Биогенетический закон | Глава 13 Параграф 34

 «Биология. Общие закономерности. 9 класс». С.Г. Мамонтова и др. (гдз)

 

Онтогенез. Биогенетический закон

 

 

Вопрос 1.
Все многоклеточные организмы развиваются из оплодотворенного яйца. Процессы развития зародышей у животных, относящихся к одному типу, во многом сходны. У всех хордовых животных в эмбриональном периоде закладывается осевой скелет — хорда, возникает нервная трубка, в переднем отделе глотки образуются жаберные щели. В ходе эмбрионального развития позвоночных в глотке закладываются жаберные щели и соответствующие им перегородки, однако у рептилий, птиц и млекопитающих они не развиваются в жабры. Факт закладки жаберного аппарата у зародышей наземных позвоночных объясняется их происхождением от рыбообразных предков, дышавших жабрами.
Строение сердца человеческого зародыша в ранний период формирования напоминает строение этого органа у рыб,а именно оно имеет одно предсердие и один желудочек. У беззубых китов в эмбриональном периоде закладываются зубы. Впоследствии они разрушаются и рассасываются.
План строения хордовых животных также одинаков.
Эти факты подтверждают справедливость сформулированного К. Бэром закона зародышевого сходства: «Эмбрионы обнаруживают уже начиная с самых ранних стадий известное общее сходство в пределах, типа».

Вопрос 2.
На ранних стадиях развития зародыши позвоночных чрезвычайно сходны. В дальнейшем в строении зародышей проявляются признаки класса, рода, вида и, наконец, признаки, характерные для данной особи. Сходство зародышей служит свидетельством общности их происхождения.
Расхождение признаков зародышей в процессе развития называется эмбриональной дивергенцией и объясняется историей данного вида, отражая эволюцию той или иной систематической группы животных.

Вопрос 3.
Это явление объясняется биогенетическим законом Мюллера—Геккеля:
онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится.
Поэтому у всех позвоночных животных, включая высших их представителей, закладывается хорда, которая в дальнейшем замещается позвоночником. В ходе эмбрионального развития позвоночных в глотке закладываются жаберные щели и соответствующие им перегородки, однако у рептилий, птиц и млекопитающих они не развиваются в жабры. Факт закладки жаберного аппарата у зародышей наземных позвоночных объясняется их происхождением от рыбообразных предков, дышавших жабрами.

Вопрос 4.
Биогенетический закон сыграл выдающуюся роль в развитии эволюционных идей. Многие ученые в своих трудах подвергли его дальнейшей разработке. Особенно велик вклад в углубление представлений об эволюционной роли эмбриональных преобразований нашего отечественного ученого А. Н. Северцова. Он установил, что в индивидуальном развитии повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей. Например, у зародышей птиц и млекопитающих закладываются жаберные Щели. Их строение сходно со строением жаберных щелей зародышей рыб, а не жабр взрослых рыб.
В ряде случаев изменения, отличающие строение взрослых организмов от строения предков, появляются в эмбриональном периоде. Иногда эти изменения накладываются на уже законченный в общем процесс формирования органа, удлиняя его развитие. Так развивается крыло птицы — путем преобразования почти сформированного зачатка роговой чешуи рептилий.
В ряде случаев изменения, отличающие строение взрослых организмов от строения предков, появляются в эмбриональном периоде. Иногда эти изменения накладываются на уже законченный в общем процесс формирования органа, удлиняя его развитие. Так развивается крыло птицы — путем преобразования почти сформированного зачатка роговой чешуи рептилий.
В некоторых случаях изменения возникают на средних стадиях развития органов. Наконец, изменения могут затронуть сам зачаток органа, и развитие пойдет по пути, отличному от пути развития данного зачатка у предка. Так, в процессе формирования волос у млекопитающих полностью выпадает стадия образования чешуи, как это было у их предков — рыб и рептилий. Выпадают присущие предкам стадии также при закладке позвонков у змей, зубов у млекопитающих и т. д. В случае отклонения от стадий развития предков или изменения самих зачатков биогенетический закон не соблюдается и признаки предков не повторяются.
Если новые признаки наследственные, т. е. являются результатом мутаций соответствующих генов и имеют приспособительное значение для взрослых организмов, то они сохраняются отбором.
Таким образом, в основе филогенеза лежат изменения, происходящие в онтогенезе отдельных особей.
Повторение структур, характерных для предков, в эмбриогенезе потомков названо рекапитуляциями. Рекапитулируют не только морфологические признаки — хорда, закладки жаберных щелей и жаберных дуг- у всех хордовых, но и особенности биохимической организации и физиологии. Так, в эволюции позвоночных происходит постепенная утрата ферментов, необходимых для распада мочевой кислоты — продукта метаболизма пуринов. У большинства беспозвоночных конечный продукт распада мочевой кислоты — аммиак, у земноводных и рыб — мочевина, у многих пресмыкающихся — аллантоин, а у некоторых млекопитающих мочевая кислота вообще не расщепляется й выделяется с мочой. В эмбриогенезе млекопитающих и человека отмечены биохимические и физиологические рекапитуляции: выделение ранними зародышами аммиака, позже мочевины, затем аллантоина, а на последних стадиях развития — мочевой кислоты.
Однако в онтогенезе высокоорганизованных организмов не всегда наблюдается строгое повторение стадий исторического развития, как это следует из биогенетического закона. Так, зародыш человека никогда не повторяет взрослых стадий рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих, а сходен по ряду черт лишь с их зародышами. Ранние стадии развития сохраняют наибольшую консервативность, благодаря чему рекапитулируют более полно, чем поздние. Это связано с тем, что одним из наиболее важных механизмов интеграции ранних этапов эмбриогенеза является эмбриональная индукция, а структуры зародыша, формирующиеся в первую очередь, такие, как хорда, нервная трубка, глотка, кишка и сомиты, представляют собой организационные центры зародыша, от которых зависит весь ход развития.
Генетическая основа рекапитуляции заключена в единстве механизмов генетического контроля развития, сохраняющемся на базе общих генов регуляции онтогенеза, которые достаются родственным группам организмов от общих предков.

🔍 Видео

Индивидуальное развитие организма | Биология 9 класс #13 | ИнфоурокСкачать

Индивидуальное развитие организма | Биология 9 класс #13 | Инфоурок

§ 27 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.Скачать

§ 27 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Видеоурок по биологии 9 класс

Онтогенез| Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Онтогенез| Биология ЦТ, ЕГЭ

Биология 10 класс (Урок№11 - Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.)Скачать

Биология 10 класс (Урок№11 - Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.)

Закон Харди — Вайнберга | НОВАЯ тема ЕГЭ по Биологии | Популяционная генетикаСкачать

Закон Харди — Вайнберга | НОВАЯ тема ЕГЭ по Биологии | Популяционная генетика

Биогенетический закон (эмбрионы Геккеля)Скачать

Биогенетический закон (эмбрионы Геккеля)

Эмбриологические доказательства эволюцииСкачать

Эмбриологические доказательства эволюции

Биология. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический законСкачать

Биология. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Эмбриогенез | ЕГЭ Биология | Даниил ДарвинСкачать

Эмбриогенез | ЕГЭ Биология | Даниил Дарвин

10. Биогенетический закон и эмбриональная изменчивостьСкачать

10. Биогенетический закон и эмбриональная изменчивость

Законы Менделя - менделевская или классическая генетикаСкачать

Законы Менделя - менделевская или классическая генетика

Онтогенез. Эмбриональное развитие организмаСкачать

Онтогенез. Эмбриональное развитие организма

Биология 11 класс: Постэмбриональное развитие организмаСкачать

Биология 11 класс: Постэмбриональное развитие организма

Урок 13 | Популяционно-статистический (популяционно-генетический) метод. Закон Харди-Вайнберга.Скачать

Урок 13 | Популяционно-статистический (популяционно-генетический) метод. Закон Харди-Вайнберга.

Закон Харди-Вайнберга - наглядное объяснение | Закон генетического равновесияСкачать

Закон Харди-Вайнберга - наглядное объяснение  | Закон генетического равновесия

Биология 11 класс (Урок№13 - Организм и окружающая среда. Экологические факторы.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№13 - Организм и окружающая среда. Экологические факторы.)

Биология 10 класс (Урок№12 - Постэмбриональное развитие организма. Опред. пола. Стволовые клетки.)Скачать

Биология 10 класс (Урок№12 - Постэмбриональное развитие организма. Опред. пола. Стволовые клетки.)

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Видеоурок по биологии 10 класс
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии