Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Задачи 330 — 335

Схемы скрещивания при дигибридном наследовании признаков

 

Наследование признаков у человека при дигибридном скрещивании

 

 

Видео:Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Видеоурок по биологии 10 класс

Задача 330.
Какова вероятность в процентах рождения ребёнка с сахарным диабетом, если оба родителя являются носителями рецессивного гена сахарного диабета. При этом у матери резус-фактор крови положительный (доминантный ген), а у отца — отрицательный. Оба родителя являются гомозиготами по гену, определяющему развитие резус-фактора. Кровь, с каким резус-фактором будет у детей этой семейной пары?
Решение:
А — ген нормального обмена сахара;
а — ген сахарного диабета;
Rh(+) — аллель гена резус-положительности;
rh(-) — аллель гена резус-отрицательности.
Отец является носителем гена сахарного диабета и у него отрицательный резус-фактор крови, то его генотип имеет вид: Aarh(-)rh(-). Мать является носительницей гена сахарного диабета и гомозиготой по положительному резус-фактору крови имеет генотип — AaRh(+)Rh(+).

Схема скрещивания
Р: AaRh(+)Rh(+)      х     Aarh(-)rh(-)
Г: АRh(+); аRh(+)          Аrh(-); аrh(-)
F1: 1AARh(+)rh(-) — 25%; 2AaRh(+)rh(-) — 50%; 1aaRh(+)rh(-) — 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1.
Фенотип:
AARh(+)rh(-) — здоровый ребенок с положительным резус-фактором крови — 25%; 
AaRh(+)rh(-) — здоровый ребенок с положительным резус-фактором крови — 50%; 
aaRh(+)rh(-) — больной сахарным диабетом ребенок с положительным резус-фактором крови — 25%.

Выводы:
1) в данном браке вероятность рождения ребёнка с сахарным диабетом составляет 25%;
2) в данном браке у всех детей кровь с положительным резус-фактором.

 


Задача 331.
У человека ген длинных ресниц доминирует по отношениию к коротким ресницам, а свободная мочка уха над не свободной. Женщина с длинными ресницами и свободной мочкой уха, у отца которой ресницы были короткими, а мочка уха не свободной вышла замуж за мужчину с короткими ресницами и не свободной мочкой уха.
А) Сколько типов гамет образуется у женщины?
Б) Какова вероятность (в %) рождения ребенка с длинными ресницами и свободной мочкой уха?
В) Сколько разных генотипов среди детей этой семьи?
Г) Какова вероятность (в %) рождения ребенка с короткими ресницами?
Д) Какова вероятность (в %) рождения ребенка с не свободной мочкой уха?
Решение:
А — ген длинных ресниц;
а — ген коротких ресниц;
В — ген свободной мочки уха;
b — ген не свободной мрчки уха.

Так как женщина с длинными ресницами и свободной мочкой уха, у отца которой ресницы были короткими, а мочка уха не свободной, то она будет дигетерозигота — AaBb. Мужчина с короткими ресницами и не свободной мочкой уха является дигомозиготой по рецессивным признакам — aabb.

Схема скрещивания
Р: AaBb    х    aabb
Г: AB; Ab       ab
   aB; ab
F1: AaBb — 25%; Аabb — 25%; aaBb — 25%; aabb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Фенотип:
AaBb — длинные ресницы и свободная мочка уха — 25%; 
Аabb — длинные ресницы и не свободная мочка уха — 25%; 
aaBb — короткие ресницы и свободная мочка уха — 25%; 
aabb — короткие ресницы и не свободная мочка уха  — 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1:1:1.

Видео:Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | ИнфоурокСкачать

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | Инфоурок

Выводы:
А) у женщины образуется 4 типа гамет: AB, Ab, aB и ab;
Б) вероятность рождения ребенка с длинными ресницами и свободной мочкой уха составляет 25%;
В) среди детей этой семьи 4 разных генотипа;
Г) вероятность рождения ребенка с короткими ресницами составляет 50%;
Д) вероятность рождения ребенка с не свободной мочкой уха составляет 50%.

 


Задача 332.
У человека веснушки доминанты над их отсутствием, а черные волосы над русыми. Какие могут родиться дети в этой семье, если мать имеет веснушки и русые волосы, а ее родители не имеют веснушек, вышла замуж за мужчину без веснушек с черными волосами?
Решение:
А — аллель гена веснушек;
а — аллель гена отсутствия веснушек;
В — аллель гена черных волос;
b — аллель гена русых волос.
Так как женщина имеет веснушки и русые волосы, а ее родители не имеют веснушек, то она гомозиготна по признаку веснушек и ее генотип иммет вид: ААbb. Мужчина без веснушек с черными волосами может иметь два варианта генотипа — ааВВ и aaBb.
Произведем варианты скрещивания:

Схема скрещивания (1)
Р: Aabb   х    ааВВ
Г: Аb, ab       aB
F1: AaBb – 50%; aaBb – 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа.
Расщепление по генотипу – 1:1.
Фенотип:
AaBb – наличие веснушек и черные волосы – 50%;
aaBb – отсутствие веснушек и черные волосы 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа.
Расщепление по фенотипу – 1:1.

Выводы:
1) если отец гомозиготен по признаку черных волос, то все дети будут рождаться с черными волосами, но половина из них имеет веснушки, а друга половина – без веснушек.

Схема скрещивания (2)
Р: Aabb   х    ааВb
Г: Ab, ab       aB, ab
F1: AaBb – 25%; Aabb – 25%; aaBb – 25%; 
aabb – 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа.
Расщепление по генотипу – 1:1:1:1.
Фенотип:
AaBb — наличие веснушек и черные волосы – 25%; 
Aabb — наличие веснушек и русые волосы – 25%; 
aaBb – отсутствие веснушек и черные волосы – 25%; 
aabb — отсутствие веснушек и русые волосы – 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа.
Расщепление по фенотипу – 1:1:1:1.

Выводы:
1) при этих генотипах в данной семье могут равновероятно рождаться дети с четырьмя типами фенотипа: наличие веснушек и черные волосы; наличие веснушек и русые волосы; отсутствие веснушек и черные волосы; отсутствие веснушек и русые волосы.


Наследование признаков у животных при дигибридном скрещивании

Видео:Дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Дигибридное скрещивание. 9 класс.

Задача 333.
Чистопородный безрогий бык без пятен скрещен с рогатой с черными пятнами коровой у которой мать не имела рогов. Рогатость доминирует над безрогатостью, а наличие черных пятен над их отсутствием. каковы генотипы всех животных?
Решение:
А — рогатость;
а — безрогость;
В — наличие черных пятен;
b — отсутствие черных пятен.
Так как у коровы мать не имела рогов, то корова по рогатости гетерозиготна, а по наличию пятен гомозиготна, ее генотип — АаВВ. Безрогий бык без пятен — рецессивная дигомозигота — ааbb.
Схема скрещивания:
Р: АаВВ  х   ааbb
Г: АB; aB    ab
F1: AaBb — 50%; aaBb — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
AaBb — рогатость и наличие чёрных пятен — 50%; 
aaBb — безрогость и наличие чёрных пятен — 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.

Выводы:
1) генотип быка — ааbb, генотип коровы — АаВВ;
2) генотип F1 — AaBb и aaBb.


Задача 334.
У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?
Решение:
А — аллель гена чёрной окраски;
а — аллель гена белой окраски;
В — аллель гена мохнатого меха;
b — аллель гена гладкого меха;
AaBb — дигетерозигота — черный мохнатый кролик;
Aabb — черная гладкая крольчиха.

Схема скрещивания
Р: Aabb   х    AaBb
Г: Ab; ab      AB; Ab; aB; ab
F1: 1AABb — 12,5%; 1AAbb — 12,5%; 2AaBb — 25%; 2Aabb — 25%; 1aaBb — 12,5%; 1aabb — 12,5%.
Наблюдается 6 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:2:2:1:1.
Фенотип:
AABb — чёрный мохнатый кролик — 12,5%; 
AAbb — черный гладкий кролик — 12,5%; 
AaBb — чёрный мохнатый кролик — 25%; 
Aabb — черный гладкий кролик — 25%; 
aaBb — белый мохнатый кролик — 12,5%; 
aabb — белый гладкий кролик — 12,5%.
Наблюдаемый фенотип:
чёрный мохнатый кролик — 37,5%;
черный гладкий кролик — 37,5;
белый мохнатый кролик — 12,5%; 
белый гладкий кролик — 12,5%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:3:1:1.


Задача 335.
При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства в F1. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?
Решение:
А — аллель черного оперения у кур;
а — аллель бурого оперения у кур;
В — аллель гена хохлатости у кур;
b — аллель гена отсутстви хохла у кур;
ААbb — черный без хохла петух;
aaBB — бурая хохлатая курица.

Так как при скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым, то и петух и курици гомозиготны по доминантным и рецессивным признакам: генотип петуха — ААbb, генотип курицы — ааВВ.

Схема скрещивания (1)
Р: ааВВ   х   ААbb
Г: аВ         Аb
F1: AaBb — 100%.
Фенотип:
AaBb — черные хохлатые цыплята — 100%.
Наблюдается единообразие потомства в F1

Схема скрещивания (1)
Р: AaBb   х     AaBb
Г: AB; Ab       AB; Ab
   aB; ab       aB; ab
F2:
1AABB — 6,25%; 2AABb — 12,5%; 2AaBB — 12,5%; 4AaBb — 25%; 2Aabb — 12,5%; 1ААbb — 6,25%; 2aaBb — 12,5%; 1aaBB — 6,25%; 1aabb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABB — черный хохлатый цыпленок — 6,25%; 
AABb — черный хохлатый цыпленок — 12,5%; 
AaBB — черный хохлатый цыпленок — 12,5%; 
AaBb — черный хохлатый цыпленок — 25%; 
Aabb — черный без хохла цыпленок — 12,5%; 
ААbb — черный без хохла цыпленок — 6,25%; 
aaBb — бурый хохлатый цыпленок — 12,5%; 
aaBB — бурый хохлатый цыпленок — 6,25%; 
aabb — бурый без хохла цыпленок — 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
черный хохлатый цыпленок — 56,25%;
черный без хохла цыпленок — 18,75%;
бурый хохлатый цыпленок — 18,75%; 
бурый без хохла цыпленок — 6,25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 9:3:3:1.
 
Выводы:
1) генотип петуха — ААbb, генотип курицы — ааВВ, генотип потомства F1 — AaBb;
2) во втором поколении процент бурых без хохла цыплят составит 6,25%.
3) доминантными признаками являются черное оперение и хохлатость. 


 

📹 Видео

Как Решать Задачи на Дигибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Дигибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Цитологические основы генетических законов наследования. Моногибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Цитологические основы генетических законов наследования. Моногибридное скрещивание. 9 класс.

Моногибридное скрещивание. 1 и 2 закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Моногибридное скрещивание. 1 и 2 закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТ

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.

Дигибридное скрещивание. 3-ий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Дигибридное скрещивание. 3-ий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТ

Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать

Третий закон Менделя / Задача

Биология 10 класс (Урок№14 - Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.)Скачать

Биология 10 класс (Урок№14 - Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.)

Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать

Задача на 1 закон Менделя. Генетика

§ 30 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаковСкачать

§ 30 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Третий закон Менделя. ЗАКОН НЕЗАВИСИМОГО НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВСкачать

Третий закон Менделя. ЗАКОН НЕЗАВИСИМОГО НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ

Биология. 10 класс. Цитологические основы наследования признаков. Дигибридное скрещиваниеСкачать

Биология. 10 класс. Цитологические основы наследования признаков. Дигибридное скрещивание

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать

Задача по генетике. Сцепленное наследование. Кроссинговер

Решение задач на дигибридное скрещиваниеСкачать

Решение задач на дигибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание (легкие задачи)Скачать

Дигибридное скрещивание (легкие задачи)

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии