Примеры множественного аллелизма у животных. Задачи 221 — 223

Механизм наследования признаков у животных по типу множественного аллелизма

 

Множественный аллелизм у мух дрозофил

 

Задача 221.
У дрозофилы множественный аллель, обусловливающий укорочение крыльев, состоит из трех членов: Т (truncate – обрезанные крылья), TN (normal – нормальные крылья) и t (dumpy – укороченные крылья). По доминированию аллели располагаются в ряд: Т > TN > t. Установите: 1) расщепление в F1, если особь, имеющая обрезанные крылья, скрещена с нормальной, причем обе особи гетерозиготны по гену t; 2) какие фенотипы ожидаются в F1, если гетерозиготная особь с обрезанными крыльями скрещена с особью, имеющей укороченные крылья.
Решение:
Т – аллель гена (обрезанные крылья);
TN – аллель гена (нормальные крылья);
t — аллель гена (укороченные крылья).

Видео:10 Множественный аллелизмСкачать

10  Множественный аллелизм

1. Скрещивание мух дрозофил с обрезанными крыльями и с нормальными крыльями, если обе гетерозиготны по гену t

Схема скрещивания 
Р: Tt      x   TNt
Г: T; t        TN; t
F1: TTN — 25%; Tt — 25%; TNt — 25%; tt — 25%.
Наблюдается  4 типа генотипа. Расщепление  по генотипу — 1:1:1:1.
Фенотип:
TTN – обрезанные крылья — 25%; 
Tt – обрезанные крылья — 25%; 
TNt – нормальные крылья — 25%; 
tt – укороченные крылья — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
обрезанные крылья — 50%;
нормальные крылья — 25%;
укороченные крылья — 25%.
Наблюдается  3 типа фенотипа. Расщепление  по фенотипу — 2:1:1.

2. Скрещивание гетерозиготной особи мухи дрозофилы с обрезанными крыльями с особью, имеющей укороченные крылья

Схема скрещивания 
Р: Tt      x   tt
Г: T; t        t
F1: Tt — 50%; tt — 50%.
Наблюдается  2 типа генотипа. Расщепление  по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Tt – обрезанные крылья — 50%; 
tt – укороченные крылья — 50%.
Наблюдается  2 типа фенотипа. Расщепление  по фенотипу — 1:1.

Выводы:
1) наблюдается  3 типа фенотипа. Расщепление  по фенотипу — 2:1:1;
2) раблюдается  2 типа фенотипа. Расщепление  по фенотипу — 1:1.

 


Задача 222.
Как объяснить тот факт, что при скрещивании мух дрозофил с тёмно-красным цветом глаз с мухами, имеющии абрикосовый цвет глаз, получено в общей сложности 18 мух с тёмно-красными глазами, 9 с абрикосовыми глазами и 8 белоглазых мух. Каковы генотипы родителей?
Решение:
W — аллель гена тёмно-красных глаз;
wa — аллель гена абрикосовых глаз;
w — аллель гена белых глаз.

Расщепление потомства по фенотипу — тёмно-красные глаза : абрикосовые глаза : белые глаза = 18 : 9 : 8 = 2:1:1.
Известно что цвет глаз у дрозофилы контролируется геном W. Описано более 15 различных аллельных состояний данного гена, например некоторые из них:  W (темно-красный цвет глаз (дикий тип)), wch (вишневый цвет глаз), we (эозиновый цвет глаз), wа (абрикосовый цвет глаз), w (белый цвет глаз). По доминированию аллели располагаются в ряд: W > wch > we > wа > w.
Учитывая тот факт, что от скрещивания мух с тёмно-красными глазами с мухами с абрикосовыми глазами, получено потомство с цветом глаз как у родителей так и мух с белыми глазами, можно сделать вывод: родительские формы являются гетерозиготами — Ww и waw.

Видео:Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Схема скрещивания
Р: Ww    х    waw
Г: W; w       wa; w 
F1: Wwa — 25%; Ww — 25%; waw — 25%; ww — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу 1:1:1:1.
Фенотип:
Wwa — темно-красный цвет глаз — 25%; 
Ww — темно-красный цвет глаз — 25%; 
waw — абрикосовы цвет глаз — 25%; 
ww — белый цвет глаз — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
темно-красный цвет глаз — 75%;
абрикосовы цвет глаз — 25%; 
белый цвет глаз — 25%.

Наблюдается 3 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу 2:1:1.

Выводы:
1) цвет глаз у мух наследуется по типу множественного аллелизма;
2) генотипы родителей: Ww; waw. 

 


Окраса меха у кроликов по тиу множественного аллелизма

Задача 223.
Если самка кролика, гибрид от скрещивания чистых линий альбиноса и черного кролика, скрещивается с самцом горностаевой окраски, то каково будет их потомство? Каков тип наследования гена?
Решение:
C — аллель чёрной окраски меха;
с+ — аллель дикой окраски меха (агути);
сh — аллель гималайского типа окраски меха (кролик с розовыми глазами и белой шерстью, за исключением ушей, лап, носа и кончика хвоста);
сch — аллель шиншиловой окраски меха (серебристая шерсть);
са — аллель белой окраски меха (альбинос).
У кроликов имеется серия аллелей гена «С», который контролирует окраску меха. Аллель дикого тиипа св гомозиготном состоянии определяет природную серую окраску шерсти (агути). Эта серия представлена 4 аллелями гена «с+«: аллель «с+» доминантен по отношению к трем остальным – «сch«, «сh«, «сa«. Аллели гена «с+» располагаются друг относительно друга по степени доминирования в следующей последовательности: «с+«>»сch«>»сh«>»сa«. Доминантный мутантный аллель гена (с+) ген (С), в гомозиготном или гетерозиготном состоянии обуславливает чёрную окраску шерсти.

Таким образом, по степени доминирования аллели этой серии можно выстроить в следующей последовательности:

С» > «с+«>»сch«>»сh«>»сa«.

Видео:Решение задач по генетике: множественный аллелизмСкачать

Решение задач по генетике:   множественный аллелизм

Любой из кроликов может, конечно, нести не более двух из перечисленных аллелей, так как он имеет только одну пару хромосом с данным геном. Например, генотип может быть С+са, и тогда кролик будет иметь окраску дикого типа, или ссhса, и тогда кролик будет шиншилла, или сhсh, и тогда он будет гималайским и т. д.

Различные сочетания указанных аллеле дают различные варианты окраски шерсти:
СС, Сc+, Сссh, Cch, Cca —  чёрная окраска шерсти;
c+ c+, c+cch, c+ ch, c+ca — дикий тип окраски шерсти (агути);
ссhcch, cchch, cchca — серебристая шерсть (шиншила);
сhch, chca — гималайский тип окраски шерсти;
саса — белая окраска шерсти (альбинос).

По условию задачи известно, что самка кролика является гибридом от скрещивания альбиноса и черного кролика, т.е. её генотип имеет вид: Сса. Самец горностаевой окраски не является гибридом, поэтому он гомозиготен по аллелю гена гималайского типа — сhсh.

Схема скрещивания:
Р: Сса   х     сhсh
Г: С; са       сh
F1:Ссh — 50%; сhсa — 50%
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
h — черный кролик — 50%; 
сhсa — горностаевый кролик — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.

Выводы:
1) Потомство при этом скрещивании похоже на своих родителей.
2) окраска шерсти у кроликов наследуется по множественному аллелизму природного гена (с+).

 


 

🎬 Видео

Множественный аллелизм. КодоминированиеСкачать

Множественный аллелизм. Кодоминирование

Отличие полного доминирования от неполного с решением задачи из ЕГЭ.Скачать

Отличие полного доминирования от неполного с решением задачи из ЕГЭ.

Взаимодействие аллельных генов. Анализирующее скрещивание. 9 класс.Скачать

Взаимодействие аллельных генов. Анализирующее скрещивание. 9 класс.

Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование. Кроссинговер

Множественный аллелизм. КодоминированиеСкачать

Множественный аллелизм.  Кодоминирование

Взаимодействие генов.Скачать

Взаимодействие генов.

Задачи по генетике: Взаимодействие аллельных генов 1Скачать

Задачи по генетике: Взаимодействие аллельных генов 1

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Видеоурок по биологии 9 класс

Задача по генетике. Сцепленное наследованиеСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование

#163. МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИСкачать

#163. МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ

Решение задач на сцепленное с полом наследованиеСкачать

Решение задач на сцепленное с полом наследование

Множественные аллели Анализирующее скрещивание | Биология 10 класс #26 | ИнфоурокСкачать

Множественные аллели  Анализирующее скрещивание | Биология 10 класс #26 | Инфоурок

Задачи по генетике: Взаимодействие неаллельных генов 1Скачать

Задачи по генетике: Взаимодействие неаллельных генов 1

Множество. Элементы множества. 5 класс.Скачать

Множество. Элементы множества. 5 класс.

Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Взаимодействие неаллельных генов"Скачать

Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Взаимодействие неаллельных генов"

Ген и аллель. В чем отличие? Разберем за 10 минут | БИОЛОГИЯ ЕГЭ | СОТКАСкачать

Ген и аллель. В чем отличие? Разберем за 10 минут | БИОЛОГИЯ ЕГЭ | СОТКА

Лекция 10. Многоклеточные животные. Часть 1. Окштейн И.Л., МФТИСкачать

Лекция 10. Многоклеточные животные. Часть 1. Окштейн И.Л., МФТИ
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии