Наследование признаков у растений. Задачи 247 — 250

Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание у растений

 

Видео:Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с поломСкачать

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом

Наследование устойчивости к головне у овса

Задача 247.
У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта поражаемого головней, скрещено с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Определить: a) генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений; б) результаты возвратных скрещиваний гибридов первого поколения с каждым из родителей.
Решение:
А — устойчивость к головне;
а — восприимчивость к головне.

а)  Определение генотипов и фенотипов гибридов первого и второго поколений

Схема скрещивания (1)
Р: АА   х   аа
Г: А        а
F1: Аа — 100%.
Фенотип:
Аа — устойчивое к головне растение овса — 100%.
Наблюдается единообразие потомства.

Схема скрещивания (2)
Р: Аа   х   Аа
Г: А, а     А, а
F1: АА — 25%; Аа — 50%; аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
АА — устойчивое к головне растение овса — 25%; 
Аа — устойчивое к головне растение овса — 50%; 
аа — восприимчивое к головне растение овса — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
устойчивость к головне — 75%;
восприимчивость к головне — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:1.

б) результаты возвратных скрещиваний гибридов первого поколения с каждым из родителей

Схема скрещивания (1)
Р: Аа   х  АА
Г: А, а    А
F1: АА — 50%; Аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
АА — устойчивое к головне растение овса — 50%; 
Аа — устойчивое к головне растение овса — 50%.
Наблюдаемый фенотип:
устойчивое к головне растение овса — 100%;
Наблюдается один тип фенотипа.

Схема скрещивания (2)
Р: Аа   х  аа
Г: А, а    а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — устойчивое к головне растение овса — 50%; 
аа — восприимчивое к головне растение овса — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.
 


Видео:Статистические методы для анализа достоверности наследования признаков x и t. 1 ч. 11 класс.Скачать

Статистические методы для анализа достоверности наследования признаков x и t. 1 ч. 11 класс.

Наследование окраски цветка у гороха

Задача 248.
1.Какой фенотип был у родительских растений гороха, если половина потомков имела красные, а половина белые цветки?
2.У фасоли черная окраска семян доминирует над белой. При опылении растения, выросшего из черного семени, пыльцой белосемянного растения получили половину черных и половину белых семян. Определите генотипы материнского растения и потомков.
Решение:

а) Определение фенотипов у гороха

А — красные цветки;
а — беоые цветки.
Если половина потомков имела красные, а половина белые цветки, то проводили скрещивание гетерозиготных растений с рецессивными гомозиготами, т.е. проводили анализирующее скрещивание по рецессивным гомозиготам

Схема скрещивания:
Р: Аа   х   аа
Г: А, а     а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — красные цветки — 50%; 
аа — белые цветки — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.

Выводы: 
1) генотипы родителей: Аа и аа.

б) Определение генотипов материнского растения и потомков у фасоли

А — чёрная окраска семян;
а — белая окраска семян.
Так как при скрещивании растений с чёрными семенами с растением с белыми семенами получили половину черных и половину белых семян, то это возможно при гетерозиготности чёрного растения.

Схема скрещивания:
Р: Аа   х   аа
Г: А, а     а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — чёрная окраска семян — 50%; 
аа — белая окраска семян — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.

Выводы: 
1) генотипы материнского растения — Аа;
2) генотипы поттомства: Аа и аа.

 


Наследование раннего созревания у ячменя


Задача 249.
Ген раннего созревания ячменя доминирует над позднеспелостью. Какими окажутся растения F1, полученные в результате опыления гомозиготного раннеспелого растения пыльцой позднеспелого? Каким будет ячмень поколения F2? А что может получится от скрещивания одного из позднеспелых представителей F2 c F1? Что получится от скрещивания между собой раннеспелых растений F2?
Решение:
А — аллель гена раннего созревания ячменя;
а — аллель гена позднеспелости ячменя.

Схема скрещивания (1)
Р: АА     х     аа
Г: А            а
F1: Aa — 100%.
Фенотип:
Aa — раннеспелый ячмень — 100%.
Наблюдается единообразие по генотипу и фенотипу.

Схема скрещивания (2)
Р: Аа    х   Аа
Г: А; а      А; а
F2: АА — 25%; Аа — 50%; аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщнпление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
АА — раннеспелый ячмень  — 25%; 
Аа — раннеспелый ячмень — 50%; 
аа — позднеспелый ячмень — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
раннеспелый ячмень  — 75%;
позднеспелый ячмень — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщнпление по фенотипу — 3:1.

Схема скрещивания (3)
Р: Аа    х   аа
Г: А; а      а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщнпление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — раннеспелый ячмень — 50%; 
аа — позднеспелый ячмень — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщнпление по фенотипу — 1:1.

Схема скрещивания (4)
Р: Аа    х   АА
Г: А; а      А
F2: Аа — 50%; АА — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщнпление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — раннеспелый ячмень — 50%; 
АА — раннеспелый ячмень — 50%.
Всё потомство будет раннеспелым.

Выводы:
1) все растения F1 окажутся раннеспелые;
2) в поколении F2 наблюдается 2 типа фенотипа, 75% растений будут раннеспелые, 25% — позднеспелые;
3) при скрещивании позднеспелого растения F2 с представителем F1 наблюдается 2 типа фенотипа, растения в равной степени будут раннеспелыми и позднеспелыми;
4) при скрещивании между собой раннеспелых растений F2 всё потомство получится раннеспелые. 

 


Наследование формы листьев у ржи

Задача 250.
При скрещивании двух сортов ржи, один из которых имел нормальные, а второй — гофрированные листья, все растения F1 оказались с нормальными листьями. В F2 были обнаружены 434 растения с нормальными и 148 растений с гофрированными листьями. Как наследуется признак? Определите генотипы родителей, а также гибридов первого и второго поколений.
Решение:
А — аллель гена нормальных листьев;
а — аллель гена гофрированных листьев.

Так как при скрещивании ржи с нормальными листьями с растением ржи с гофрированными листьями все растения F1 оказались с нормальными листьями, то признак нормальных листьев является доминантным, признак гофрированных листьев — рецессивным. 
Общее число растений ржи в F2 равно:

Nобщ. = 434 + 148 = 582.

Определим соотношение фенотипов в данном скрещивании, получим:
растения с нормальными листьями : растения с гофрированными листьями = 434/582 : 148/582 = 0,7457 : 0,2543 = 0,7457/0,2543 : 0,2543/0,2543 = 2,93 : 1 приблизительно 3:1. Это указывает на то, тип наследования с полным доминированием признака. Генотип растения ржи с нормальными листьями — АА, с гофрированными листьями — аа. 

Схема скрещивания (1)
Р: АА   х   аа
Г: А        а
F1: Aа — 100%.
Фенотип:
Aа — растения с нормальными листьями — 100%.
Наблюдается единообразие F1.

Схема скрещивания (2)
Р: Аа   х   Аа
Г: А; а     А; а
F2: АА — 25%; Aа — 50%; аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
АА — нормальные листья — 25%; 
Aа — нормальные листья — 50%; 
аа — гофрированные листья — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
нормальные листья — 75%;
гофрированные листья — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:1.

Выводы:
1) генотипы родителей: АА и аа;
2) генотип потмков F1 — Aa;
3) генотип F2: АА — 25%; Aа — 50%; аа — 25%.

 

📺 Видео

Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование. Кроссинговер

Закономерности наследования признаков Моногибридное скрещивание | Биология 10 класс #25 | ИнфоурокСкачать

Закономерности наследования признаков  Моногибридное скрещивание | Биология 10 класс #25 | Инфоурок

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепления

Закономерности наследования | Биология 9 класс #17 | ИнфоурокСкачать

Закономерности наследования | Биология 9 класс #17 | Инфоурок

Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Наследование признаков сцепленных с полом"Скачать

Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Наследование признаков сцепленных с полом"

Задачи на псевдоаутосомные участкиСкачать

Задачи на псевдоаутосомные участки

Тема 31. Цитологические основы наследования признаков при моногибридном скрещиванииСкачать

Тема 31. Цитологические основы наследования признаков при моногибридном скрещивании

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Хромосомная теория наследственности и кроссинговер | Биология ЕГЭ | УмскулСкачать

Хромосомная теория наследственности и кроссинговер | Биология ЕГЭ | Умскул

Наследование признаков, сцепленных с полом. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Наследование признаков, сцепленных с полом. Видеоурок по биологии 9 класс

Сцепленное наследование признаковСкачать

Сцепленное наследование признаков

Закон независимого наследования признаков | Биология 10 класс | УмскулСкачать

Закон независимого наследования признаков | Биология 10 класс | Умскул

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 5. Псевдоаутосомное наследование |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|Скачать

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 5. Псевдоаутосомное наследование |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|

Задача 28 на псевдоаутосомное наследование из ЕГЭ по биологии | ЕГЭ-2024 по биологииСкачать

Задача 28 на псевдоаутосомное наследование из ЕГЭ по биологии | ЕГЭ-2024 по биологии

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | ИнфоурокСкачать

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | Инфоурок

Задачи по генетике: Сцепление и кроссинговер 1Скачать

Задачи по генетике: Сцепление и кроссинговер 1

Биология, 12-й класс, Основные закономерности наследования признаков, установленные Г. МенделемСкачать

Биология, 12-й класс, Основные закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии