Характеристика озона. Задачи 837- 839

Строение и химические свойства озона. Применение озона

Задача 837. 

Описать электронное строение молекулы O3, сравнить химическую активность озона и молекулярного кислорода O2. Как получить озон из молекулярного кислорода?

Решение:

Электронное строение трёхатомной молекулы озона можно представить схемой:

Установлено, что все связи центрального атома кислорода с двумя другими атомами кислорода одинаковы (равноценны) как по длине, так и по энергии. Значит σ- связь, образованная негибридизированными р-орбиталями, является трёхцентровой ковалентной, т.е. электронная  — пара делокализована и принадлежит в равной степени всем трём атомам кислорода. Молекула О3 построена в форме равнобедренного треугольника, угол при вершине треугольника 1170, что указывает на то, что, центральный атом кислорода находится в состоянии sp2 – гибридизации. Гибридная sp2 – орбиталь, содержащая один электрон в центральном атоме, перекрывается с негибридной рх – орбиталью одного из крайних атомов кислорода, образуя  σ — связь. Не участвующая в гибридизации рz – орбиталь центрального атома перекрывается с рz – орбиталью другого атома кислорода, образуя σ — связь. Наконец, выступая в качестве донора электронной пары центральный атом кислорода, образует с другим атомом кислорода σ — связь по донорно-акцепторному механизму. Структуру молекулы О3 можно представить схемой:

Рис.3. Структура молекулы О3

или

Озон как и кислород является сильнейшим окислителем. Он окисляет все металлы, кроме золота и платины. Озон переводит низшие оксиды в высшие, а сульфаты металлов – в их сульфиты. В ходе этих реакций молекула озона теряет один атом кислорода, переходит в молекулу кислорода.

Из раствора иодида калия озон выделяет йод (качественная реакция на О3):

2KI + H2O + O3 = I2 + 2KOH + O2 

Таким образом, озон более сильный окислитель, чем кислород.

Озон можно получить из молекулярного кислорода действием на последний тихих электрических разрядов:

2 = 2О3,  ΔН0  = -285кДж.

В природе озон образуется под действием электрических разрядов.


Задача 838. 
Может ли при комнатной температуре протекать реакция взаимодействия кислорода: а) с водородом; б) с азотом? Ответ мотивировать, используя табличные данные стандартных значений энергии Гиббса образования веществ, участвующих в процессах.
Решение:
Уравнение реакции взаимодействия водорода с кислородом имеет вид:

2(г) + О2(г)  = 2Н2О(г),  ΔН0 = -285,8 кДж.

Реакция протекает с большим выделением теплоты. Энергия Гиббса образования Н2О имеет отрицательное значение (-228,8 кДж/моль), 
ΔG0 < O, что указывает на возможность протекания реакции в при стандартных условиях. Но в обычных условиях реакция кислорода с водородом практически не протекает. Малая скорость взаимодействия кислорода с водородом обусловлена высокой энергией активации данного процесса. Молекулы кислорода и водорода очень прочны; любое столкновение между ними при комнатной температуре, оказывается не эффективным. Лишь при повышенных температурах, когда кинетическая энергия сталкивающихся молекул делается большой, некоторые соударения молекул становятся эффективными и приводят к образованию активных центров. Применение высоких температур способствует к увеличению скорости  данной реакции. При 300 0С реакция протекает со скоростью в несколько дней, а при 500 0С кислород и водород полностью прореагируют за несколько часов, при 700 0С происходит быстрый подъём температуры и реакция заканчивается взрывом. Поэтому, чтобы вызвать взрыв смеси водорода с кислородом, нужно подогреть её хотя бы в одном месте до 700 0С.

б) При обычных условиях кислород и азот не реагируют друг с другом. Объяснить это можно тем, что энергия Гиббса всех оксидов азота имеет положительное значение,  ΔG0  > 0. Из табличных данных следует, что энтальпия образования всех оксидов азота тоже положительна, т. е. данные реакции являются эндотермическими. Малая скорость взаимодействия кислорода с азотом объясняется высокой энергией активации этих процессов. Молекулы кислорода и азота очень прочны, поэтому чтобы сделать кинетическую энергию сталкивающихся молекул большой необходимо очень сильно повысить температуру системы. И только при достаточно высокой температуре некоторые соударения молекул кислорода и азота становятся эффективными и приводят к образованию активных центров. Так кислород и азот взаимодействуют при температуре электрической дуги (3000 – 4000 0С):

N2 + O2  2NO

Это эндотермическая реакция, поэтому наблюдается тенденция к уменьшению внутренней энергии, что способствует протеканию данного процесса в обратном направлении, а тенденция к увеличению вероятности состояния вызывает её частичное протекание в прямом направлении. Поэтому, чтобы система N2 + O2 = 2NO достигла наиболее вероятного  состояния, необходима высокая температура. Поэтому все оксиды азота получают косвенным путём. 


Задача 839. 
После озонирования при постоянной температуре некоторого объема кислорода установлено, что объем газа, приведенный к исходному давлению, уменьшился на 500 мл. Какой объем озона образовался? Какое количество теплоты поглотилось при его образовании, если для озона ΔН0298о   = 144,2 кДж/моль?
Решение:
Уравнение реакции:

2 ↔ 2О3

Из уравнения реакции следует, что из 3 моль кислорода образуется 2 моль озона, т.е. объём системы уменьшается на 1 моль. Можно записать соотношение, показывающее зависимость от образовавшегося объёма озона и уменьшением объёма системы, получим:

2 : 1 = х : 0,5;  х = (2 . 0,5)/1 = 1л.

Находим  ΔН0   реакции:

 ΔН0 х.р. = 2 ΔН0 (O3) — 3 ΔН0 (O2) = (2 . 144,2) – 3 . 0 = 288,4 кДж.

Количество теплоты рассчитаем из пропорции:

2 : 22,4 : 288,4 = 1 : х;  х = (288,4 . 1)/ (2 . 22,4) = 6,44 кДж.

Ответ: 1л О3; 6,44 кДж.


📽️ Видео

Химия 8 класс (Урок№12 - Озон. Аллотропия кислорода. Состав воздуха. Горение.)Скачать

Химия 8 класс (Урок№12 - Озон. Аллотропия кислорода. Состав воздуха. Горение.)

Озон. Аллотропия. 8 класс.Скачать

Озон. Аллотропия. 8 класс.

№ 801-900 - Физика 10-11 класс РымкевичСкачать

№ 801-900 - Физика 10-11 класс Рымкевич

Озон. Аллотропия кислорода. Состав воздуха. Горение.Скачать

Озон. Аллотропия кислорода. Состав воздуха. Горение.

Получение озона в лабораторных условияхСкачать

Получение озона в лабораторных условиях

Кислород и озон сравнительная характеристикаСкачать

Кислород и озон сравнительная характеристика

Водород и кислород. 1 часть. 8 класс.Скачать

Водород и кислород. 1 часть. 8 класс.

Урок 25. Озон. Аллотропия кислорода (8 класс)Скачать

Урок 25. Озон. Аллотропия кислорода (8 класс)

Оцифровка отчётов OZON - все показатели в динамике, чистая прибыль, маржинальность, рентабельностьСкачать

Оцифровка отчётов OZON - все показатели в динамике, чистая прибыль, маржинальность, рентабельность

Какой объем (л, н.у.) смеси кислорода и озона, содержащей 12 озона (по объему), необходим дляСкачать

Какой объем (л, н.у.) смеси кислорода и озона, содержащей 12 озона (по объему), необходим для

Озон. Вред. Свойства. Озоновые дыры. Химия – ПростоСкачать

Озон. Вред. Свойства. Озоновые дыры. Химия – Просто

94. Превращение кислорода в озонСкачать

94. Превращение кислорода в озон

Получение озона и его определениеСкачать

Получение озона и его определение

ОзонолизСкачать

Озонолиз

Расчёт прибыли на Озоне - Сколько можно заработать на ОзонеСкачать

Расчёт прибыли на Озоне - Сколько можно заработать на Озоне

Задача на расчет молярной концентрации (См) по схемам ОВР + титрование.Скачать

Задача на расчет молярной концентрации (См) по схемам ОВР + титрование.

3 СЕКРЕТА КАЛЬКУЛЯТОРА ОЗОН. РАСЧЕТ КОМИССИИ OZONСкачать

3 СЕКРЕТА КАЛЬКУЛЯТОРА ОЗОН. РАСЧЕТ КОМИССИИ OZON

§18, 9 кл. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон и воздухСкачать

§18, 9 кл. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон и воздух

Сели и их характеристика. Видеоурок по ОБЖ 7 классСкачать

Сели и их характеристика. Видеоурок по ОБЖ 7 класс

Задача на Молярную концентрацию с порциями раствора.Скачать

Задача на Молярную концентрацию с порциями раствора.
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии