Установление генотипов при анализирующем скрещивании у организмов
Решение задач по генетике на анализирующее скрещивание
Задача 82.
У свиней белая щетина доминирует над черной. Установите генотипы родителей, если:
1) при спаривании чернощетинной свиньи с белым хряком получено 12 белых поросят
2) при спаривании чёрной свиньи с белым хряком получено 6 белых и 8 чёрных поросят.
Решение:
А — белая щетина;
а — черная щетина.
1. Так как при спаривании чернощетинной свиньи с белым хряком получено 12 белых поросят, т.е. все потомство имеет доминантный признак — наблюдается единообразие F1, то один из родителей гомозиготен по рецессивному признаку (аа), а второй — по доминантному признаку (АА).
Схема скрещивания:
Р: АА х аа
Г: А а
F1: Аа — 100%.
Фенотипы:
Аа — белая щетина — 100%.
Наблюдается один тип генотипа и фенотипа.
2. Так как при спаривании чёрной свиньи с белым хряком получено 6 белых и 8 чёрных поросят, то белая свинья является гетерозиготой (Аа) по признаку окраски щетины — наблюдается расщепление по фенотипу.
Р: Аа х аа
Г: А, а а
F1: Аа — 50%; аа — 50%.
Фенотипы:
Аа — белая щетина — 50%;
аа — черная щетина.
Наблюдается 2 типа генотипа и 2 типа фенотипа. Расщепление и по генотипу и по фенотипу — 1:1.
Выводы:
Скрещивание рецессивной по фенотипу особи с доминантной позволяет определить генотип особи с доминантным проявлением данного признака — такой тип скрещивания называется анализирующим. В качестве второго родителя при анализирующем скрещивании выступает так называемый анализатор – особь с исключительно рецессивными аллелями по исследуемым генам, в нашем случае свинья с черной щетиной. При анализирующем скрещивании расщепление по фенотипу совпадает с расщеплением по генотипу, что позволяет сделать вывод о генотипе исследуемого родителя.
Задача 83.
Хохлатый петух скрещен с двумя хохлатыми курицами. Первая курица дала 22 хохлатых цыпленка, а вторая — 16 хохлатых и 5 без хохла. Как наследуется этот признак? Каковы генотипы родительских особей?
Решение:
А — ген хохлатости;
а — ген отсутствия хохлатости.
1. Так как при скрещивании хохлатого петуха с первой хохлатой курицей вылупилось 22 хохлатых цыпленка, то и петух и курица являются гомозиготами по доминантному гену хохлатости.
Схема скрещивания
Р: АА х АА
Г: А А
F1: АА — 100%.
Фенотипы:
АА — хохлатые куры — 100%.
Выводы:
1) если при скрещивании хохлатых кур все потомство имеет хохлатость, то обе родительские формы являются гомозиготами — АА.
2. Так как при скрещивании хохлатого петуха со второй хохлатой курицей получилось потомство цыплят 16 хохлатых и 5 без хохла (16:5 = 3:1), то это значит, что вторая курица является гетерозиготой по признаку хохлатости — Аа.
Схема скрещивания
Р: АА х Аа
Г: А А, а
F1: АА — 50%; Аа — 50%.
Фенотипы:
АА — хохлатые куры — 50%;
Аа — отсутствие хохла — 50%.
Выводы:
1) если при скрещивании хохлатых кур потомство имеет и хохлатость и отсутствие её, то это значит, что вторая курица является гетерозиготой — Аа;
2) у кур хохлатость наследуется как полностью доминантный признак;
3) генотип петуха — АА, генотип первой курицы — АА, генотип второй курицы — Аа.
Задача 84.
У томатов красная окраска плодов R доминирует над желтой r. От скрещивания красноплодного растения с желтоплодным получили в потомстве 48 растений, среди которых были и красноплодные и желтоплодные. Определите: 1) какая часть потомства может иметь красные плоды; 2) сколько растений в потомстве могут быть гомозиготными?
Решение:
R — ген красноплодности;
r — ген желтоплодности.
Так как от скрещиваниия красноплодного растения с желтоплодным получили в потомстве растения и красноплодные и желтоплодные, то красноплодное расение гетерозиготно и его генотип имеет вид: Rr.
Схема скрещивания
Р: Rr x rr
Г: R, r r
F1: 1Rr — 50%; 1rr — 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа, расщепление по генотипу — 1:1.
Фенотипы:
Rr — красные плоды — 50%;
rr — желтые плоды — 50%.
Выводы:
1) 1/2 (50%) часть потомства может иметь красные плоды;
2) примерно 24 (48/2 = 24) растений могут быть гомозиготными — это (rr).
💡 Видео
Взаимодействие аллельных генов. Анализирующее скрещивание. 9 класс.Скачать
Решение генетических задач на анализирующее скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать
Анализирующее скрещивание. Биология для школьниковСкачать
Неполное доминирование и анализирующее скрещивание. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
Задача на анализирующее скрещивание. Самое главное.Скачать
АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ | Биология. ЕГЭ 2022Скачать
Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать
Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать
Решение задач на неполное доминированиеСкачать
Л.6 | АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать
Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать
Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать
Как Решать Задачи на Дигибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать
Анализирующее скрещиваниеСкачать
Отличие полного доминирования от неполного с решением задачи из ЕГЭ.Скачать
2 закон. Менделя решение задачиСкачать
Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать
Л.5 | ПОЛНОЕ И НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ | ГЕНЕТИКА | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать
Решение задач на дигибридное скрещиваниеСкачать
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать