Решение задач на комплементарность генов. Задачи 423 — 427

Возможные генотипы и фенотипы при комплементарном наследовании признаков

 

Комплементарное наследование групп крови системы АВ0 у человека  

 

Задача 423.
У человека присутствие резус – фактора (Rh+) обусловлено доминантным геном D. Отсутствие резус – белка (Rh-) обусловлено рецессивным геном d. Ген I0 (I) группы крови рецессивен по отношению к генам IA (II) и IB (III) групп крови. У отца четвертая группа крови и отрицательный резус-фактор, у матери – первая группа и положительный резус (гомозигота). Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей.
Решение:
D — аллель гена выработки (Rh+);
d — аллель гена отсутствие выработки (Rh+), (Rh-).
За наследование групп крови отвечают три гена: I0 — ген I-й группы крови; IA — ген II-й группы крови; IB — ген III-й группы крови. Наличие двух какх-либо аллелей в генотипе человека отвечает за группу крови, причем аллель I0 является рецессивной по отношению к IA и IB. Возможные генотипы групп крови у человека:
I0I0 — I-я группа крови;
IAI0 — II-я группа крови;
IAIA — II-я группа крови;
IBI0 — III-я группа крови;
IBIB — III-я группа крови;
IАIB — IV-я группа крови.
Возможные группы крови у человека по системе – АВ0:
I0I0 – I-я группа крови;
IAIA — II-я группа крови;
IAI0 — II-я группа крови;
IВIВ — III-я группа крови;
IВI0 — III-я группа крови;
IАIВ — IV-я группа крови.
Так как у отца четвертая группа крови и отрицательный резус-фактор, то его генотип имеет вид: ddIАIВ. У матери с первой группой крови и гомозиготной по положительному резус-фактору генотип имеет вид: DDI0I0.
Схема скрещивания
Р: DDI0I0    х    ddIАIВ
Г: DI0                dIA; dIB
F1: DdIAI0 — 50%; DdIBI0 — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 50% : 50% = 1 : 1.
Фенотип:
DdIAI0 — II-я группа крови с положительным резус-фактором — 50%; 
DdIBI0 — III-я группа крови с положительным резус-фактором — 50%. 
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 50% : 50% = 1 : 1.

Выводы:
1) генотип отца — ddIАIВ, генотип матери — DDI0I0;
2) генотипы детей: DdIAI0 и DdIBI0.
 


Задача 424.
У женщины и мужчины с 3 группой крови родился ребенок с 1 группой. Определите генотипы родителей.
Решение:
За наследование групп крови отвечают три гена: I0 — ген I-й группы крови; IA — ген II-й группы крови; IB — ген III-й группы крови. Наличие двух какх-либо аллелей в генотипе человека отвечает за группу крови, причем аллель I0 является рецессивной по отношению к IA и IB. Возможные генотипы групп крови у человека:
I0I0 — I-я группа крови;
IAI0 — II-я группа крови;
IAIA — II-я группа крови;
IBI0 — III-я группа крови;
IBIB — III-я группа крови;
IАIB — IV-я группа крови.
Возможные группы крови у человека по системе – АВ0:
I0I0 – I-я группа крови;
IAIA — II-я группа крови;
IAI0 — II-я группа крови;
IВIВ — III-я группа крови;
IВI0 — III-я группа крови;
IАIВ — IV-я группа крови.
Так как у женщины и мужчины с 3-й группой крови родился ребенок с 1-й группой, то, значит оба родителя были гетерозиготы по 3-й группе крови — IBI0.

Видео:Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность.Скачать

Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность.

Схема скрещивания
Р: IBI0    х    IBI0
Г: IB; I0       IB; I0
F1: IBIB — 25%; IBI0 — 50%; I0I0 — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 25% : 50% : 25% = 1 : 2 : 1.
Фенотип:
IBIB — III-я группа крови — 25%; 
IBI0 — III-я группа крови — 50%; 
I0I0 — I-я группа крови — 25%.
Наблюдаемый фенотип: 
III-я группа крови — 75%; 
I-я группа крови — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 75% : 25% = 3 : 1.

Выводы:
1) вероятность рождения ребенка с 1-й группой крови составляет 25% (1/4).


Комплементарное наследование глухонемоты у человека

 

Задача 425.
В развитии органа слуха участвуют комплементарные гены А и В. Глухонемые супруги по фамилии Смит имели 4 глухонемых детей, а глухонемые супруги Вессон – 5 глухонемых. После смерти жены Смит женился на вдове Вессон. От этого брака родились 6 детей, все с нормальным слухом. Определите генотипы супругов Смит, супругов Вессон и их детей от первого и второго браков.
Решение:
А — ген нормального развития слуха и речи;
а — ген развития глухонемоты;
В — ген нормального развития слуха и речи;
b — ген развития глухонемоты;
ААbb — глухонемота;
Ааbb — глухонемота;
aaBB — глухонемота;
aaBb — глухонемота;
aabb — глухонемота;
AABB — нормальное развитии слуха и речи;
AaBB — нормальное развитии слуха и речи;
AABb — нормальное развитии слуха и речи;
AaBb — нормальное развитии слуха и речи.
Так как в двух семьях, где родители страдали глухонемотой, все дети рождаются глухонемые, то в обоих семьях родители гомозиготны по глухоте с генотипом — AAbb или — aaBB. Но так как от брака одного из родителей первой семьи и одного из родителей второй семьи рождаются все дети с нормальным развитием слуха и речи, то  один из родителей гомозиготен по глухонемоте с генотипом — AAbb, а другой — aaBB. 

Схема скрещивания в семье Смит
Р: ААbb     х     ААbb
Г: Аb             Аb
F1: ААbb — 100%.
Фенотип:
ААbb — глухонемота — 100%. 
Все потомство единообразно — глухонемые.

Схема скрещивания в семье Вессон
Р: ааВВ     х     ааВВ
Г: аВ             аВ
F1: ааВВ — 100%.
Фенотип:
ааВВ — глухонемота — 100%. 
Все потомство единообразно — глухонемые.

Видео:13 Решение задач на комплементарностьСкачать

13  Решение задач на комплементарность

Схема скрещивания Смита браке Смита и вдовы Вессон 
Р: AAbb     х     ааВВ
Г: Ab             аВ
F1: AаВb — 100%.
Фенотип:
AаВb — нормальное развитие слуха — 100%. 
Все потомство единообразно — отсутствие глухонемоты.

Выводы:
1) генотипы супругов Смит и их детей — ААbb;
2) генотипы супругов Вессон и их детей — ааВВ; 
3) генотип Смита — ААbb, генотип вдовы Вессон — ааВВ и генотип их детей — AаВb.

 


Комплементарное наследования формы гребня у кур

 

Задача 426.
От скрещивания дигетерозиготной курицы с ореховидным гребнем с гомозиготным петухом, имеющим стручковидный (гороховидный) гребень, получено 48 цыплят. 
1. Сколько фенотипов среди цыплят?
2. Сколько цыплят оказались гомозиготными?
3. Сколько дигетерозигот в потомстве?
4. Сколько цыплят имеют стручковидный (гороховидный) гребень?
5. Сколько типов генотипа у цыплят?
Решение:
У кур форма гребня наследуется по типу комплементарности. Это когда признак формируется в результате суммарного сочетания продуктов их доминантных аллелей. Ореховидная форма гребня у кур обусловливается взаимодействием двух доминантных аллелей комплементарных генов А и В (А_В_). Сочетание одного из этих генов в доминантном, а другого в рецессивном состоянии вызывает формирование либо розовидного (А_bb), либо стручковидного гребня (ааВ_). У особей с генотипом aabb — листовидный гребень.
А — ген, контролирует развитие розовидного гребня;
а — ген развития листовидного гребня;
В — ген, контролирует развитие стручковидного гребня;
b — рецессивный ген развития листовидного гребня;
A_B_ – ореховидный гребень; 
A_pp — розовидный гребень;
aaB_ – стручковидный гребень;
rrpp — листовидный гребень.
Курица-дигетерозигота имеет генотип — AaBb, а гомозиготный петух, имеющий стручковидный гребень имеет генотип — ааВВ.

Схема скрещивания
Р: AaBb    х      ааВВ
Г: AB; Ab         aB
   aB; ab
F1: AaBB — 25%; AaBb — 25%; aaBB — 25%; aaBb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 25% : 25% : 25% : 25% = 1 : 1 : 1 : 1.
Фенотип:
AaBB — ореховидный гребень — 25%; 
AaBb — ореховидный гребень — 25%; 
aaBB — стручковидный гребень — 25%; 
aaBb — стручковидный гребень — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
ореховидный гребень — 50%; 
стручковидный гребень — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 50% : 50% = 1 : 1.

Выводы: 
1) среди цыплят 2 типа фенотипа; 
2) 12 цыплят оказались гомозиготными (0,25 . 48 = 12); 
3) 12 цыплят оказались дигетерозиготами (0,25 . 48 = 12); 
4) 24 цыпленка будут иметь стручковидный гребень (0,5 . 48 = 24); 
5) у цыплят наблюдается 4 типа генотипа.

 


Комплементарность у душистого горошка

Видео:Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование. Кроссинговер

Задача 427.
У душистого горошка два белоцветковых растения, разных по происхождению, при скрещивании дали в F1 пурпурноцветковые гибриды. В F2 на 9 растений с пурпурными цветками –7 с белыми. Как получить генотип, который будет служить анализатором для любого другого генотипа, встречающегося в этом скрещивании?
Решение:
Комплементарность (дополнительное действие генов) — взаимодействие неаллельных генов, при котором они дополняют друг друга, а признак формируется лишь при одновременном действии двух доминантных генов, каждый из которых в отдельности не вызывает развития признака. Так у душисттого горошка один доминантный ген (А) отвечает  за выработку пропигмента, а другой доминантный ген (В) отвечает за выработку образования пурпурного пигмента из пропигмента. Ни один из доминантных генов не определяет окраску цветка. Пурпурная окраска появляется только при наличии в генотипе растения двух доминантных генов A и B.  
А – ген выработки пропигмента;
а – ген отсутствия выработки пропигмента;
В – ген выработки фермента, необходимого для образования красного пигмента из пропигмента;
b – ген отсутствия выработки фермента;
А_В_ — пурпурная окраска цветка;
A_bb – белая окраска цветка;
aaB_ — белая окраска цветка;
AAbb – белая окраска цветка;
ааВВ – белая окраска цветка.

Схема скрещивания
Р: AAbb     х    ааВВ
Г:  Ab              aB
F1: AaBb – 100%.
Фенотип:
AaBb – пурпурные цветки – 100%.
Наблюдается единообразие F1.

Схема скрещивания
Р: AaBb     х       AaBb
Г: AB; Ab           AB; Ab
    aB; ab            aB; ab
F2: 1AABB – 6,25%; 2AABb – 12,5%; 2AaBB – 12,5%;   4AaBb – 25%; 1AAbb – 6,25%; 2Aabb – 12,5%;  1aaBB – 6,25%;
2aaBb – 12,5%; 1aabb – 6,25%.
Наблюдается 9 типов геноипа. Расщепление по генотипу – 1:2:2:4:1:2:1:2:1.
Фенотип:
AABB – пурпурные цветки – 6,25%; 
AABb — пурпурные цветки – 12,5%; 
AaBB — пурпурные цветки – 12,5%;
AaBb — пурпурные цветки – 25%; 
AAbb – белые цветки – 6,25%; 
Aabb — белые цветки – 12,5%;
aaBB — белые цветки – 6,25%; 
aaBb — белые цветки – 12,5%; 
aabb — белые цветки – 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
пурпурные цветки – 56,25%;
белые циетки – 43,75%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу – 56,25% : 43,75% = 9 : 7.

Ответ:
Анализатором будет служить организм с генотипом — aabb.

 

📸 Видео

Эпистаз. ПолимерияСкачать

Эпистаз. Полимерия

Разбор задач по Генетике: Эпистаз. Полимерия. Комплементарность. Наследственость связанная с поломСкачать

Разбор задач по Генетике: Эпистаз. Полимерия. Комплементарность. Наследственость связанная с полом

Закон Харди — Вайнберга | НОВАЯ тема ЕГЭ по Биологии | Популяционная генетикаСкачать

Закон Харди — Вайнберга | НОВАЯ тема ЕГЭ по Биологии | Популяционная генетика

Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Взаимодействие неаллельных генов"Скачать

Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Взаимодействие неаллельных генов"

Что такое КомплементарностьСкачать

Что такое Комплементарность

Решение задач (принцип комплементарности для ДНК)Скачать

Решение задач (принцип комплементарности для ДНК)

Комплементарность. Взаимодействие неаллельных геновСкачать

Комплементарность. Взаимодействие неаллельных генов

Л.11 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать

Л.11 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭ

ГЕНЕТИКА! Сцепленное с полом НАСЛЕДОВАНИЕ | Подготовка к ЕГЭ 2022 по БИОЛОГИИСкачать

ГЕНЕТИКА! Сцепленное с полом НАСЛЕДОВАНИЕ | Подготовка к ЕГЭ 2022 по БИОЛОГИИ

Генетика | Решение задач по генетике | Неполное доминирование | Биология |Решение генетических задачСкачать

Генетика | Решение задач по генетике | Неполное доминирование | Биология |Решение генетических задач

2 закон. Менделя решение задачиСкачать

2 закон. Менделя  решение задачи

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.

7 Задачи на кроссинговерСкачать

7  Задачи на кроссинговер

Решение задач на сцепленное наследованиеСкачать

Решение задач на сцепленное наследование

Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать

Задача на 1 закон Менделя. Генетика

Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать

Третий закон Менделя / Задача

Решение задач на неполное доминированиеСкачать

Решение задач на неполное доминирование
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии