Биосфера и человек | Глава 18 Параграф 56

 «Биология. Общие закономерности. 9 класс». С.Г. Мамонтова и др. (гдз)

 

Влияние деятельности человека на биосферу. Охрана природы

 

 

Вопрос 1.
Человек, как любой живой организм на Земле, вовлечен в сложную систему взаимоотношений живых организмов между собой и условиями окружающей среды. Изменения, происходящие в природе в ходе хозяйственной деятельности человека, как правило, отрицательно сказываются и на самом человеке. Так, уменьшение количества пахотных земель из-за нарушения целостности почв и загрязнение пресноводных водоемов ведут к возникновению пищевого и водного голода в ряде регионов Земли. Выбросы в атмосферу, почву и водную среду тяжелых металлов, радиоактивных веществ, углеводородов приводит к повышенному мутагенезу, а следовательно, к увеличению количества онкологических заболеваний в популяциях человека. Запыленность городов повышает частоту заболеваний бронхо-легочной системы и сокращает жизнь человека. Некоторые процессы приобретают необратимый характер на биосферном уровне. Например, образование и увеличение площади пустынь в связи с нарушением целостности почв (Сахара) или изменение гидрологического режима (Аральское море). Исчезновение многих видов растений и животных обедняет наш мир не только с биологической, но и с эстетической точки зрения. Необходимо помнить, что человек не сможет выжить вне среды обитания и поэтому он должен заботиться о поддержании ее постоянства — гомеостаза.

Вопрос 2.
В настоящий момент в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями в основном применяются ядохимикаты. Это приводит к отравлению не только вредителей, но и многих полезных видов — птиц, мелких млекопитающих, рыб. Смыв ядохимикатов с полей приводит к загрязнению Мирового океана. Применение биологических видов борьбы с вредителями сельского хозяйства (использование грибов, вызывающих заболевания в их популяции, естественных хищников) позволяет снизить количество ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве, и избежать негативных эффектов их применения.

Вопрос 3.
В городах сосредоточена основная масса населения и наибольшее количество крупных производств. Городские инфраструктуры (канализация, помойки, транспортная сеть) выделяют огромное количество загрязняющих веществ.
Все эти ядовитые компоненты в огромном количестве накапливаются в городской почве и вымываются грунтовыми водами, которые находят себе выход на поверхность в виде родников и источников. Поэтому употребление воды из них может привести к отравлению ядохимикатами, вспышкам кишечных инфекций, накоплению в организме человека вредных веществ, в том числе и мутагенов.

Вопрос 4.
Для повышения продуктивности сельского хозяйства громадное значение имеют правильная агротехника и специальные мероприятия по охране почвы. Например, борьбу с оврагами успешно ведут путем посадки растений — деревьев, кустарников, трав. Растения защищают почвы от смыва и уменьшают скорость течения воды. Окультуривание оврагов позволяет использовать их в хозяйственных целях. Разнообразие посевов и посадок по оврагу способствует образованию стойких биоценозов. В зарослях поселяются птицы, что имеет немаловажное значение в борьбе с вредителями. Защитные лесонасаждения в степях препятствуют водной и ветровой эрозии. Разработана система создания устойчивых пастбищных фитоценозов в песчаных пустынях, что очень важно для развития животноводства. Карьеры, котлованы, лишенные почвенного слоя участки на местах открытых выработок полезных ископаемых, отвалы пустой породы в районах угледобычи и т. п. представляют собой особую форму ландшафта, практически лишенную жизни. Естественная сукцессия в таких местах идет замедленными темпами, надолго задерживаясь на стадии рудеральной растительности. Освоение бывших промышленных полигонов — важная задача, поскольку площадь этих бесполезных для человека земель очень велика.
Вопрос 5.
В настоящее время особенно остро стоит вопрос сохранения не только отдельных видов животных, мест их обитания, но и сообществ в целом.
Создание сети заповедников позволяет сохранить многие виды, поставленные на грань исчезновения, и даже повысить их численность. В зависимости от конкретных задач и условий выделяют заказники, занимающиеся повышением численности определенного вида растений или животных (например, Фролихинский заказник на озере Байкал), биосферные заповедники, задачей которых является сохранение биогеоценоза в целом (Приокско-террасный биосферный заповедник) и национальные парки — охраняемые территории, на которых может в том числе проживать человек. Национальные парки ставят своей задачей сохранение не только ландшафтов, биоценозов, но и культурных и исторических памятников определённого региона (Кенозерский национальный парк).
Дальнейшее развитие заповедников и национальных парков позволит наиболее эффективно сохранить биологическое разнообразие нашей планеты.
Некоторые заповедники России
Кандалакшский, Лапландский (Мурманская обл.), Пинежский (Архангельская обл.), Дарвинский (Вологодская, Ярославская обл.), Нижнесвирский (Ленинградская обл.; Завидовский (Московская, Тверская обл.), Приокско-Террасный (Московская обл.), Окский (Рязанская обл.), Воронежский и Хоперский (Воронежская, Липецкая обл.; Астраханский (дельта Волги), Кавказский (главный Кавказский хребет), Башкирский (предгорье Урала), Алтайский, Таймырский, «Столбы» (Красноярский край), Магаданский, Зейский (Амурская обл.), Сихотэ-Алинский) (Приморский край).

🌟 Видео

География 6 класс (Урок№15 - Биосфера и человек.)Скачать

География 6 класс (Урок№15 - Биосфера и человек.)

География 6 класс аудио Параграф 49 «Биосфера и человек»Скачать

География 6 класс аудио Параграф 49 «Биосфера и человек»

Биология 11 класс (Урок№17 - Биосфера и человек.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№17 - Биосфера и человек.)

Биосфера и человекСкачать

Биосфера и человек

Биосфера и человекСкачать

Биосфера и человек

§ 49 Биосфера и человекСкачать

§ 49 Биосфера и человек

Биосфера и человекСкачать

Биосфера и человек

Влияние человека на биосферу (человек и биосфера) | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Влияние человека на биосферу (человек и биосфера) | Биология ЕГЭ, ЦТ

§46 "Биосфера - земная оболочка", География 5-6 классы, Полярная звездаСкачать

§46 "Биосфера - земная оболочка", География 5-6 классы, Полярная звезда

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере | Биология ЕГЭ, ЦТ

Биосфера и человекСкачать

Биосфера и человек

Биосфера | Биология ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Биосфера | Биология ЕГЭ 2023 | Умскул

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

География 6 класс (Урок№13 - Биосфера — земная оболочка.)Скачать

География 6 класс (Урок№13 - Биосфера — земная оболочка.)

Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферуСкачать

Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферу

Биосфера и человекСкачать

Биосфера и человек

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!

Человек и биосфераСкачать

Человек и биосфера

Воздействие человека на природуСкачать

Воздействие человека на природу

Лекция 29 БиосфераСкачать

Лекция 29  Биосфера
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии