«Биология. Общие закономерности. 9 класс». С.Г. Мамонтова и др. (гдз)
Влияние деятельности человека на биосферу. Охрана природы
Вопрос 1.
Человек, как любой живой организм на Земле, вовлечен в сложную систему взаимоотношений живых организмов между собой и условиями окружающей среды. Изменения, происходящие в природе в ходе хозяйственной деятельности человека, как правило, отрицательно сказываются и на самом человеке. Так, уменьшение количества пахотных земель из-за нарушения целостности почв и загрязнение пресноводных водоемов ведут к возникновению пищевого и водного голода в ряде регионов Земли. Выбросы в атмосферу, почву и водную среду тяжелых металлов, радиоактивных веществ, углеводородов приводит к повышенному мутагенезу, а следовательно, к увеличению количества онкологических заболеваний в популяциях человека. Запыленность городов повышает частоту заболеваний бронхо-легочной системы и сокращает жизнь человека. Некоторые процессы приобретают необратимый характер на биосферном уровне. Например, образование и увеличение площади пустынь в связи с нарушением целостности почв (Сахара) или изменение гидрологического режима (Аральское море). Исчезновение многих видов растений и животных обедняет наш мир не только с биологической, но и с эстетической точки зрения. Необходимо помнить, что человек не сможет выжить вне среды обитания и поэтому он должен заботиться о поддержании ее постоянства — гомеостаза.
Вопрос 2.
В настоящий момент в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями в основном применяются ядохимикаты. Это приводит к отравлению не только вредителей, но и многих полезных видов — птиц, мелких млекопитающих, рыб. Смыв ядохимикатов с полей приводит к загрязнению Мирового океана. Применение биологических видов борьбы с вредителями сельского хозяйства (использование грибов, вызывающих заболевания в их популяции, естественных хищников) позволяет снизить количество ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве, и избежать негативных эффектов их применения.
Вопрос 3.
В городах сосредоточена основная масса населения и наибольшее количество крупных производств. Городские инфраструктуры (канализация, помойки, транспортная сеть) выделяют огромное количество загрязняющих веществ.
Все эти ядовитые компоненты в огромном количестве накапливаются в городской почве и вымываются грунтовыми водами, которые находят себе выход на поверхность в виде родников и источников. Поэтому употребление воды из них может привести к отравлению ядохимикатами, вспышкам кишечных инфекций, накоплению в организме человека вредных веществ, в том числе и мутагенов.
Вопрос 4.
Для повышения продуктивности сельского хозяйства громадное значение имеют правильная агротехника и специальные мероприятия по охране почвы. Например, борьбу с оврагами успешно ведут путем посадки растений — деревьев, кустарников, трав. Растения защищают почвы от смыва и уменьшают скорость течения воды. Окультуривание оврагов позволяет использовать их в хозяйственных целях. Разнообразие посевов и посадок по оврагу способствует образованию стойких биоценозов. В зарослях поселяются птицы, что имеет немаловажное значение в борьбе с вредителями. Защитные лесонасаждения в степях препятствуют водной и ветровой эрозии. Разработана система создания устойчивых пастбищных фитоценозов в песчаных пустынях, что очень важно для развития животноводства. Карьеры, котлованы, лишенные почвенного слоя участки на местах открытых выработок полезных ископаемых, отвалы пустой породы в районах угледобычи и т. п. представляют собой особую форму ландшафта, практически лишенную жизни. Естественная сукцессия в таких местах идет замедленными темпами, надолго задерживаясь на стадии рудеральной растительности. Освоение бывших промышленных полигонов — важная задача, поскольку площадь этих бесполезных для человека земель очень велика.
Вопрос 5.
В настоящее время особенно остро стоит вопрос сохранения не только отдельных видов животных, мест их обитания, но и сообществ в целом.
Создание сети заповедников позволяет сохранить многие виды, поставленные на грань исчезновения, и даже повысить их численность. В зависимости от конкретных задач и условий выделяют заказники, занимающиеся повышением численности определенного вида растений или животных (например, Фролихинский заказник на озере Байкал), биосферные заповедники, задачей которых является сохранение биогеоценоза в целом (Приокско-террасный биосферный заповедник) и национальные парки — охраняемые территории, на которых может в том числе проживать человек. Национальные парки ставят своей задачей сохранение не только ландшафтов, биоценозов, но и культурных и исторических памятников определённого региона (Кенозерский национальный парк).
Дальнейшее развитие заповедников и национальных парков позволит наиболее эффективно сохранить биологическое разнообразие нашей планеты.
Некоторые заповедники России
Кандалакшский, Лапландский (Мурманская обл.), Пинежский (Архангельская обл.), Дарвинский (Вологодская, Ярославская обл.), Нижнесвирский (Ленинградская обл.; Завидовский (Московская, Тверская обл.), Приокско-Террасный (Московская обл.), Окский (Рязанская обл.), Воронежский и Хоперский (Воронежская, Липецкая обл.; Астраханский (дельта Волги), Кавказский (главный Кавказский хребет), Башкирский (предгорье Урала), Алтайский, Таймырский, «Столбы» (Красноярский край), Магаданский, Зейский (Амурская обл.), Сихотэ-Алинский) (Приморский край).
🔥 Видео
География 6 класс аудио Параграф 49 «Биосфера и человек»Скачать
География 6 класс (Урок№15 - Биосфера и человек.)Скачать
Биология 11 класс (Урок№17 - Биосфера и человек.)Скачать
Биосфера и человекСкачать
§ 49 Биосфера и человекСкачать
Биосфера и человекСкачать
Влияние человека на биосферу (человек и биосфера) | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать
Биосфера и человекСкачать
Биосфера и человекСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
§46 "Биосфера - земная оболочка", География 5-6 классы, Полярная звездаСкачать
Биосфера | Биология ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать
Биосфера. Круговорот веществ в биосфере | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать
Человек и биосфераСкачать
Биосфера и человекСкачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферуСкачать
География 6 класс (Урок№13 - Биосфера — земная оболочка.)Скачать
Воздействие человека на природуСкачать
Лекция 29 БиосфераСкачать