Определение генотипов и фенотипов потомства при скрешивании. Задача 303 — 307

Определение генотипов и фенотипов при дигибридном скрещивании

 

Наследование рогатости и чалой масти у крупного рогатого скота

 

Задача 303.
При скрещивании комолого чалого быка с рогатой чалой коровой родился рогатый чалый теленок. Впоследствии этот бык скрещивался с рогатой красной, рогатой белой, комолой чалой, комолой белой и комолой красной коровами. От всех скрещиваний телята также оказались рогатыми чалыми.
Определите генотипы быка и всех шести скрещиваемых с ним коров.
Решение:
А — красная масть;
а — белая масть;
Аа — чалая масть;
В — комолость;
b — рогатость;
АаВ_ — чалый комолый бык;
Ааbb — чалая рогатая корова.

1. Скрещивание комолого чалого быка с рогатой чалой коровой

Видео:Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепления

Так как при скрещивании комолого чалого быка с рогатой чалой коровой родился рогатый чалый теленок, то бык будет гетерозиготен по комолости, значит его генотип — AaBb, а коровы — Ааbb.
Схема скрещивания
Р: Ааbb   х   AaBb
Г: Ab; ab     AB; Ab;
                    aB; ab
F1: AABb — 12,5%; AAbb — 12,5%; AaBb — 25%; Aabb — 25%; aaBb — 12,5%; aabb — 12,5%.
Наблюдается 6 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:2:2:1:1.
Фенотип:
AABb — красный комолый телёнок — 12,5%; 
AAbb — красный рогатый телёнок — 12,5%; 
AaBb — чалый комолый телёнок — 25%; 
Aabb — чалый рогатый телёнок — 25%; 
aaBb — белый комолый телёнок — 12,5%; 
aabb — белый рогатый телёнок — 12,5%.
Наблюдается 6 типов фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1:2:2:1:1.

Выводы:
1) при этом скрещивании вероятность рождения рогатого чалого теленка составляет 25%.

2. Скрещивание рогатого чалого быка с рогатой чалой коровой с рогатой красной, рогатой белой, комолой чалой, комолой белой и комолой красной коровами

Так как от рогатого чалого быка при скрещиваниях, указанных в условии задачи, все телята также оказались рогатыми чалыми, то это указывает, что все комолые коровы были гетерозиготны (Аа). Значит, взятые для скрещивания коровы имели генотипы: огатая красная корова — AAbb; рогатая белая — aabb; комолая чалая — АaBb; комолая белая — aaBb; комолая красная — AABb.
Проверим данное утверждение схемами скрещивания, получим: 
а) скрещивание комолого чалого быка с рогатой крассной коровой 

Схема скрещивания 
Р: AAbb   х   AaBb
Г: Ab             AB; Ab;
                      aB; ab
F1: AABb — 25%; AAbb — 25%; AaBb — 25%; Aabb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Фенотип:
AABb — комолый красный телёнок — 25%; 
AАbb — рогатый красный телёнок — 25%ж
AaBb — комолый чалый телёнок — 25%; 
Aabb — рогатый чалый телёнок  — 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1:1:1.

Выводы:
1) при этом скрещивании вероятность рождения рогатого чалого теленка составляет 25%.

Видео:Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать

Задача на 1 закон Менделя. Генетика

б) скрещивание комолого чалого быка с рогатой белой коровой 

Схема скрещивания 
Р: ааbb   х   AaBb 
Г: аb           AB; Ab;
                   aB; ab
F1: AаBb — 25%; Aаbb — 25%; аaBb — 25%; аabb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Фенотип:
AаBb — комолый чалый телёнок — 25%; 
Aаbb — рогатый чалый телёнок — 25%;
аaBb — комолый белый телёнок — 25%; 
аabb — рогатый белый телёнок  — 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1:1:1.

Выводы:
1) при этом скрещивании вероятность рождения рогатого чалого теленка составляет 25%.

в) скрещивание комолого чалого быка с комолой чалой коровой 

Схема скрещивания 
Р: АаВb   х   AaBb 
Г: АВ; Аb     AB; Ab;
     aB; ab     aB; ab
F1
1AABB — 6,25%; 2AABb — 12,5%; 2AaBB — 12,5%; 4AaBb — 25%; 2Aabb — 12,5%; 1ААbb — 6,25%; 2aaBb — 12,5%; 1aaBB — 6,25%; 1aabb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB — комолый красный теленок — 6,25%; 
AABb — комолый красный теленок — 12,5%; 
AaBB — комолый чалый теленок — 12,5%; 
AaBb — комолый чалый теленок — 25%; 
Aabb — рогатый чалый теленок — 12,5%; 
ААbb — рогатый красный теленок — 6,25%; 
aaBb — комолый белый теленок — 12,5%; 
aaBB — комолый белый теленок — 6,25%; 
aabb — рогатый белый теленок — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
комолый красный теленок — 18,75%;
комолый чалый теленок — 37,5%;
рогатый чалый теленок — 12,5%; 
рогатый красный теленок — 6,25%;
комолый белый теленок — 18,75%; 
рогатый белый теленок — 6,25%.
Наблюдается 6 типав фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:6:2:1:3:1.

Видео:Решение генетических задач на анализирующее скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Решение генетических задач на анализирующее скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Выводы:
1) при этом скрещивании вероятность рождения рогатого чалого теленка составляет 12,5%.

г) скрещивание комолого чалого быка с комолой белой коровой 

Схема скрещивания 
Р: ааВb   х   AaBb 
Г: аВ; Аb     AB; Ab;
                     aB; ab
F1
AaBB — 12,5%; AaBb — 25%; aaBB — 12,5%; aaBb — 25%; Aabb — 12,5%; aabb — 12,5%.
Наблюдается 6 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AaBB — комолый чалый телёнок — 12,5%;
AаBb — комолый чалый телёнок — 25%; 
aaBB — комолый белый телёнок — 12,5%;
аaBb — комолый белый телёнок — 25%; 
Aabb — рогатый чалый телёнок — 12,5%;
аabb — рогатый белый телёнок  — 12,5%.
Наблюдаемый фенотип:
комолый чалый телёнок — 37,5%;
комолый белый телёнок — 37,5%;
рогатый чалый телёнок — 12,5%;
рогатый белый телёнок  — 12,5%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:3:1:1.

Выводы:
1) при этом скрещивании вероятность рождения рогатого чалого теленка составляет 12,5%.

д) скрещивание комолого чалого быка с комолой красной коровой 

Видео:2 закон. Менделя решение задачиСкачать

2 закон. Менделя  решение задачи

Схема скрещивания 
Р: AABb   х   AaBb 
Г: АВ; аb     AB; Ab;
                     aB; ab
F1
AАBB — 12,5%; AaBb — 25%; AABb — 12,5%; AaBB — 12,5%; Aabb — 12,5%; aaBb — 12,5%; aabb — 12,5%.
Наблюдается 7 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1:1:1:1:1.
Фенотип:
AABB — комолый красный телёнок — 12,5%;
AаBb — комолый чалый телёнок — 25%; 
AABb — комолый красный телёнок — 12,5%;
AaBB — комолый чалый телёнок — 12,5%;
Aabb — рогатый чалый телёнок — 12,5%;
аaBb — комолый белый телёнок — 12,5%;
аabb — рогатый белый телёнок  — 12,5%.
Наблюдаемый фенотип:
комолый красный телёнок — 25%;
комолый чалый телёнок — 37,5%;
комолый белый телёнок — 12,5%;
рогатый чалый телёнок — 12,5%;
рогатый белый телёнок  — 12,5%.
Наблюдается 5 типов фенотипа. Расщепление по фенотипу — 2:3:1:1:1.

Выводы:
1) при этом скрещивании вероятность рождения рогатого чалого теленка составляет 12,5%.

Таким образом, при всех скрещиваниях рогатого чалого быка с рогатой чалой коровой, рогатой красной, рогатой белой, комолой чалой, комолой белой и комолой красной коровами в потомстве могут рождаться рогатые чалые телята.
 


Наследование признаков у дрыгунов

Задача 304.
У дрыгунов гены длинных ног и синего меха доминируют над генами коротких ног и зеленого меха. Провели скрещивание двух гетерозигот. Гаметы самца, содержащие одновременно ген длинных ног и зеленого меха, оказались нежизнеспособными, а у самки погибли гаметы, несущие оба доминантных гена. Самка родила 27 дрыгунчиков. Сколько в потомстве будет:
а) животных с длинными ногами и синим мехом,
б) е короткими ногами и синим мехом,
в) длинными ногами и зеленым мехом,
г) короткими ногами и зеленым мехом,
д) Каким будет расщепление по фенотипу,
ж) Каким будет расщепление по генотипу?
Решение:
А — ген длинных ног;
а — ген коротких ног;
В — ген синего меха;
b — ген зеленого меха
гаметы Аb у самца нежизнеспособные;
гаметы АВ у самки нежизнеспособные.
Схема скрещивания
Р: АаBb       x          AaBb
Г: AB; (Ab)             (AB); Ab
     aB; ab                  aB; ab
F1: 1AABb — 11,11%; 2AaBb — 22,22%; 1Aabb — 11,11%; 1AaBB — 11,11%; 1aaBB — 11,11%; 2aaBb — 22,22%; 1aabb — 11,11%.
Наблюдается 7 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1:1:1:2:1.
Фенотип:
AABb — дрыгун с длинными ногами и синим мехом — 11,11%; 
AaBb — дрыгун с длинными ногами и синим мехом — 22,22%; 
Aabb — дрыгун с длинными ногами и зеленым мехом — 11,11%; 
AaBB — дрыгун с длинными ногами и синим мехом — 11,11%; 
aaBB — дрыгун с короткими ногами и синим мехом — 11,11%; 
aaBb — дрыгун с короткими ногами и синим мехом — 22,22%; 
aabb — дрыгун с короткими ногами и зеленым мехом — 11,11%.
Наблюдаемый фенотип:
дрыгун с длинными ногами и синим мехом — 44,44%;
дрыгун с длинными ногами и зеленым мехом — 11,11%; 
дрыгун с короткими ногами и синим мехом — 33,33%;
дрыгун с короткими ногами и зеленым мехом — 11,11%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 44,44% : 11,11% : 33,33% : 11,11% = 4:1:3:1.

Ответ:
а) животных с длинными ногами и синим мехом будет — 44,44%;
б) животных с короткими ногами и синим мехом будет — 33,33%;
в) животных с длинными ногами и зеленым мехом будет — 11,11%;
г) животных с короткими ногами и зеленым мехом будет — 11,11%;
д) расщепление по фенотипу — 4:1:3:1;
ж) расщепление по генотипу — 1:2:1:1:1:2:1.
 


Ситуационная задача про эльфов

Видео:Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать

Третий закон Менделя / Задача

 

Задача 305.
1) У эльфов наличие крыльев — рецессивный признак (а), а наличие острых ушей — доминантный (В). Дигетерозиготний принц эльфов Аур, который не имел крыльев и был островухим (АаВв), вступает в брак с обычной эльфийской девушкой красавицей Золой, которая умела летать и имела маленькие красивые ушки (аавв). Можно ли ожидать появление в их семье детей, которые будут похожи на мать. Предложите возможный процент таких детей в их счастливой семье. .
Решение:
А — ген отсутствия крыльев;
а — ген наличия крыльев;
В — ген наличия острых ушей;
b — ген наличия маленьких ушей
Схема скрещивания
Р: aabb    x       AaBb
Г: ab              AB; Ab; aB; ab
F1: AaBb — 25%; Aabb — 25%; aaBb — 25%; aabb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотиу — 1:1:1:1.
Фенотип:
AaBb — нет крыльев и остроухий — 25%; 
Aabb — нет крыльев и маленькие уши — 25%; 
aaBb — есть крылья и остроухий — 25%; 
aabb — есть крылья и маленькие уши — 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1:1:1.

Выводы:
1) в этой семье можно появление детей, которые будут похожи на мать, с вероятностью 25%.
 


Наследование курчавости и веснушек у человека

Задача 306.
Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?
Решение:
А — аллель гена курчавости волос у человека;
а — аллель гена прямых волос у человека;
В — аллель гена веснушек у человека;
b — аллель гена отсутствия веснушек;
AAbb — курчавые волосы без веснушек;
ааВВ — прямые волосы с веснушками.
Так как в браке мужчины с курчавыми волосами без веснушек и женщины с прямыми волосами и с веснушками родилось трое детей с курчавыми волосами и с веснушками, то родители были гомозиготами по доминантному и рецессивному признакам, поэтому генотип отца будет AAbb, матери — ааВВ.
Схема скрещивания
Р: ааВВ    х     AAbb
Г: аВ            Ab
F1: AaBb — 100%.
Фенотип:
AaBb — курчавые волосы с веснушками — 100%.
Наблюдается единообразие потомства.

Выводы:
1) генотипы родителей: ртец — AAbb, матери — ааВВ;
2) генотип детей — AaBb.
 


Наследование формы глухоты у человека

Видео:Все типы задач по генетике в ЕГЭ | Биология ЕГЭ 2022 | УмскулСкачать

Все типы задач по генетике в ЕГЭ | Биология ЕГЭ 2022 | Умскул

Задача 307.
Ген редукции улитки внутреннего уха и ген атрофии слухового нерва – являются не аллельными и не сцепленными между собой аутосомно-рецессивными генами, каждый из которых ведет в гомозиготном состоянии к глухоте. Неслышащий юноша, у которого врожденная атрофия слухового нерва женился на неслышащей девушке, у которой врожденная редукция улитки внутреннего уха. Впоследствии у них родилось трое детей – все дети имеют нормальный слух.
Решение:
А — аллель гена нормального развития улитки внутреннего уха;
а — аллель гена редукции улитки внутреннего уха;
В — аллель гена нормального развития слухового нерва;
b — аллель гена атрофии слухового нерва;
aaBB — врожденная редукция улитки внутреннего уха;
AAbb — врожденная атрофия слухового нерва.
Схема скрещивания
Р: aaBB    x    AAbb
Г: аВ           Ab
F1: AaBb — 100%.
Фенотип:
AaBb — нормальный слух — 100%.
Единообразие поколения F1.

Выводы:
1) в данном браке все дети будут рождаться с нормальным слуом, но будут носителями аллелей мутантных генов глухоты.


 

💥 Видео

Все задачи по генетике | Задание №28 | ЕГЭ-2024 по биологииСкачать

Все задачи по генетике | Задание №28 | ЕГЭ-2024 по биологии

Как решать 4 задание ЕГЭ по биологии | Основы генетикиСкачать

Как решать 4 задание ЕГЭ по биологии | Основы генетики

БАЗА ГЕНЕТИКИ с НУЛЯ | ЕГЭ по биологии 2023Скачать

БАЗА ГЕНЕТИКИ с НУЛЯ | ЕГЭ по биологии 2023

Взаимодействие аллельных генов. Анализирующее скрещивание. 9 класс.Скачать

Взаимодействие аллельных генов. Анализирующее скрещивание. 9 класс.

3 7 2 Решение задач определение родителейСкачать

3 7 2  Решение задач  определение родителей

Отличие полного доминирования от неполного с решением задачи из ЕГЭ.Скачать

Отличие полного доминирования от неполного с решением задачи из ЕГЭ.

Основы генетики. Что такое ген, аллельные гены, генотип, фенотип, кариотип? | Биология | TutorOnlineСкачать

Основы генетики. Что такое ген, аллельные гены, генотип, фенотип, кариотип? | Биология | TutorOnline

Основы генетики ~ генотип и фенотип ~ гомозигота и гетерозиготаСкачать

Основы генетики ~ генотип и фенотип ~ гомозигота и гетерозигота

Типы наследования: доминантный, рецессивный, аутосомный, сцепленный с поломСкачать

Типы наследования: доминантный, рецессивный, аутосомный, сцепленный с полом

Л.5 | ПОЛНОЕ И НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать

Л.5 | ПОЛНОЕ И НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭ

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

3.2 Первый и второй законы Менделя. Естествознание - 10 - 11 классСкачать

3.2 Первый и второй законы Менделя. Естествознание - 10 - 11 класс

Вся генетика за 4 часа | ЕГЭ-2024 по биологииСкачать

Вся генетика за 4 часа | ЕГЭ-2024 по биологии

Задача по генетике. Сцепленное наследованиеСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии