избытка воды из организма. Этому, например, служат выделительные вакуоли у простейших. В соленой воде, напротив, приходится защищать организм от обезвоживания, что достигается повышением концентрации солей в теле.,
Еще один способ поддерживать свой водно-солевой баланс — это перемещение в места с благоприятным уровнем солености.
И, наконец, постоянство водно-солевой среды организма обеспечивают непроницаемые для воды покровы (млекопитающие, высшие раки, водные насекомые и их личинки).
Растениям для жизни необходима световая энергия Солнца, поэтому водные растения обитают только на тех глубинах, куда способен проникнуть свет (обычно не более 100 м). С увеличением глубины обитания в клетках растений изменяется состав пигментов, принимающих участие в процессе фотосинтеза, что позволяет улавливать проникающие в глубину части солнечного спектра.

Вопрос 3. Как организмы избегают отрицательного влияния низких температур?
При низких температурах существует опасность остановки обмена веществ, поэтому у организмов выработались особые механизмы приспособления к его стабилизации.
Наименее приспособлены к резким колебаниям температуры растения. При резком понижении температуры ниже 0 °С вода в тканях может превратиться в лед, который способен их повредить. Но растения способны выдерживать небольшие отрицательные температуры путем связывания свободных молекул воды в комплексы, неспособные к образованию кристаллов льда (например, путем накапливания в клетках до 20—30% сахаров или жирных масел). При постепенном понижении температуры в процессе сезонных климатических изменений в жизни многих растений наступает период покоя, сопровождающийся либо частичным или полным отмиранием наземных вегетативных органов (травянистые формы), либо временным прекращением или замедлением основных физиологических процессов — фотосинтеза и транспорта веществ.
У животных наиболее надежной защитой от низких температур окружающей среды является теплокровность, но ею обладают не все. Можно выделить следующие пути приспособлений животных к низким температурам: химическую, физическую и поведенческую терморегуляцию.
Химическая терморегуляция связана с увеличением теплопродукции при понижении температуры путем интенсификации окислительно-восстановительных процессов. Этот путь требует расхода большого количества энергии, поэтому животным в суровых климатических условиях необходимо большее количество пищи. Этот вид терморегуляции осуществляется рефлекторно.
Многие холоднокровные животные способны поддерживать оптимальную температуру тела за счет работы мышц. Например, шмели в прохладную погоду разогревают тело дрожью до 32—33 °С, что дает им возможность взлетать и кормиться.
Физическая терморегуляция связана с наличием у животных специальных покровов тела — перьевого или волосяного, которые благодаря своей структуре образуют воздушную и окружающей средой, так как известно, что воздух является отличным теплоизолятором. Кроме того, многие животные, обитающие в суровых климатических условиях, накапливают подкожный жир, также обладающий термоизоляционными свойствами.
Поведенческая терморегуляция связана с перемещением в пространстве с целью избегания неблагоприятных для жизнедеятельности температур, созданием убежищ, скучиванием в группы, изменением активности в разное время суток или года.

Вопрос 4. В чем состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Паразитизм — тип взаимоотношений между различными видами живых организмов, при котором один из них использует другого в качестве среды обитания. Паразиты отмечены практически во всех таксономических группах организмов: облигатные внутриклеточные паразиты — вирусы, паразитические бактерии, одноклеточные животные, целые классы среди беспозвоночных, низшие хордовые. Существуют паразитические грибы и высшие растения. Паразиты выработали ряд специфических приспособлений, которые отличают их от свободноживущих представителей той же группы организмов. Это, прежде всего наличие органов проникновения и фиксации в организме хозяина, размеры и форма тела, высокая репродуктивная способность, сложные циклы развития и т.д.
Популяционные взаимоотношения в системе паразит ⇔ хозяин достаточно сложны, но в конечном итоге также служат механизмом регуляции численности.
Симбиоз — явление, противоположное паразитизму.
Под симбиозом понимается взаимовыгодное сожительство двух или большего числа организмов. В симбиоз могут вступать бактерии, водоросли, грибы, одноклеточные организмы, высшие растения и животные. Примеры симбиоза многочисленны. Это клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений; микоризасимбиоз почвенных грибов и корней высших растений; лишайникисимбиоз грибов и водорослей; жгутиконосцы, обитающие в кишечнике термитов; раки-отшельники и актинии и др.
Таким образом, условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с условиями внешней среды, поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и системы, необходимые свободноживущим видам (органы чувств, органы передвижения, пищеварения и т.п.), но при этом у них возникают приспособления для удержания в теле хозяина (крючки, присоски и т. п.) и эффективного размножения.

🔍 Видео

Биосфера - среда жизниСкачать

Биосфера - среда жизни

География 6 класс (Урок№13 - Биосфера — земная оболочка.)Скачать

География 6 класс (Урок№13 - Биосфера — земная оболочка.)

Среды обитания организмов. Знакомство с организмами различных сред обитания. Видеоурок по биологии 5Скачать

Среды обитания организмов. Знакомство с организмами различных сред обитания. Видеоурок по биологии 5

Биосфера | Биология ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Биосфера | Биология ЕГЭ 2023 | Умскул

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере | Биология ЕГЭ, ЦТ

Биосфера. Среды жизни. ( фильм 1) Урок биологии.Скачать

Биосфера.  Среды жизни. ( фильм 1) Урок биологии.

Экология 10 класс (Урок№8 - Биосферный уровень организации жизни. Биосфера как глоб. экосистема.)Скачать

Экология 10 класс (Урок№8 - Биосферный уровень организации жизни. Биосфера как глоб. экосистема.)

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Видеоурок по биологии 9 класс

Биосфера - сфера жизниСкачать

Биосфера - сфера жизни

Видеоурок по биологии "Среды жизни Планеты Земля"Скачать

Видеоурок по биологии "Среды жизни Планеты Земля"

Экология 10 класс (Урок№5 - Среды жизни и средообразующая деятельность организмов.)Скачать

Экология 10 класс (Урок№5 - Среды жизни и средообразующая деятельность организмов.)

Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферуСкачать

Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферу

География 6 класс (Урок№15 - Биосфера и человек.)Скачать

География 6 класс (Урок№15 - Биосфера и человек.)

Среды жизни и средообразующая деятельность организмовСкачать

Среды жизни и средообразующая деятельность организмов

6 класс.Среда обитанияСкачать

6 класс.Среда обитания

Среды жизни на Земле. Приспособленность организмовСкачать

Среды жизни на Земле. Приспособленность организмов

Биосфера. Среды жизни. Урок биологии.Скачать

Биосфера.  Среды жизни.  Урок биологии.

Биосфера. Среды жизни. (фильм 2) Урок биологии.Скачать

Биосфера.  Среды жизни. (фильм 2) Урок биологии.

Тема №4. Среды жизни и приспособления организмов к ним.Скачать

Тема №4. Среды жизни и приспособления организмов к ним.

Биология (Л.Н.Сухорукова) 9к §48 Среды жизни. Биосфера и её границыСкачать

Биология (Л.Н.Сухорукова) 9к §48 Среды жизни. Биосфера и её границы
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии