Наследование признаков у растений. Задачи 247 — 250

Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание у растений

 

Видео:Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование. Кроссинговер

Наследование устойчивости к головне у овса

Задача 247.
У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта поражаемого головней, скрещено с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Определить: a) генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений; б) результаты возвратных скрещиваний гибридов первого поколения с каждым из родителей.
Решение:
А — устойчивость к головне;
а — восприимчивость к головне.

а)  Определение генотипов и фенотипов гибридов первого и второго поколений

Схема скрещивания (1)
Р: АА   х   аа
Г: А        а
F1: Аа — 100%.
Фенотип:
Аа — устойчивое к головне растение овса — 100%.
Наблюдается единообразие потомства.

Схема скрещивания (2)
Р: Аа   х   Аа
Г: А, а     А, а
F1: АА — 25%; Аа — 50%; аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
АА — устойчивое к головне растение овса — 25%; 
Аа — устойчивое к головне растение овса — 50%; 
аа — восприимчивое к головне растение овса — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
устойчивость к головне — 75%;
восприимчивость к головне — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:1.

б) результаты возвратных скрещиваний гибридов первого поколения с каждым из родителей

Схема скрещивания (1)
Р: Аа   х  АА
Г: А, а    А
F1: АА — 50%; Аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
АА — устойчивое к головне растение овса — 50%; 
Аа — устойчивое к головне растение овса — 50%.
Наблюдаемый фенотип:
устойчивое к головне растение овса — 100%;
Наблюдается один тип фенотипа.

Схема скрещивания (2)
Р: Аа   х  аа
Г: А, а    а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — устойчивое к головне растение овса — 50%; 
аа — восприимчивое к головне растение овса — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.
 


Видео:Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с поломСкачать

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом

Наследование окраски цветка у гороха

Задача 248.
1.Какой фенотип был у родительских растений гороха, если половина потомков имела красные, а половина белые цветки?
2.У фасоли черная окраска семян доминирует над белой. При опылении растения, выросшего из черного семени, пыльцой белосемянного растения получили половину черных и половину белых семян. Определите генотипы материнского растения и потомков.
Решение:

а) Определение фенотипов у гороха

А — красные цветки;
а — беоые цветки.
Если половина потомков имела красные, а половина белые цветки, то проводили скрещивание гетерозиготных растений с рецессивными гомозиготами, т.е. проводили анализирующее скрещивание по рецессивным гомозиготам

Схема скрещивания:
Р: Аа   х   аа
Г: А, а     а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — красные цветки — 50%; 
аа — белые цветки — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.

Выводы: 
1) генотипы родителей: Аа и аа.

б) Определение генотипов материнского растения и потомков у фасоли

А — чёрная окраска семян;
а — белая окраска семян.
Так как при скрещивании растений с чёрными семенами с растением с белыми семенами получили половину черных и половину белых семян, то это возможно при гетерозиготности чёрного растения.

Схема скрещивания:
Р: Аа   х   аа
Г: А, а     а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — чёрная окраска семян — 50%; 
аа — белая окраска семян — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.

Выводы: 
1) генотипы материнского растения — Аа;
2) генотипы поттомства: Аа и аа.

 


Наследование раннего созревания у ячменя


Задача 249.
Ген раннего созревания ячменя доминирует над позднеспелостью. Какими окажутся растения F1, полученные в результате опыления гомозиготного раннеспелого растения пыльцой позднеспелого? Каким будет ячмень поколения F2? А что может получится от скрещивания одного из позднеспелых представителей F2 c F1? Что получится от скрещивания между собой раннеспелых растений F2?
Решение:
А — аллель гена раннего созревания ячменя;
а — аллель гена позднеспелости ячменя.

Схема скрещивания (1)
Р: АА     х     аа
Г: А            а
F1: Aa — 100%.
Фенотип:
Aa — раннеспелый ячмень — 100%.
Наблюдается единообразие по генотипу и фенотипу.

Схема скрещивания (2)
Р: Аа    х   Аа
Г: А; а      А; а
F2: АА — 25%; Аа — 50%; аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщнпление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
АА — раннеспелый ячмень  — 25%; 
Аа — раннеспелый ячмень — 50%; 
аа — позднеспелый ячмень — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
раннеспелый ячмень  — 75%;
позднеспелый ячмень — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщнпление по фенотипу — 3:1.

Схема скрещивания (3)
Р: Аа    х   аа
Г: А; а      а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщнпление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — раннеспелый ячмень — 50%; 
аа — позднеспелый ячмень — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщнпление по фенотипу — 1:1.

Схема скрещивания (4)
Р: Аа    х   АА
Г: А; а      А
F2: Аа — 50%; АА — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщнпление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
Аа — раннеспелый ячмень — 50%; 
АА — раннеспелый ячмень — 50%.
Всё потомство будет раннеспелым.

Выводы:
1) все растения F1 окажутся раннеспелые;
2) в поколении F2 наблюдается 2 типа фенотипа, 75% растений будут раннеспелые, 25% — позднеспелые;
3) при скрещивании позднеспелого растения F2 с представителем F1 наблюдается 2 типа фенотипа, растения в равной степени будут раннеспелыми и позднеспелыми;
4) при скрещивании между собой раннеспелых растений F2 всё потомство получится раннеспелые. 

 


Наследование формы листьев у ржи

Задача 250.
При скрещивании двух сортов ржи, один из которых имел нормальные, а второй — гофрированные листья, все растения F1 оказались с нормальными листьями. В F2 были обнаружены 434 растения с нормальными и 148 растений с гофрированными листьями. Как наследуется признак? Определите генотипы родителей, а также гибридов первого и второго поколений.
Решение:
А — аллель гена нормальных листьев;
а — аллель гена гофрированных листьев.

Так как при скрещивании ржи с нормальными листьями с растением ржи с гофрированными листьями все растения F1 оказались с нормальными листьями, то признак нормальных листьев является доминантным, признак гофрированных листьев — рецессивным. 
Общее число растений ржи в F2 равно:

Nобщ. = 434 + 148 = 582.

Определим соотношение фенотипов в данном скрещивании, получим:
растения с нормальными листьями : растения с гофрированными листьями = 434/582 : 148/582 = 0,7457 : 0,2543 = 0,7457/0,2543 : 0,2543/0,2543 = 2,93 : 1 приблизительно 3:1. Это указывает на то, тип наследования с полным доминированием признака. Генотип растения ржи с нормальными листьями — АА, с гофрированными листьями — аа. 

Схема скрещивания (1)
Р: АА   х   аа
Г: А        а
F1: Aа — 100%.
Фенотип:
Aа — растения с нормальными листьями — 100%.
Наблюдается единообразие F1.

Схема скрещивания (2)
Р: Аа   х   Аа
Г: А; а     А; а
F2: АА — 25%; Aа — 50%; аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
АА — нормальные листья — 25%; 
Aа — нормальные листья — 50%; 
аа — гофрированные листья — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
нормальные листья — 75%;
гофрированные листья — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:1.

Выводы:
1) генотипы родителей: АА и аа;
2) генотип потмков F1 — Aa;
3) генотип F2: АА — 25%; Aа — 50%; аа — 25%.

 

📸 Видео

Статистические методы для анализа достоверности наследования признаков x и t. 1 ч. 11 класс.Скачать

Статистические методы для анализа достоверности наследования признаков x и t. 1 ч. 11 класс.

Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Наследование признаков сцепленных с полом"Скачать

Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Наследование признаков сцепленных с полом"

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепления

Закономерности наследования | Биология 9 класс #17 | ИнфоурокСкачать

Закономерности наследования | Биология 9 класс #17 | Инфоурок

Задачи на псевдоаутосомные участкиСкачать

Задачи на псевдоаутосомные участки

Закономерности наследования признаков Моногибридное скрещивание | Биология 10 класс #25 | ИнфоурокСкачать

Закономерности наследования признаков  Моногибридное скрещивание | Биология 10 класс #25 | Инфоурок

Тема 31. Цитологические основы наследования признаков при моногибридном скрещиванииСкачать

Тема 31. Цитологические основы наследования признаков при моногибридном скрещивании

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Хромосомная теория наследственности и кроссинговер | Биология ЕГЭ | УмскулСкачать

Хромосомная теория наследственности и кроссинговер | Биология ЕГЭ | Умскул

Наследование признаков, сцепленных с полом. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Наследование признаков, сцепленных с полом. Видеоурок по биологии 9 класс

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Задача 28 на псевдоаутосомное наследование из ЕГЭ по биологии | ЕГЭ-2024 по биологииСкачать

Задача 28 на псевдоаутосомное наследование из ЕГЭ по биологии | ЕГЭ-2024 по биологии

Закон независимого наследования признаков | Биология 10 класс | УмскулСкачать

Закон независимого наследования признаков | Биология 10 класс | Умскул

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 5. Псевдоаутосомное наследование |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|Скачать

Мини-курс по задачам по генетике. Урок 5. Псевдоаутосомное наследование |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|

Сцепленное наследование признаковСкачать

Сцепленное наследование признаков

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | ИнфоурокСкачать

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | Инфоурок

Задачи по генетике: Сцепление и кроссинговер 1Скачать

Задачи по генетике: Сцепление и кроссинговер 1

Биология, 12-й класс, Основные закономерности наследования признаков, установленные Г. МенделемСкачать

Биология, 12-й класс, Основные закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии