- В 100 г насыщенного при комнатной температуре раствора известковой воды содержится всего 0, 16 г самой гашеной извести. Плотность такого раствора практически не отличается от плотности чистой воды.
- Рассчитайте для 300 г этого раствора:
а) количество ионов кальция (в штуках);
б) молярную концентрацию гидроксид-ионов;
в) массу углекислого газа, которую он может поглотить с образованием максимального количества осадка;
г) минимальный объём углекислого газа (н. у.), который следует пропустить через этот раствор, чтобы выпадающий вначале осадок полностью растворился. Напишите уравнения реакций.
- С какими простыми веществами из перечисленного списка реагирует известковая вода: с фтором, хлором, иодом, кислородом, серой, алюминием, железом? Если реагирует, напишите уравнение реакций с указанием условий, если нет – обязательно укажите, что не реагирует.
- По названиям перечисленных соединений напишите их формулы, после чего составьте уравнения следующих реакций (для реакций, протекающих в водных растворах – в молекулярной и сокращённой ионной формах):
- диоксида марганца с иодоводородной кислотой;
- водного раствора бромата цинка с избытком водного раствора гидроксида цезия;
- водного раствора перхлората хрома (III) с водным раствором карбоната рубидия;
- водного раствора дигидрофосфата кальция с водным раствором гидроксида натрия;
- водного раствора хлорноватой кислоты с карбонатом калия;
- водного раствора сульфата железа (II) с водным раствором сульфида натрия;
- порошка бора с фтором;
- гидроксида лития с оксидом хлора (VII).
- Петя и Вася увидели в кабинете химии очень красивые кристаллы медного купороса (CuSO4*5Н2О) и захотели сами вырастить такие же. Заглянув в справочник, они прочитали, что растворимость сульфата меди при комнатной температуре составляет 20, 7 г в 100 г воды. Петя прибежал домой, попросил у мамы припасенный для дачи пакет с купоросом и приступил к эксперименту. Взвесив 207 г порошка купороса, он растворил его в 1 л воды, подвесил в раствор на ниточке маленький кристаллик и стал ждать. Увы, уже на следующее утро он увидел, что его эксперимент закончился полной неудачей…
В отличие от Пети, Вася догадался, что цифры в справочнике приведены в расчете на безводную соль. Уточнив у папы методику получения безводного сульфата меди, он взял 300 г медного купороса и, поколдовав часок на кухне, избавился от кристаллизационной воды. Потратив еще пару минут на нехитрые расчеты, он растворил всю полученную безводную соль в нужном количестве воды и уже через неделю водил друзей домой, с гордостью показывая симпатичный кристаллик, растущий в растворе не по дням, а по часам.
- Рассчитайте концентрацию (масс. %) сульфата меди в насыщенном при комнатной температуре растворе. А какая концентрация получилась в растворе у Пети? Как Вы думаете, по каким признакам Петя увидел крах своего эксперимента?
- Какую массу безводного сульфата меди получил Вася и как он удалил кристаллизационную воду из своего медного купороса (назовите способ)? Сколько мл воды он взял для приготовления насыщенного раствора? Теперь Вы легко посчитаете, сколько потребовалось взять медного купороса.
- Давайте все же попробуем помочь Пете. Посчитайте, какую навеску медного купороса надо добавить к его раствору, чтобы раствор получился насыщенным, и он все-таки смог вырастить красивый кристалл.
- Знаете ли Вы, какой цвет имеют кристаллы медного купороса, и какой цвет у безводного сульфата меди? А зачем нужен медный купорос на даче?
- Термитная смесь (термит) – порошкообразная смесь алюминия с оксидами различных металлов (обычно железа). При воспламенении горит с выделением большого количества тепла (температура горения 2300-2700 °С) и применяется для сварки рельсов и при отливке крупных деталей. Ещё эту реакцию используют в промышленности для получения ряда металлов из их оксидов.
- Как называется этот метод получения металлов? Назовите еще 3 металла (кроме железа), которые можно получить этим способом, напишите уравнения реакций.
- Стандартные теплоты образования Fe2O3 и Al2O3 составляют 811, 97 кДж/моль и 1669, 79 кДж/моль соответственно. Рассчитайте тепловой эффект реакции горения железного термита.
- Оцените минимальные массы навесок Al и Fe2O3, которые нужно взять, чтобы выделившегося тепла хватило для плавления 1 кг железного рельса. Теплота плавления железа 13, 8 кДж/моль, можно принять, что вся энергия, выделяющаяся в реакции, тратится только на плавление рельса.
- Предложите химический способ разделения смеси, полученный в результате сгорания железного термита.
- Имеется смесь оксидов кремния, цинка и меди (II). Предложите способ выделения каждого компонента смеси. Запишите уравнения химических реакций.
Решение:
На смесь действуют сильной кислотой:
CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O
ZnO + 2H+ = Zn2+ + H2O
Отделяют осадок оксида кремния. К растворам солей меди (II) и цинка приливают избыток раствора щелочи, кипятят полученную смесь. Выпавший осадок гидроксида меди (II) разлагается:
Cu2+ + 2ОН– = Cu(ОН)2↓
Zn2+ + 4ОН– = [Zn(ОН)4]2–
Cu(ОН)2 = CuO + H2O
Отфильтровывают осадок оксида меди (II), фильтрат нейтрализуют кислотой, выпадает осадок гидроксида цинка. При прокаливании осадка образуется оксид цинка.
[Zn(ОН)4]2– + 2Н+ = Zn(ОН)2 + 2H2O
Zn(ОН)2 = ZnO + H2O
- Металл А в свободном виде был выделен в 1808 г. английским ученым-химиком Г. Дэви. Неметалл В был открыт в 1826 г. французским химиком А.Ж. Баларом. Эти два элемента образуют соединение, в котором массовое отношение элемента А к элементу В равно 1:4. Установите элементы А и В, а также формулу образуемого ими бинарного соединения.
Решение:
Требованию задачи отвечают элементы кальций (Аr = 40) и бром (Аr = 80). Они образуют соединение СаВr2, в котором отношение масс элементов равно 1:4.
- Юный химик получил от учителя четыре склянки без этикеток, содержащие растворы гидроксида калия, хлорида цинка, хлорида бария и сульфида калия. Концентрация веществ в каждом из выданных растворов составляла 0,1 моль/л. Как, не используя дополнительные реактивы и имея в своем распоряжении только фенолфталеиновую бумагу (бумагу, пропитанную спиртовым раствором фенолфталеина), определить содержимое склянок? Предложите последовательность действий юного химика. Запишите уравнения происходящих реакций.
Решение:
Фенолфталеин принимает малиновую окраску в щелочной среде. Окраска появляется в растворах гидроксида калия и сульфида калия: К2S + НОН КНS + КОН. Определяем, в какой склянке находятся гидроксид калия и сульфид калия. Приливаем к пробам растворов, в которых окраска фенолфталеина не изменилась, содержимое одной из склянок. Если выпадает белый осадок, не растворяющийся в избытке раствора реактива – это раствор сульфида калия, а анализируемый раствор содержит хлорид цинка. К2S + ZnCl2 = ZnS↓ + 2КCl. Если выпадает студенистый осадок, растворимый в избытке реактива, то приливаемый раствор содержит гидроксид калия, а анализируемый раствор содержит хлорид цинка.
2КОН + ZnCl2 = Zn(ОН)2↓ + 2КСl
Zn(ОН)2↓ + 2КОН = К2[Zn(OH)4] или
Zn(ОН)2↓ + 2КОН = К2ZnО2 + 2Н2О.
В склянке, к пробам которой при приливании растворов К2S и КОН видимых изменений не происходит, содержится хлорид бария.
- К 265 г раствора нитрата свинца (II) с массовой долей соли 15% добавили цинковые опилки. Через некоторое время массовая доля нитрата свинца (II) в растворе стала равна 12,6 %. Вычислите массу выделившегося свинца.
Решение:
Уравнение реакции:
Pb(NO3)2 + Zn = Zn(NO3)2 + Pb
Пусть выделится х моль свинца, тогда в раствор перейдет х моль цинка.
Масса нитрата свинца (II) в исходном растворе 265 · 0,15 = 39,75 г.
Масса нитрата свинца (II) после реакции 39,75 – х · М(Pb(NO3)2) = 39,75 – 331х.
Масса раствора после реакции: 265 – 207х + х · 65 = 265 – 142х.
По условию задачи в полученном растворе массовая доля Pb(NO3)2 равна 12,6% или 0,126. Получаем уравнение:
(39,75 – 331x) / (265 – 142x) = 0,126
Решая уравнение, получаем х ≈ 0,02 моль.
Масса свинца равна 4,14 г.
- В первую мировую войну, как боевое отравляющее вещество, использовался фосген — жидкость с температурой кипения +8°С. Он содержит С — 12%, О — 16% и Cl — 72% по массе. Фосген легко дезактивируется (теряет свои отравляющие свойства) при взаимодействии с водой, раствором щелочи, аммиаком и легко разрушается при контакте с нагретым оксидом меди (II). Определите формулу фосгена и запишите уравнения его взаимодействия с водой, гидроксидом натрия, аммиаком и оксидом меди (II).
Решение:
В 100 г вещества фосгена содержится следующие количества моль атомов:
n(С) = 12/12 = 1 моль; n(О) = 16/16 = 1 моль; n(Cl) = 72/35,5 ≈ 2 моль.
Следовательно, формула вещества фосгена СОСl2.
СОСl2 + Н2О = 2НСl + СО2
СОСl2 + 4NaOH = Na2CO3 + 2NaCl + 2H2O
СОСl2 + 4NH3 = NH2–CO–NH2 + 2NH4Cl
💥 Видео
Разбор задач олимпиады Физтех 2022 год (9 класс, Физика, варианты 1-4)Скачать
Математика | Разбор заданий Школьного этапа ВсОШ | 9 класс | ШЭ 2020/2021Скачать
Как решать олимпиадные задачи?Скачать
Подготовка к Всероссийской олимпиаде по математике. Тренировочная олимпиада. 9 классСкачать
Разбор самой простой задачи международной олимпиады по математикеСкачать
9 класс. Алгебра. Олимпиадные задания.Скачать
9 класс. Алгебра. Олимпиадные задания.Скачать
Как затащить олимпиады в 2024? (Математика)Скачать
Сложная сингапурская задача для 9-классников. 70 не могут её решитьСкачать
Задача с чешской олимпиады, которую решили только 14 школьниковСкачать
3. Задачи на растворы. Подготовка к олимпиадам 8-9 класс.Скачать
Советская олимпиада, которую сегодня решить только 2 школьниковСкачать
Олимпиады: начало. Делимость и остатки. Олимпиадная математикаСкачать
Самая легкая задача с регионального этапа всероссийской олимпиады школьниковСкачать
Олимпиадная задача, которую смогли решить единицыСкачать
Разбор заданий школьного этапа ВсОШ по математике, 9 класс, 1 группа регионовСкачать
Порешаем олимпиады? | Химия | Стрим #1Скачать
Разбор заданий школьного этапа ВсОШ по физике, 9 класс, 1 группа регионовСкачать
Разбор заданий школьного этапа ВсОШ по химии, 9 класс, 1 группа регионовСкачать
Основы математики | Задача из норвежской олимпиады 8 классаСкачать