Плейотропность. Моногибрридное скрещивание. Задачи 400 — 405

Определение вероятности проявления у потомства фенотипов при моногибридеом скрещивании

 

Доминантный аутосомный плейотропный ген у человека

 

Задача 400.
Синдром Ван дер Хеве наследуется как доминантный аутосомный плейотропный ген1, определяющий голубую окраску склеры, хрупкость костей и глухоту. Пенетрантность признаков изменчива. В ряде случаев (К. Штерн, 1965) она составляет по голубой склере почти 100%. Хрупкости костей 63%, глухоте — 60%.
В брак вступает два гетерозиготных носителеля голубой склеры, нормальные в отношении других признаков синдрома. Определите вероятность проявления у детей глухоты.
Решение:
А — аллель гена синдрома Ван дер Хеве;
а — аллель гена нормального развития организма.
Схема скрещивания:
Р: Аа    х    Аа
Г: А, а       А, а
F1: AA — 25%; Аа — 50%; aa — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 25% : 50% : 25% = 1 : 2 : 1.
Фенотип:
AA — синдром Ван дер Хеве — 25%; 
Аа — синдром Ван дер Хеве — 50%; 
aa — здоровый организм — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
синдром Ван дер Хеве — 75%;
здоровый организм — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 75% : 25% = 3 : 1.
Вероятность рождения детей с синдромом Ван дер Хеве составляет 75% от всех детей, однако фенотипически этот ген проявится у всех по голубой окраске склеры, так как пенетрантность почти 100%, а по глухоте — 60%. Следовательно, вероятность проявления у детей глухоты составит 45% [(60% . 75%)/100% = 45%].

 


Наследование окраски шерсти у кошек

Задача 401.
У кошек черный цвет шерсти доминирует над рыжим. Гомозиготную рыжую кошку скрестили с гетерозиготным котом и получили в пометё 8 котят.
Дайте ответы на вопросы:
а) решите задачу
б) сколько типов гамет образуется у кота?
в) сколько типов гамет образуется у кошки?
г) сколько генотипов будет у котят?
д) сколько фенотипов будет у котят?
е) сколько родится котят с рыжей шерстью?
Решение:
а) Схема скрещивания:
Р: аа    х    Аа
Г: а          А, а
F1: Aa — 50%; aa — 50%.
Фенотип:
Aa — черный котенок — 50%; 
aa — рыжий котенок — 50%.
б) у кота образуется 2 типа гамет — (А) и (а);
в) у кошки образуется 1 тип гамет (а);
г) у котят будет 2 генотипа — (Аа) и (аа);
д) у котят будет 2 фенотипа — черные котята и рыжие колтята;
е)  с рыжей шерстью родится 4 котенка?

 


Наследование фенилкетонурии у человека

Задача 402.
Оба родителя и старшая дочь здоровы, однако у младшей дочери обнаружена фенилкетонурия. Какова вероятность того, что старшая дочь имеет рецессивный ген фенилкетонурии?
Решение:
F – аллель гена нормальной выработки фенилаланина;
f – аллель гена нарушения выработки фенилаланина;
ff – больной фенилкетонурией.
Так как у здоровых родителей родились здоровая дочь и больная фенилкетонурией, то оба родителя гетерозиготны по признаку фенилкетонурии (Ff). Больная девочка могла родиться с фенилкетонурией (ff), получив один рецессивный ген (f) от одного родителя, а второй (f) — от от другого, значит оба родителя гетерозиготы (Ff).

Видео:Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Схема скрещивания
Р: Ff    x    Ff
Г: F, f       F, f
F1: FF — 25%; Ff — 50%; ff — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 25% : 50% : 25% = 1 : 2 : 1.
Фенотип:
FF здоровый ребенок — 25%; 
Ff — здоровый ребенок — 50%; 
ff — больной фенилкетонурией ребенок — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
здоровый ребенок — 75%;
больной фенилкетонурией ребенок — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3 : 1.

Выводы: 
1) вероятность рождения здорового гетерозиготного ребенка в данной семье составляет 50%;
2) вероятность того, что старшая дочь имеет рецессивный ген фенилкетонурии составляет [37,5% (50% . 75%)/100% = 37,5%].

 


Наследование устойчивости корневой губки у ели

Задача 403.
У ели обыкновенной, европейской (Picea abies (L.) Karst.) устойчивость к корневой губке (Fomitopsis annosa) доминирует над восприимчивостью. Определить характер расщепления гибридов второго поколения (F2) у ели при скрещивании двух растений, одно из которых гомозиготно по устойчивости к корневой губке, а другое восприимчиво к этому заболеванию.
Решение:
А — устойчивость к корневой губке;
а — восприимчивость к корневой губке;
АА — гомозигота — устойчивость к корневой губке; 
аа — гомозигота —  восприимчивость к корневой губке.

Схема скрещивания
Р: АА  х  аа
Г: А      а
F1: Aa — 100%.
Фенотип:
Aa — устойчивость к корневой губке — 100%.

Схема скрещивания
Р: Aa   х   Аа
Г: А, а     А, а
F1: AA — 25%; Aa — 50%; aa — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 25% : 50% : 25% = 1 :2 :1.
Фенотип:
AA — устойчивость к корневой губке — 25%; 
Aa — устойчивость к корневой губке — 50%; 
aa — восприимчивость к корневой губке — 25%. 
Наблюдаемый фенотип:
устойчивость к корневой губке — 75%;
восприимчивость к корневой губке — 25%. 
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 75% : 25% = 3 : 1.
 


Наследование комолости у крупного рогатого скота

Задача 404.
От скрещивания комолого быка с рогатыми коровами получились 17 комолые и 15 рогатых. У коров-матерей комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип быка и коров?
Решение:
А — комолость (безрогость);
а — рогатость.
Расщепление потомства — комолость : рогатость = 17 : 15 = 1,13 : 1 ≈ 1: 1. Такое расщепление свидетельствует, что комолость (А) является доминантным признаком и бык был гетерозиготой — Аа. Проверим наше предположение схемами скрещивания, получим:
Схема скрещивания (1)
Р: аа   х    АА
Г: а         А
F1: Аа — 100%.
Фенотип:
Аа — комолость — 100%.
Единообразие поколения F1.

Видео:Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Схема скрещивания (2)
Р: аа   х    Аа
Г: а         А, а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — комолость — 50%; 
аа — рогатость — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.

Выводы:
1) генотип быка — Аа, генотип коров — аа;
2) у крупного рогатого скота комолость является доминантным признаком.

 


Наследование окраски цветков у астры

Задача 405.
При скрещивании между собой красных (АА) астр всегда получаются растения с красными лепестками, а белых (аа) астр – с белыми лепестками. В результате скрещивания обоих сортов получаются цветы с розовыми лепестками. Какое потомство получится при опылении красноцветковых растений пыльцой растения с розовыми лепестками? Каков тип наследования признака?
Решение:
А — красные лепестки цветка;
а — белые лепестки цветка;
АА — красные цветки;
аа — белые цветки;
Аа — розовые цветки.
Схема скрещивания (1)
Р: АА  х   аа
Г: А       а
F1: Аа — 100%.
Фенотип:
Аа — розовые цветки — 100%.
Наблюдается единообразие поколения F1.
Схема скрещивания (2)
Р: АА    х    Аа
Г: А          А, а
F1: АА — 50%; Аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 50% : 50% = 1 : 1.
Фенотип:
АА — красные цветки — 50%; 
Аа — розовые цветки — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 50% : 50% = 1 : 1.

Выводы:
1) розовая окраска цветков у астры наследуется по типу неполного (промежуточного) доминирования.
 


1Плейотропия — это множественное действие гена; тип наследования, при котором один ген определяет проявление нескольких признаков.
 


 

💥 Видео

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепления

Моногибридное скрещивание. 1 и 2 закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Моногибридное скрещивание. 1 и 2 закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТ

Цитологические основы генетических законов наследования. Моногибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Цитологические основы генетических законов наследования. Моногибридное скрещивание. 9 класс.

Биология 10 класс (Урок№13 - Моногибридное скрещивание. Первый и второй закон Менделя.)Скачать

Биология 10 класс (Урок№13 - Моногибридное скрещивание. Первый и второй закон Менделя.)

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.

Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать

Задача на 1 закон Менделя. Генетика

Решение генетических задач на анализирующее скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Решение генетических задач на анализирующее скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Дубынин В.А. - 100 часов школьной биологии - 2.17. Неполное доминирование. Дигибридное скрещиваниеСкачать

Дубынин В.А. - 100 часов школьной биологии - 2.17. Неполное доминирование. Дигибридное скрещивание

ЕГЭ по биологии. Задачи на моногибридное скрещиваниеСкачать

ЕГЭ по биологии. Задачи на моногибридное скрещивание

Полигибридное скрещивание. Решение задач.Скачать

Полигибридное скрещивание. Решение задач.

2 закон. Менделя решение задачиСкачать

2 закон. Менделя  решение задачи

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Практическая часть-решение задач.9 класс.Скачать

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Практическая часть-решение задач.9 класс.

Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование. Кроссинговер

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать

Третий закон Менделя / Задача

Наследование шестипалости (полидактилии) у человека | Моногибридное скрещиваниеСкачать

Наследование шестипалости (полидактилии) у человека | Моногибридное скрещивание

Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. 9 класс.Скачать

Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. 9 класс.

Л.10 | МНОЖЕСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать

Л.10 | МНОЖЕСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭ
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии