Медь и её соединения. Задачи 984 — 986

Характеристиеа свойств меди и её соединений

 

Задача 984. 

Написать уравнения реакций взаимодействия меди с разбавленной (1 : 2) и концентрированной азотной кислотой. Почему медь не растворяется в соляной кислоте?

Решение:

3Cu + 8HNO3(разб.) → 3Сu(NO3)2 + 2NO↑ + 4H2O;

Cu + 4HNO3(конц.) → Сu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O.

Медь не растворяется в соляной кислоте, потому что она в ряду напряжений стоит правее водорода и поэтому не вытесняет водород из кислоты. Однако в присутствии кислорода воздуха медь растворяется в разбавленной соляной и серной кислоте с образованием соответствующей соли:

2Cu + 4HCl + O2  → 2CuCl2 + 2H2O


Задача 985. 
Как взаимодействуют соли меди с растворами щелочей и гидроксида аммония?
Решение:
а) Соли меди (II) с растворами щелочей образуют гидроксид меди (II) и соответствующую соль:

CuSO4 +2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Уже при слабом нагревании даже под водой гидроксид меди (II) разлагается, превращаясь в чёрный оксид меди(II):

Cu(OH)2 CuO + H2O

б) Характерной особенностью солей меди (II) является то, что при их взаимодействии с гидроксидом аммония осадка Cu(OH)2 не образуется. Если к раствору сульфата меди (II) приливать раствор аммиака, то сначала выпадает голубой осадок основной соли, который легко растворяется в избытке аммиака, окрашивая жидкость в интенсивно синий цвет обусловленный комплексным ионом [Cu(NH3)4]2+. При испарении воды ионы [Cu(NH3)4]2+ связываются ионами кислотного остатка SO42- и из раствора выделяется тёмно-синие кристаллы, состав которых можно выразить формулой [Cu(NH3)4]SO4 . H2O. Таким образом, при взаимодействии CuSO4 с NH4OH происходит реакция:

CuSO4 + 4NH4OH = [Cu(NH3)4]SO4 + 4Н2О

или в ионно-молекулярной форме:

Cu2+ + 4NH4+ = [Cu(NH3)4]2+ + 4H2O


Задача 986. 
Какие процессы происходят при электролизе растворов сульфата меди: а) с медными; б) с платиновыми электродами?
Решение:
а) Электролиз раствора сульфата меди с медными электродами. Стандартный электродный потенциал системы:
Сu2+ +2  = Cu0 (+0,337

значительно выше, чем потенциал водородного электрода в кислой среде (0,000 В). Поэтому на катоде будет происходить электрохимическое восстановление меди, сопровождающееся отложением чистой меди на медном катоде:

Сu2+2  = Cu0

Так как значения стандартных электродных потенциалов окисления воды и окисления SO42- значительно выше, чем потенциал окисления меди, то на аноде будет протекать процесс окисления меди:

Сu0 — 2  = Cu2+

Таким образом, при электролизе раствора сульфата меди на медных электродах происходит растворение медного анода и отложение чистой меди на медном катоде. Данный процесс можно применить для очистки меди от примесей (электрохимическое рафинирование).

б) При электролизе раствора CuSO4 с платиновыми электродами. Медь в ряду напряжений расположена после водорода; поэтому у катода будет происходить разряд ионов Cu2+ и выделение металлической меди:

Сu2+ + 2  = Cu0

На аноде будет разряжаться вода, потому что стандартный электродный потенциал электрохимического окисления воды (1,228 В), значительно ниже, чем стандартный электродный потенциал (2,01 В), характеризующий систему

SO42- = S2O82- +2 .

Ионы SO42-, движущиеся при этом электролизе к аноду, будут накапливаться в анодном пространстве и вместе с ионами Н+ образуют систему, состоящую из серной кислоты. 

У анода: 2Н2О + 4  = О2 + 4Н+

Таким образом, при электролизе раствора сульфата меди на платиновых электродах на катоде будет выделяться металлическая медь, а на аноде – газообразный кислород и в анодном пространстве будет накапливаться серная кислота.


📺 Видео

Задачи на "пластинки". 1 часть. 11 класс.Скачать

Задачи на "пластинки". 1 часть. 11 класс.

Задачи на "пластинки". 2 часть. 11 класс.Скачать

Задачи на "пластинки". 2 часть. 11 класс.

Задача №984. Математика 5 класс Виленкин.Скачать

Задача №984. Математика 5 класс Виленкин.

Решение задач на пластинки. Часть 1.Скачать

Решение задач на пластинки. Часть 1.

1 Медь и ее применениеСкачать

1 Медь и ее применение

Установление эмпирической и молек. формул по массовым долям элем., входящих в состав в-ва. 10 класс.Скачать

Установление эмпирической и молек. формул по массовым долям элем., входящих в состав в-ва. 10 класс.

Все формулы для решения задач | Урок 6 | Полный курс ЕГЭ по химииСкачать

Все формулы для решения задач | Урок 6 | Полный курс ЕГЭ по химии

№ 901-1000 - Физика 10-11 класс РымкевичСкачать

№ 901-1000 - Физика 10-11 класс Рымкевич

Пёрышкин. Задача 1070Скачать

Пёрышкин. Задача 1070

Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 3 ч. 9 класс.Скачать

Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 3 ч. 9 класс.

Разбор сканера Mustek на медь и драгметаллы ✔ импортные КМ конденсаторы и чипыСкачать

Разбор сканера Mustek на медь и драгметаллы ✔ импортные КМ конденсаторы и чипы

Решение задач по термохимическим уравнениям. Практическое занятие. Видеоурок 40. Химия 9 классСкачать

Решение задач по термохимическим уравнениям. Практическое занятие. Видеоурок 40. Химия 9 класс

Решение задач на первое начало термодинамики. ТермохимияСкачать

Решение задач на первое начало термодинамики. Термохимия

Медь. ОбогащениеСкачать

Медь. Обогащение

🔴 ЕГЭ-2024 по физике. Разбор варианта №27 (Демидова М.Ю., 30 вариантов, ФИПИ, 2024)Скачать

🔴 ЕГЭ-2024 по физике. Разбор варианта №27 (Демидова М.Ю., 30 вариантов, ФИПИ, 2024)

Решение задач на индуктивный и мезомерный эффекты в молекулах. Часть 1.Скачать

Решение задач на индуктивный и мезомерный эффекты в молекулах. Часть 1.

Общая и неорганическая химия. Подробный разбор задач ВУЗа. ТКП (теория кристаллического поля).Скачать

Общая и неорганическая химия. Подробный разбор задач ВУЗа. ТКП (теория кристаллического поля).

Опыты по химии. Обнаружение глюкозы в виноградном соке и медеСкачать

Опыты по химии. Обнаружение глюкозы в виноградном соке и меде

Наименование ионов и ионных соединений (видео 16) | Химия. ВведениеСкачать

Наименование ионов и ионных соединений (видео 16) | Химия. Введение

Самая сложная задача 31 на ЕГЭ по физике 2020. Никто не смог решить. Большой разбор от эксперта ЕГЭСкачать

Самая сложная задача 31 на ЕГЭ по физике 2020. Никто не смог решить. Большой разбор от эксперта ЕГЭ
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии