Решение расчетных задач на хромосомные перестройки

Решение расчетных задач на хромосомные перестройки

 

 

Делеция хромосом

Видео:Занятие #11. Решение задач на набор хромосом.Скачать

Занятие #11. Решение задач на набор хромосом.

 

 

Задача 390.
Хормосома имеет последовательность генов ABCDEFGH. Определить порядок генов после делеции по фрагменту CDE.
Решение:
Делеция — это потеря участка хромосомы, выпадение одной или более нуклеотидных позиций в последовательности.
Делеции подразделяются на интерстициальные (потеря внутреннего участка) и терминальные (потеря концевого участка).
Следовательно:
ABCDEFGH — до делеции;
ABFGH — после интерстициальной делеции.

 


Хромосомная транслокация

 

Видео:Новые задачи на хромосомные карты ЕГЭ-2023 по биологии (предположительно)Скачать

Новые задачи на хромосомные карты ЕГЭ-2023 по биологии (предположительно)

 

Задача 391.
При хроническом миелолейкозе1 у человека в кроветворной клетке возникает соматическая хромосомная транслокация, участки 9 и 22 хромосом меняются местами. Индивид, получивший данную хромосому, заболевает лейкозом. Определите вероятность рождения здоровых детей от этого индивида.
Решение:
22(Ph) — поломанная 22-я хромосома;
22А — нормальная 22-я хромосома;
22А(Ph)22А — организм с Ph-хромосомой (человек больной лейкозом);
22А22А — организм с нормальными хромосомами (здоровый человек).
В клетках с поломанной хромосомой образуется онкобелок – тирозинкиназа, которая обладает повышенной активностью и нарушает работу нормальных клеток костного мозга, превращая их в лейкозные. Быстро размножаясь, лейкозные клетки постепенно заполняют не только костный мозг, но и выходят в периферическую кровь, занимают печень и селезенку. 

Схема скрещивания
Р: 22А(Ph)22А       х   22А22А
Г: 22А(Ph); 22А         22А 
F1: 22А(Ph)22А — 50%; 22А22А — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
22А(Ph)22А — ребёнок заболевает лейкозом — 50%; 
22А22А — здоровый ребёнок — 50%.    
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1. 

Вывод:
1) вероятность рождения здоровых детей от этого индивида составляет 50%.


Технология Gene Drive при селекции у комаров

Видео:Митоз и мейоз. Решение задач на хромосомный набор клеток.Скачать

Митоз и мейоз. Решение задач на хромосомный набор клеток.

 

Задача 392.
По технологии Gene Drive учёные получили генетически модифицированного комара-самца и скрестили его с нормальной самкой. Эффективность редактирования составляет 80%. а) Каким будет расщепление среди самок и самцов по признаку флуоресценции среди потомков первого поколения от этого скрещивания? б) Каким будет расщепление среди самцов и самок по признаку флуоресценции во втором поколении от этого скрещивания?
Решение:
а) Расщепление среди самок и самцов по признаку флуоресценции в F1
Известно, что ген женской фертильности находится на Х-хромосоме и не влияет на мужскую фертильность. Генетически модифицированная аллель гена фертильности обозначим как (s). Обозначим Х-хромосому с генетически модифицированной аллелью гена женской фертильности как Хs, а соответствующуюю нормальную хромосому (дикого типа) ка Х.
XsY — генетически-модифицированный комар-самц (флуоресцирующий);
XУ — нормальный комар-самец;
XX — нормальный комар-самка; 
XsХ — генетически-модифицированный комар-самка (флуоресцирующая);
XsXs — фертильный комар-самка (флуоресцирующая).

Схема скрещивания
Р: XX      x        XsY
Г: X                  Xs; Y
F1: XsX — 50%; XY — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
XsX — генетически-модифицированный комар-самка (флуоресцирующая самка) — 50%; 
XY — нормальный комар-самец — 50%. 
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1. 

Выводы:
1) все самки будут флуоресцирующими, несут рецессивный генетически-модифицированный аллель фертильности;
2) все самцы нормальные, не флуоресцирующие.

Видео:Как определить набор хромосом и ДНК в любой фазе митоза и мейоза с нуля | Биология ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Как определить набор хромосом и ДНК в любой фазе митоза и мейоза с нуля | Биология ЕГЭ 2023 | Умскул

б) Расщепление среди самок и самцов по признаку флуоресценции в F2

Схема скрещивания
Р: XsX     х    XY
Г: Xs; X        X; Y
F2: XsX — 25%; XX — 25%;
XsY — 25%; XY — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1. 
Фенотип:
XsX — флуоресцентная самка — 25%; 
XX — нормальная самка — 25%; 
XsY — флуоресцентный самец — 25%; 
XY — нормальный самец — 25%. 
Наблюдаемый фенотип:
флуоресцентные комары — 50%;
нормальные комары — 50%.    
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.

Выводы:
1) 50% самок будут нормальными, 50% — флуоресцирующими;
2) 50% самцов будут нормальными, 50% — флуоресцирующими.

 


Задача 393.
В локальную природную популяцию малярийных комаров, выпустили 1250 самцов, генетически-модифицированных по технологии Gene Drive. Во время следующего лёта комаров было отловлено 840 особей обоего пола, среди которых 35 оказались флуоресцирующими. Оцените объем природной популяции, в которую были выпущены трансгенные комары. Ответ округлите до целых чисел.
Решекние:
Определение объема природной популяции рассчитываем по формуле вида:

N = (C +1)(M +1)/(R +1), где

Видео:Решение задач на неполное доминированиеСкачать

Решение задач на неполное доминирование

М – количество особей, меченых в первой выборке;
С – количество особей, отловленных во второй раз;
R – количество меченых особей во второй выборке.

Тогда

N = (C +1)(M +1)/(R +1) =
= (840 + 1)(1250 + 1)/(35 + 1) = 
29224,75 ≈ 29224 особей.

Ответ: 29224 особей.


Полиплоидия

Видео:Хромосомный набор. Гаплоидный, диплоидный набор. ЕГЭ по биологииСкачать

Хромосомный набор.  Гаплоидный, диплоидный набор. ЕГЭ по биологии

 

Задача 394.
Скрещиваются два автотетраплоида – АААА и аааа. Каким будет фенотип первого поколения и расщепление по окраске цветка в F2, если имеет место кумулятивное действие гена и случайное хромосомное расщепление? АААА – темно-красная, аааа – белая, ААаа – светло-красная, АААа – красная, Аааа – розовая.
Решение:
АААА – темно-красная окраска;
аааа – белая окраска;
ААаа – светло-красная окраска; 
АААа – красная окраска; 
Аааа – розовая окраска.
Тетраплоид2 АААА при функциональной диплоидии, т.е. при бивалентной конъюгации, дает один тип гамет — АА, тетраплоид аааа — аа.

Схема скрещивания
Р: АААА   х   аааа
Г: АА            аа
F1: AAaa — 100%.
Фенотип:
ААаа – светло-красная окраска.
Наблюдается единообразие потомства F1.

Дуплекс ААаа при функциональной диплоидии, т.е. при бивалентной конъюгации, дает три типа гамет в соотношении — 1АА : 4Аа : 1аа.

Видео:Мутации ДНК - генные, хромосомные, геномные | делеция, транслокация, инверсия - краткоСкачать

Мутации ДНК - генные, хромосомные, геномные | делеция, транслокация, инверсия - кратко

Схема скрещивания
Р: ААаа        х      ААаа
Г: 1АА; 4Аа;        1АА; 4Аа; 
    1аа                  1аа
F2
1АААА — 2,8%; 8AAAa — 22,2%; 18AAaa — 50%;
8Aaaa — 22,2%; 1aaaa — 2,8%.
Наблюдается 5 типов генотипов. Расщепление по генотипу — 1:8:18:8:1.
Фенотип:
АААА — темно-красная окраска — 2,8%; 
AAAa — красная окраска — 22,2%; 
AAaa — светло-красная окраска — 50%; 
Aaaa — розовая окраска — 22,2%; 
aaaa — белая окраска — 2,8%.
Наблюдается 5 типов фенотипов. Расщепление по фенотипу — 1:8:18:8:1.

 


Задача 395.
У культурной сливы, являющейся гексаплоидным видом, основное число хромосом X = 8. Определить гаплоидное число «n» и пользуясь знаками «Х» и «n», обозначить диплоидное число хромосом этого вида.
Решение:
Так как основное число полиплоидного ряда культурной сливы равно 8, то гексаплоидный вид имеет число 6n = 48,Х (8 . 6 = 48), гаплоидное число n = 8,Х (81 = 8). Диплоидное число культурной сливы 2n = 16,X (8 . 2 = 16).


1Хронический миелолейкоз (ХМЛ) клональное миелопролиферативное заболевание, характеризующееся наличием специфического цитогенетического маркера t(9;22)(q34;q11.2), или филадельфийской (Ph) хромосомы. Ph-хромосома образуется в результате реципрокной транслокации между хромосомами 9 и 22, вследствие разрыва хромосомы 9 в локусе q34.1 и переноса 3’-сегмента гена АВL1 на 5’-конец гена BCR, расположенного в локусе q11.21 хромосомы 22. В итоге появляется химерный ген BCR-ABL, который обладает высокой тирозинкиназной активностью. Открытия в области молекулярной биологии ХМЛ послужили внедрению первого препарата патогенетического действия при этом заболевании иматиниба, который показал высокую эффективность при лечении больных ХМЛ. Полный цитогенетический ответ, при котором в костном мозге не выявляется Ph-хромосома и восстанавливается нормальное кроветворение, является общепринятым стандартом определения эффективности терапии иматинибом ХМЛ. Анализ кариотипа опухолевых клеток при ХМЛ является основополагающим в диагностике и мониторинге терапии этого заболевания.

2Тетраплоид — организм, имеющий в клетках тела четыре основных набора хромосом – 4х. Если генотип тетраплоида представлен удвоенным диплоидным набором хромосом одного и того же вида – автотетраплоид, если тетраплоид произошел вследствие соединения и удвоения геномов различных видов аллотетраплоид или амфидиплоид.


 

📽️ Видео

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепления

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Составление кариограммы хромосомного набора человека. 10 класс.Скачать

Составление кариограммы хромосомного набора человека. 10 класс.

Общая биология. Хромосомные мутацииСкачать

Общая биология. Хромосомные мутации

Хромосомная теория наследственности и кроссинговер | Биология ЕГЭ | УмскулСкачать

Хромосомная теория наследственности и кроссинговер | Биология ЕГЭ | Умскул

Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование. Кроссинговер

Хромосомные заболевания человека. 10 класс.Скачать

Хромосомные заболевания человека. 10 класс.

Задачи на псевдоаутосомные участкиСкачать

Задачи на псевдоаутосомные участки

Кроссинговер. Хромосомные карты. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Кроссинговер. Хромосомные карты. Видеоурок по биологии 10 класс

Новый тип задач по генетике | Картирование хромосом | Задание №28 | ЕГЭ-2024 по биологииСкачать

Новый тип задач по генетике | Картирование хромосом | Задание №28 | ЕГЭ-2024 по биологии

7 Задачи на кроссинговерСкачать

7  Задачи на кроссинговер

1. Задача на определение количества хромосомСкачать

1. Задача на определение количества хромосом

Гены, ДНК и хромосомыСкачать

Гены, ДНК и хромосомы
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии