Карий цвет глаз доминирует над голубым и обусловлен доминантным аллелем аутосомного гена | Дигибридное скрещивание
Задача 3
Карий цвет глаз доминирует над голубым и обусловлен доминантным аллелем аутосомного гена. Ретинобластома (злокачественная опухоль глаза) обусловлена доминантным аллелем другого аутосомного гена, не сцепленного с геном, отвечающим за цвет глаз. Пенетрантность аллеля ретинобластомы составляет 60%.
Чему равна вероятность того, что у гетерозиготных по обоим признакам родителей родится здоровый кареглазый ребенок?
Решение:
Эта задача – на дигибридное скрещивание, так как супруги и их ребенок анализируются по двум признакам: цвету глаз и возможности развития ретинобластомы. Эти признаки обусловлены двумя разными генами. Поэтому для обозначения генов возьмем две буквы алфавита: “А” и “В”. Гены расположены в аутосомах, поэтому будем обозначать их только с помощью этих букв, без использования символов Х- и Y- хромосом. Гены, отвечающие за анализируемые признаки, не сцеплены друг с другом, поэтому будем использовать генную запись скрещивания. В условии прямо сказано, какой из признаков является доминантным, а какой – рецессивным. Поэтому без затруднений составим таблицу “признак – ген”.
Генотипы родителей известны, поэтому мы можем сразу приступить к поиску ответа на основной вопрос задачи: чему равна вероятность рождения кареглазого здорового ребенка?
Запишем генотипы родительских особей.
Согласно третьему закону Менделя среди особей F1 должно ожидаться следующее соотношение по фенотипу:
Кареглазые здоровые дети – это особи второй группы в F1. Нарисуем вокруг обозначения фенотипа этой группы окружность. Обозначим вероятность рождения кареглазых здоровых детей без учета неполной пенетрантности символом р1. Напишем этот символ рядом с нарисованной нами окружностью. После этого запись соотношения особей F1 по фенотипу будет выглядеть следующим образом.
Так мы изобразили план первого действия по вычислению вероятности. Найдем численное значение р1.
р1 = 3/(9 + 3 + 3 + 1) = 3/16 (это численное значение вероятности рождения кареглазого здорового ребенка без учета неполной пенетрантности патологического аллеля А).
р1 — это доля тех кареглазых особей, которые никогда не будут страдать ретинобластомой, потому что в их генотипе отсутствует аллель, обусловливающий развитие этой болезни. Но в действительности кареглазых здоровых детей будет больше, потому что среди ожидаемых кареглазых особей с ретинобластомой заболеют не все, а только 60%. Остальные же 40% хотя и будут иметь в своем генотипе доминантный аллель ретинобластомы В, но он у них в фенотипе не проявится, и фенотипически эти особи будут кареглазыми здоровыми детьми.
Пусть р2 – это вероятность рождения детей кареглазыми с ретинобластомой без учета неполной пенетрантности аллеля А. Эти особи составляют первую группу особей в соотношении среди особьей F1. Отметим их с помощью окружности и напишем рядом с ней символ р2. После этого запись соотношения особей F1 по фенотипу будет выглядеть следующим образом.
Найдем численное значение р2. р2 = 9/(9 + 3 + 3 + 1) = 9/16 (это численное значение вероятности рождения кареглазых больных детей без учета неполной пенетрантности патологического аллеля А; среди них будут дети, которые не заболеют ретинобластомой) Пусть р3 – это вероятность рождения тех особей, которые должны быть кареглазыми с ретинобластомой, но из-за неполной пенетрантности аллеля ретинобластомы фенотипически будут кареглазыми здоровыми. Найдем численное значение р3.
р3 = р2 х (100% — 60%) = р2 х 40% = р2 х 0,4 = 9/16 х 0,4 = 9/40
Пусть р4 – это вероятность рождения кареглазых здоровых детей с учетом неполной пенетрантности патологического аллеля А. Этот показатель включает в себя и тех кареглазых здоровых особей, которые не имеют аллеля ретинобластомы, и тех кареглазых здоровых особей, у которых имеющийся аллель ретинобластомы А не проявится.
р4 = р1 + р3 = 3/16 + 9/40 = 33/80 (41,25%)
Таким образом, вероятность рождения кареглазого здорового ребенка с учетом неполной пенетрантности аллеля ретинобластомы равна 33/80 (41,25%).
Ответ:
Вероятность рождения кареглазого здорового ребенка равна 33/80 (41,25%).
📸 Видео
Дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать
Дигибридное скрещивание. 3-ий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать
Как Решать Задачи на Дигибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать
Дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
3.3 Третий закон Менделя. Естествознание - 10 - 11 классСкачать
Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать
Биология 10 класс (Урок№14 - Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.)Скачать
Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать
Дигибридное скрещивание. Третий закон МенделяСкачать
Дигибридное скрещивание 3: определение генотипов родителей и потомков по известным фенотипамСкачать
Дигибридное скрещиваниеСкачать
Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования | Биология 10 класс #27 | ИнфоурокСкачать
Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать
Дигибридное скрещиваниеСкачать
Анализирующее скрещивание. Биология для школьниковСкачать
Решение задач на дигибридное скрещиваниеСкачать
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Видеоурок по биологии 10 классСкачать
Моногибридное скрещивание. 1 и 2 закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать
Решение задачи на дигибридное скрещивание | БиологияСкачать