Составление схемы скрещивания при моногибридном скрещивании
Видео:Наследование признаков, сцепленных с полом. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
Полидактилия у людей
Задача 417.
Могут ли дети от брака гетерозиготного мужчины с женщиной с нормальным количеством пальцев быть дети с полидактилией. Определите генотипы всех членов семьи и рассчитайте вероятность рождения детей.
Решение:
D — аллель гена полидактилии;
d — аллель гена нормального количества пальцев.
dd — нормальное количество пальцев;
Dd — гетерозигота — полидактилия.
Схема скрещивания
Р: dd x Dd
Г: d D, d
F1: Dd — 50%; dd — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 50% : 50% = 1 : 1.
Фенотип:
Dd — полидактилия — 50%;
dd — нормальное развитие пальцев — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 50% : 50% = 1 : 1.
Выводы:
1) в данном браке вероятность рождения детей с полидактилией составляет 50%.
Видео:ГЕНЕТИКА! Сцепленное с полом НАСЛЕДОВАНИЕ | Подготовка к ЕГЭ 2022 по БИОЛОГИИСкачать
Наследование формы глухотты у человека
Задача 418.
В семье, где родители хорошо слышали родился глухой ребенок. Их второй ребенок хорошо слышал. Какова вероятность рождения глухого ребёнка в этой семье? Каковы генотипы родителей?
Решение:
А — аллель гена нормального слуха;
а — аллель гена глухоты.
Так как у хорошо слышащих родителей родился глухой ребенок, то одну аллель рецессивной мутации (а) он получил от отца, а другую — от матери, значит оба родителя
гетерозиготы — (Аа).
Схема скрещивания
Р: Аа х Аа
Г: А, а А, а
F1: 1AA — 25%; 2Aa — 50%; 1aa — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 25% : 50% : 25% = 1 : 2 : 1.
Фенотип:
AА — нормально слыщащий ребенок — 25%;
Aa — нормально слыщащий ребенок — 50%;
aa — глухой ребёнок — 25%.
Наблюдаемый фенотип:
нормально слыщащий ребенок — 75%;
глухой ребёнок — 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 75% : 25% = 3 : 1.
Выводы:
1) оба родителя гетерозиготы — Аа;
2) вероятность рождения глухого ребёнка в этой семье составляет 25%.
Наследование акаталазии у челвека
Задача 419.
Акаталазия определяется аутосомным рецессивным геном. У гетерозиготных отличается легкая форма. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, в которой жена болеет легкой формой акаталазии, а бабушка и дедушка мужа имеют тяжелую форму акаталазии.
Решение:
А — ген нормальной выработки каталазы;
а — ген снижения ввыработки каталазы;
Аа — легкая форма акаталазии.
Так как жена болеет легкой формой акаталазии, а бабушка и дедушка мужа имеют тяжелую форму акаталазии, то они оба являются гетерозиготами — Аа.
Схема скрещивания
Р: Аа х Аа
Г: А, а А, а
F1: 1АА — 25%; 2Аа — 50%; 1аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 25% : 50% : 25% = 1 : 2 : 1.
Фенотип:
AА — здоровый ребенок — 25%;
Aa — ребенок с легкой формой акталазии — 50%;
aa — ребенок больной акаталазией — 25%.
Наблюдается 3 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 25% : 50% : 25% = 1 : 2 : 1.
Ответ: вероятность рождения в этой семье здоровых детей составляет 25%.
Наследование темных и свтлых волос у человека
Задача 420.
Мужчина брюнет женился на брюнетке дети в этом браке были все с темными волосами. во втором браке у этого же мужчины родилась дочь блондинка. Определите генотипы лиц и в первом и во втором браке.
Решение:
А — ген темных волос;
а — ген светлых волос.
Так как у брюнетов все дети родились с темными волосами, то можно предподложить, что они доминантные гомозиготы, но, с учетом того, что во втором браке у этого же мужчины родилась дочь блондинка, то мужчина и его вторая жена оба гетерозиготы. Значит генотип первой женщины имеет вид: АА, мужчины вторй жены — Аа.
Схема скрещивания (1) — первый брак
Р: АА х Аа
Г: А А, а
F1: AA — 50%; Aа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 50% : 50% = 1 : 1.
Фенотип:
AA — темные волосы — 50%;
Aа — темные волосы — 50%.
Наблюдается единообразие потомства, все дети в этой семье рождаются брюнетами.
Схема скрещивания (2) — второй брак
Р: Аа х Аа
Г: А, а А, а
F1: 1АА — 25%; 2Аа — 50%; 1аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 25% : 50% : 25% = 1 : 2 : 1.
Фенотип:
AА — ребенок-брюнет — 25%;
Aa — ребенок-брюнет — 50%;
aa — ребенок-блондин- 25%.
Наблюдаемый фенотип:
ребенок-брюнет — 75%;
ребенок-блондин- 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 75% : 25% = 3 : 1.
Выводы:
1) вероятность рождения в этой семье детей-блондинов составляет 25%.
Наследование окраски шерсти у собак породы кокер-спаниель
Задача 421.
Окраска шерсти собак породы кокер-спаниель наследуется следующим образом: аллель А определяет рыжую окраску, а — коричневую, сочетание этих аллелей определяет чёрную окраску (Аа). Какова вероятность рождения рыжего щенка от скрещивания гетерозиготных родителей?
Решение:
А — аллель гена рыжей окраски;
а — аллель гена коричневой окраски;
Аа — гетерозигота — черная окраска.
Схема скрещивания
Р: Аа х Аа
Г: А, а А, а
F1: 1АА — 25%; 2Аа — 50%; 1аа — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 25% : 50% : 25% = 1 : 2 : 1.
Фенотип:
AА — рыжий щенок — 25%;
Aa — черный щенок — 50%;
aa — коричневый щенок — 25%.
Наблюдается 3 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 25% : 50% : 25% = 1 : 2 : 1.
Выводы:
1) вероятность рождения рыжего щенка от скрещивания гетерозиготных родителей составляет 25%.
Наследование окраски шерсти у соболей
Задача 422.
От скрещивания чёрного соболя с чёрной самкой получено 2 черных детёныша. От скрещивания этого же самца с рыжей самкой в потомстве были и чёрные щенки, и рыжие. Определите генотипы всех перечисленных особей.
Решение:
А — ген темных волос;
а — ген светлых волос.
Так как у чёрных соболей все детёныши получились черными, то можно предподложить, что они доминантные гомозиготы, но, с учетом того, что от скрещивания этого же самца с рыжей самкой в потомстве были и чёрные щенки, и рыжие, то значит, что черный самец гетерозигота — Аа, а черная самка — доминантная гомозигота.
Схема скрещивания черного самца с черной самкой
Р: АА х Аа
Г: А А, а
F1: AA — 50%; Aа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 50% : 50% = 1 : 1.
Фенотип:
AA — черный детёныш — 50%;
Aа — черный детенышь — 50%.
Наблюдается единообразие потомства, все детёныши соболей рождаются черными.
Схема скрещивания черного самца с рыжей самкой
Р: Аа х аа
Г: А, а а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 50% : 50% = 1 : 1.
Фенотип:
Aa — чёрный детёныш — 50%;
aa — рыжий детеныш- 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 50% : 50% = 1 : 1.
🎥 Видео
Типы наследования: доминантный, рецессивный, аутосомный, сцепленный с поломСкачать
Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать
Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Наследование признаков сцепленных с полом"Скачать
Типы наследования признаков у человека.Скачать
Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с поломСкачать
Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. 9 класс.Скачать
Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать
Л.8 | СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать
Биология 9 класс. Основные закономерности наследования признаков у организмовСкачать
Сцепленное наследование генов и кроссинговерСкачать
Гемофилия и дальтонизм как примеры наследования, сцепленного с полом. 9 класс.Скачать
Биология. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Profi-Teacher.ruСкачать
Лекция: Биология - Сцепленное с полом наследование. Генетика полаСкачать
Генетика с нуля. Сцепленное с полом наследование. Сцепленное наследование генов. Задачи по генетикеСкачать
Решение задач по генетике. Закон Моргана "Сцепленное наследование признаков"Скачать
Решение генетических задач. Сцепленное наследование признаков с кроссинговеромСкачать
Биология 10 класс (Урок№15 - Сцепленное наследование генов.)Скачать
Цитологические основы генетических законов наследования. Моногибридное скрещивание. 9 класс.Скачать