Определение геноттипов и фенотипов при дигибридном скрещивании у людей
Решение задач по генетике на дигибридное скрещивание
Задача 178.
Двоюродные брат и сестра вступают в брак. Они здоровы по проявлению заболевания фенилкетонурией (ФКУ). Жена умеет сворачивать язык трубочкой, а её муж — нет. У них родился ребёнок, не умеющий сворачивать язык трубочкой и страдающий фенилкетонурией. Определите генотипы родителей и их ребёнка. Определите вероятность рождения следующего ребёнка больным ФКУ. Умение сворачивать язык трубочкой – аутосомно доминантный признак, а наличие ФКУ – аутосомно-рецессивный.
Решение:
А — умение сворачивать язык трубочкой;
а — отсутствие умения сворачивать язык трубочкой;
В — отсутствие ФКУ;
b — наличие ФКУ.
Так как ребенок, не умеющий сворачивать язык трубочкой и страдающий фенилкетонурией, родился от родителей здоровых по ФКУ, то это значит, что оба его родителя гетерозиготны (Bb) по ФКУ, а так как мать умеет сворачивать язык трубочкой, а отец — нет, то мать гетерозиготна (Аа), отец — (аа). Отсюда генотип отца — ааBb, генотип матери — АаBb, генотип ребёнка — ааbb.
Схема скрещивания
Р: АаBb х ааBb
Г: АВ; Ab aB; ab
aB; ab
F1: 1AaBB — 12,5%; 2AaBb — 25%; 1Aabb — 12,5%; 1aaBB — 12,5%; 2aaBb — 25%; 1aabb — 12,5%.
Наблюдается 6 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1:1:2:1.
Фенотип:
AaBB — умение сворачивать язык трубочкой, отсутствие ФКУ — 12,5%;
AaBb — умение сворачивать язык трубочкой, отсутствие ФКУ — 25%;
Aabb — умение сворачивать язык трубочкой, наличие ФКУ — 12,5%;
aaBB — неумение сворачивать язык трубочкой, отсутствие ФКУ — 12,5%;
aaBb — неумение сворачивать язык трубочкой, отсутствие ФКУ — 25%;
aabb — неумение сворачивать язык трубочкой, наличие ФКУ — 12,5%.
Наблюдаемый фенотип:
умение сворачивать язык трубочкой, отсутствие ФКУ — 37,5%;
умение сворачивать язык трубочкой, наличие ФКУ — 12,5%;
неумение сворачивать язык трубочкой, отсутствие ФКУ — 37,5%;
неумение сворачивать язык трубочкой, наличие ФКУ — 12,5%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:3:1:1.
Выводы:
1) в данном браке вероятность рождения следующего ребёнка больным ФКУ составляет 25%.
Задача 179.
Девушка с большими глазами и способностью свёртывать язык в трубочку вышла замуж за юношу с маленькими глазами с отсутствием способности свёртывать язык. Каковы генотипы и фенотипы потомства, если оба родителя являются гомозиготами и по доминантным и по рецессивным признакам? Каковы генотипы и фенотипы потомства, если оба родителя являются гетерозиготами по обоим доминантным признакам? Каковы генотипы и фенотипы потомства, если девушка гетерозиготна по доминантному признаку, а юноша — гомозиготен по доминантному признаку?
Решение:
Умение сворачивать язык трубочкой — доминантный аутосомный признак; большие глаза — рецессивно-аутосомный признак.
А — умение сворачивать язык трубочкой;
а — отсутствие способности сворачивать язык трубочкой;
В — маленькие глаза;
b — большие глаза;
bb — большие глаза;
аа — отсутствие способности сворачивать язык трубочкой.
Предположим, что девушка с большими глазами и способностью свёртывать язык в трубочку имеет генотип ААbb, юношу с маленькими глазами с отсутствием способности свёртывать язык — ааВВ.
1. Схема скрещивания, если оба родителя являются гомозиготами и по доминантным и по рецессивным признакам
Видео:Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с поломСкачать
Р: ААbb х ааВВ
Г: Аb аВ
F1: AaBb — 100%.
Фенотип:
AaBb — умение сворачивать язык трубочкой, маленькие глаза — 100%.
Выводы:
1) наблюдается единоообразие F1.
2. Схема скрещивания, если оба родителя являются гетерозиготами по обоим доминантным признакам
Р: Ааbb х ааВb
Г: Аb, ab аВ, ab
F1: AaBb — 25%; Aabb — 25%; aaBb — 25%; aabb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Фенотип:
AaBb — умение сворачивать язык трубочкой, маленькие глаза — 25%;
Aabb — умение сворачивать язык трубочкой, большие глаза — 25%;
aaBb — отсутствие способности сворачивать язык трубочкой, маленькие глаза — 25%;
aabb — отсутствие способности сворачивать язык трубочкой, большие глаза — 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1:1:1.
3. Схема скрещивания, если девушка гетерозиготна по доминантному признаку, а юноша — гомозиготен по доминантному признаку
Р: Ааbb х ааВВ
Г: Аb, ab аВ
F1: AaBb — 50; aaBb — 50.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотип:
AaBb — умение сворачивать язык трубочкой, маленькие глаза — 25%;
aaBb — отсутствие способности сворачивать язык трубочкой, маленькие глаза — 50%;
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1.
Задача 180.
Глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди) – рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этоий семье здорового ребенка?
Решение:
А — ген нормального слуха;
а — ген глухоты;
В — нормальный обмен меди;
b — нарушение обмена меди.
Так как от брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями, то женщина с болезнью Вильсона является гетерозиготой по признаку слуха, глухой мужчина будет гетерозиготен по признаку обмена меди. Тогда генотип женщины имеет вид: Ааbb, а мужчины — ааBb.
Видео:ГЕНЕТИКА! Сцепленное с полом НАСЛЕДОВАНИЕ | Подготовка к ЕГЭ 2022 по БИОЛОГИИСкачать
Схема скрещивания
Р: Ааbb х ааBb
Г: Ab; ab aB; ab
F1: АаBb — 25%; Ааbb — 25%; aаBb — 25%; aаbb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Фенотип:
АаBb — здоровый ребёнок — 25%;
Ааbb — ребёнок с болезнью Вильсона — 25%;
aаBb — глухой ребёнок — 25%;
aаbb — глухой и страдающей болезнью Вильсона ребёнок — 25%.
Выводы:
1) в данном браке вероятность рождения глухого и страдающего болезнью Вильсона ребёнка составляет 25%;
2) в данном браке вероятность рождения здорового ребёнка составляет 25%.
🔥 Видео
Типы наследования: доминантный, рецессивный, аутосомный, сцепленный с поломСкачать
Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать
Мастер-класс "Решение генетических задач по теме "Наследование признаков сцепленных с полом"Скачать
Гемофилия и дальтонизм как примеры наследования, сцепленного с полом. 9 класс.Скачать
Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. 9 класс.Скачать
Задача по генетике. Сцепленное наследование. КроссинговерСкачать
Наследование признаков, сцепленных с полом. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
Цитологические основы генетических законов наследования. Моногибридное скрещивание. 9 класс.Скачать
Решение задач на сцепленное с полом наследованиеСкачать
Сцепленное наследование генов и кроссинговерСкачать
Решение задач на сцепленное наследованиеСкачать
Независимое и сцепленное наследованиеСкачать
Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать
Л.8 | СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать
Задача по генетике. Сцепленное наследованиеСкачать
Типы наследования признаков у человека.Скачать
Решение задач по генетике. Закон Моргана "Сцепленное наследование признаков"Скачать
БАЗА ГЕНЕТИКИ с НУЛЯ | ЕГЭ по биологии 2023Скачать