Как правильно решать задачи на законы Менделя
Моногибридное скрещивание
Задача 33.
Скрестили черных кроликов, оба кролика гетерозиготны. 1) Какова вероятность рождения белого кролика в F1? 2) Каковы генотипы родителей? 3) Каковы генотипы и фенотипы потомства кроликов?
Решение:
А — ген черной окраски;
а — ген белой окраски.
Схема скрещивания:
Р: Аа х Аа
Г: А, а А, а
F1: 1АА — 25%; 2Аа — 50%; 1аа — 25%.
В потомстве з типа генотипа. расщепление по генотипу — 1:2:1.
Фенотипы:
АА — черная окраска — 25%;
Аа — черная окраска -50%;
аа — белая окраска — 25%.
В потомстве 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — черная окраска (75%) : белая окраска (25%) = 3:1.
Выводы:
1) В потомстве при данном скрещивании кроликов вероятность рождения белого кролика составляет 25%.
2) Так как самка и самец гетерозиготы, то они оба имеют генотип — Аа.
3) Генотипы кроликов: АА — черный мех — 25%; Аа — черный мех — 50%; аа — белый мех — 25%.
Дигибридное скрещивание
Задача 34.
У мухи дрозофилы ген серого цвета тела (B) доминирует над геном чёрного цвета (b), а ген нормальной длины крыльев (V) — над геном коротких крыльев (v).
Скрестили муху, являющуюся доминантной гетерозиготой по одному признаку — серую с нормальными крыльями (BbVV) с рецессивной гомозиготной по этим же признакам — чёрной с короткими крыльями (bbvv). Определите генотип и фенотип гибридов первого поколения. Сделайте вывод по результатам задачи.
Решение:
B — ген серого цвета тела;
b — ген черного цвета тела;
V — ген нормальной длины крыльев;
v — ген коротких крыльев;
BbVV — генотип 1-й мухи;
bbvv — генотип 2-й мухи.
Схема скрещивания:
Видео:2 закон. Менделя решение задачиСкачать
Р: BbVV х bbvv
Г: BV, bV bv
F1: BbVv — 50%; bbVv — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотипы:
BbVv — серое тело, нормальные крылья (дигетерозигота) — 50%;
bbVv — черное тело, нормальные крылья — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.
Таким образом, в результате данного скрещивании гибриды первого поколения имеют 2 генотипа и 2 фенотипа, из которых одна половина потомства являются дигетерозиготами, вторая — доминантными гетерозиготами по гену длины крыльев и рецессивной гомозиготой по цвету тела.
Это анализирующее скрещивание показывает, что по гену цвета тела анализируемая муха являлась гетерозиготой, а по длине крыльев — доминантной гомозиготой.
Задача 35.
От скрещивания растений дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с дурманом, имеющим белые цветки и колючие коробочки, было получено 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 312 с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы исходных растений. Каковы будут фенотипы и генотипы потомков, полученных от скрещивания потомков F1 с разными фенотипами?
Решение:
А — ген пурпурной окраски цветков;
а — ген белой окраски цветков;
В — ген колючей коробочки;
b — ген гладкой коробочки.
Так как в потомстве F1 все особи имеют пурпурные цветки, то родительское растение с пурпурными цветками гомозигота (АА) по данному доминантному признаку, а родительское растение с белыми цветками — гомозигота (аа) по рецессивному признаку. Учитывая, что при скрещивании родительских растений, одного с колючими коробочками, а другого — с белыми, расщепления по фенотипу данного признака нет (320 растений с колючими коробочками и 312 с гладкими коробочками), можно с уверенностью считать, что растение с колючими коробочками является гетерозиготой (Вb). Тогда родительское растение дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками имеет генотип — (ААbb), а родительское растение с белыми цветками и колючими коробочками — (ааВb).
Схема скрещивания:
Р: ААbb х ааВb
Г: Аb аВ, аb
F1: АаВb — 50%; ААbb — 50%.
Расщепление по генотипу — (1:1).
Фенотипы:
АаВb — пурпурные цвети, колючие коробочки — 50%;
ААbb — белыеые цвети, гладкие коробочки — 50%.
Расщепление по фенотипу — (1:1).
Схема скрещивания:
Р2: АаВb х ААbb
Г2: АВ, Аb, Аb
аВ, аb.
F2: ААВb — 25%; ААbb — 25%; АаВb — 25%; Ааbb — 25%.
Расщепление по генотипу — (1:1:1:1).
Фенотипы:
ААВb — пурпурные цвети, колючие коробочки — 25%;
АаВb — пурпурные цвети, колючие коробочки — 25%;
ААbb — пурпурные цвети,, гладкие коробочки — 25%;
Ааbb — пурпурные цвети,, гладкие коробочки — 25%;
Расщепление по фенотипу — (1:1:1:1).
Таким образом, при скрещивании потомков F1 с разными фенотипами, получается потомство в F2 по генотипу — (ААВb — 25%; ААbb — 25%; АаВb — 25%; Ааbb — 25%.), по фенотипу все 100% особей потомства имеют пурпурные цвети; гладкие коробочки — 50% и колючие коробочки — 50%.
📸 Видео
Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать
Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать
Введение в генетику. Законы Менделя. Решаем задания 4 ЕГЭ 2023|ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|Скачать
Генетика. Законы Менделя #ShortsСкачать
Законы Менделя и решение задачСкачать
Моногибридное скрещивание. 1 и 2 закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать
Законы Менделя - менделевская или классическая генетикаСкачать
ЗАДАЧА 1 ЗАКОН МЕНДЕЛЯСкачать
Дигибридное скрещивание. 3-ий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать
3.3 Третий закон Менделя. Естествознание - 10 - 11 классСкачать
Решение задач по генетике | Третий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТ, ЦЭ |Решение генетических задачСкачать
БАЗА ГЕНЕТИКИ с НУЛЯ | ЕГЭ по биологии 2023Скачать
Биология 10 класс (Урок№13 - Моногибридное скрещивание. Первый и второй закон Менделя.)Скачать
Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать
Первый закон МенделяСкачать
Первый закон Менделя #умскул #биология #жаннаказанская #умскул_биология #егэ2023 #егэбиологияСкачать
Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. 9 класс.Скачать
Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать
2 закон Менделя #умскул #биология #жаннаказанская #умскул_биология #егэ2023 #егэбиологияСкачать