- Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание у растений
- Наследование устойчивости к головне у овса
- а) Определение генотипов и фенотипов гибридов первого и второго поколений
- б) результаты возвратных скрещиваний гибридов первого поколения с каждым из родителей
- Наследование окраски цветка у гороха
- а) Определение фенотипов у гороха
- б) Определение генотипов материнского растения и потомков у фасоли
- Наследование раннего созревания у ячменя
- Наследование формы листьев у ржи
- 📸 Видео
Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание у растений
Видео:Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать
Наследование устойчивости к головне у овса
Задача 247.
У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта поражаемого головней, скрещено с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Определить: a) генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений; б) результаты возвратных скрещиваний гибридов первого поколения с каждым из родителей.
Решение:
А — устойчивость к головне;
а — восприимчивость к головне.
а) Определение генотипов и фенотипов гибридов первого и второго поколений
Схема скрещивания (1)
Р: АА х аа
Г: А а
F1: Аа — 100%.
Фенотип:
Аа — устойчивое к головне растение овса — 100%.
Наблюдается единообразие потомства.
Схема скрещивания (2)
Р: Аа х Аа
Г: А, а А, а
F1: АА — 25%; Аа — 50%; аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
АА — устойчивое к головне растение овса — 25%;
Аа — устойчивое к головне растение овса — 50%;
аа — восприимчивое к головне растение овса — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
устойчивость к головне — 75%;
восприимчивость к головне — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:1.
б) результаты возвратных скрещиваний гибридов первого поколения с каждым из родителей
Схема скрещивания (1)
Р: Аа х АА
Г: А, а А
F1: АА — 50%; Аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
АА — устойчивое к головне растение овса — 50%;
Аа — устойчивое к головне растение овса — 50%.
Наблюдаемый фенотип:
устойчивое к головне растение овса — 100%;
Наблюдается один тип фенотипа.
Схема скрещивания (2)
Р: Аа х аа
Г: А, а а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — устойчивое к головне растение овса — 50%;
аа — восприимчивое к головне растение овса — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.
Видео:Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с поломСкачать
Наследование окраски цветка у гороха
Задача 248.
1.Какой фенотип был у родительских растений гороха, если половина потомков имела красные, а половина белые цветки?
2.У фасоли черная окраска семян доминирует над белой. При опылении растения, выросшего из черного семени, пыльцой белосемянного растения получили половину черных и половину белых семян. Определите генотипы материнского растения и потомков.
Решение:
а) Определение фенотипов у гороха
А — красные цветки;
а — беоые цветки.
Если половина потомков имела красные, а половина белые цветки, то проводили скрещивание гетерозиготных растений с рецессивными гомозиготами, т.е. проводили анализирующее скрещивание по рецессивным гомозиготам
Схема скрещивания:
Р: Аа х аа
Г: А, а а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — красные цветки — 50%;
аа — белые цветки — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.
Выводы:
1) генотипы родителей: Аа и аа.
б) Определение генотипов материнского растения и потомков у фасоли
А — чёрная окраска семян;
а — белая окраска семян.
Так как при скрещивании растений с чёрными семенами с растением с белыми семенами получили половину черных и половину белых семян, то это возможно при гетерозиготности чёрного растения.
Схема скрещивания:
Р: Аа х аа
Г: А, а а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — чёрная окраска семян — 50%;
аа — белая окраска семян — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.
Выводы:
1) генотипы материнского растения — Аа;
2) генотипы поттомства: Аа и аа.
Наследование раннего созревания у ячменя
Задача 249.
Ген раннего созревания ячменя доминирует над позднеспелостью. Какими окажутся растения F1, полученные в результате опыления гомозиготного раннеспелого растения пыльцой позднеспелого? Каким будет ячмень поколения F2? А что может получится от скрещивания одного из позднеспелых представителей F2 c F1? Что получится от скрещивания между собой раннеспелых растений F2?
Решение:
А — аллель гена раннего созревания ячменя;
а — аллель гена позднеспелости ячменя.
Схема скрещивания (1)
Р: АА х аа
Г: А а
F1: Aa — 100%.
Фенотип:
Aa — раннеспелый ячмень — 100%.
Наблюдается единообразие по генотипу и фенотипу.
Схема скрещивания (2)
Р: Аа х Аа
Г: А; а А; а
F2: АА — 25%; Аа — 50%; аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщнпление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
АА — раннеспелый ячмень — 25%;
Аа — раннеспелый ячмень — 50%;
аа — позднеспелый ячмень — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
раннеспелый ячмень — 75%;
позднеспелый ячмень — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщнпление по фенотипу — 3:1.
Схема скрещивания (3)
Р: Аа х аа
Г: А; а а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщнпление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — раннеспелый ячмень — 50%;
аа — позднеспелый ячмень — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщнпление по фенотипу — 1:1.
Схема скрещивания (4)
Р: Аа х АА
Г: А; а А
F2: Аа — 50%; АА — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщнпление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — раннеспелый ячмень — 50%;
АА — раннеспелый ячмень — 50%.
Всё потомство будет раннеспелым.
Выводы:
1) все растения F1 окажутся раннеспелые;
2) в поколении F2 наблюдается 2 типа фенотипа, 75% растений будут раннеспелые, 25% — позднеспелые;
3) при скрещивании позднеспелого растения F2 с представителем F1 наблюдается 2 типа фенотипа, растения в равной степени будут раннеспелыми и позднеспелыми;
4) при скрещивании между собой раннеспелых растений F2 всё потомство получится раннеспелые.
Наследование формы листьев у ржи
Задача 250.
При скрещивании двух сортов ржи, один из которых имел нормальные, а второй — гофрированные листья, все растения F1 оказались с нормальными листьями. В F2 были обнаружены 434 растения с нормальными и 148 растений с гофрированными листьями. Как наследуется признак? Определите генотипы родителей, а также гибридов первого и второго поколений.
Решение:
А — аллель гена нормальных листьев;
а — аллель гена гофрированных листьев.
Так как при скрещивании ржи с нормальными листьями с растением ржи с гофрированными листьями все растения F1 оказались с нормальными листьями, то признак нормальных листьев является доминантным, признак гофрированных листьев — рецессивным.
Общее число растений ржи в F2 равно:
Nобщ. = 434 + 148 = 582.
Определим соотношение фенотипов в данном скрещивании, получим:
растения с нормальными листьями : растения с гофрированными листьями = 434/582 : 148/582 = 0,7457 : 0,2543 = 0,7457/0,2543 : 0,2543/0,2543 = 2,93 : 1 приблизительно 3:1. Это указывает на то, тип наследования с полным доминированием признака. Генотип растения ржи с нормальными листьями — АА, с гофрированными листьями — аа.
Схема скрещивания (1)
Р: АА х аа
Г: А а
F1: Aа — 100%.
Фенотип:
Aа — растения с нормальными листьями — 100%.
Наблюдается единообразие F1.
Схема скрещивания (2)
Р: Аа х Аа
Г: А; а А; а
F2: АА — 25%; Aа — 50%; аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
АА — нормальные листья — 25%;
Aа — нормальные листья — 50%;
аа — гофрированные листья — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
нормальные листья — 75%;
гофрированные листья — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:1.
Выводы:
1) генотипы родителей: АА и аа;
2) генотип потмков F1 — Aa;
3) генотип F2: АА — 25%; Aа — 50%; аа — 25%.
📸 Видео
Статистические методы для анализа достоверности наследования признаков x и t. 1 ч. 11 класс.Скачать
Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Наследование признаков сцепленных с полом"Скачать
Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать
Закономерности наследования | Биология 9 класс #17 | ИнфоурокСкачать
Задачи на псевдоаутосомные участкиСкачать
Закономерности наследования признаков Моногибридное скрещивание | Биология 10 класс #25 | ИнфоурокСкачать
Тема 31. Цитологические основы наследования признаков при моногибридном скрещиванииСкачать
Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать
Хромосомная теория наследственности и кроссинговер | Биология ЕГЭ | УмскулСкачать
Наследование признаков, сцепленных с полом. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать
Задача 28 на псевдоаутосомное наследование из ЕГЭ по биологии | ЕГЭ-2024 по биологииСкачать
Закон независимого наследования признаков | Биология 10 класс | УмскулСкачать
Мини-курс по задачам по генетике. Урок 5. Псевдоаутосомное наследование |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|Скачать
Сцепленное наследование признаковСкачать
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | ИнфоурокСкачать
Задачи по генетике: Сцепление и кроссинговер 1Скачать
Биология, 12-й класс, Основные закономерности наследования признаков, установленные Г. МенделемСкачать