«Общая биология. 11 класс». В.Б. Захаров и др. (гдз)
Естественный отбор. Формы борьбы за существование
Вопрос 1. Что такое естественный отбор?
Все организмы оставляют значительное, иногда очень многочисленное потомство. Основываясь на большом числе фактов, Дарвин приходит к выводу о существующем в природе стремлении каждого вида к размножению в геометрической прогрессии. Каждая пара организмов дает гораздо больше потомства, чем их доживает до взрослого состояния. Одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр — 2 млн икринок, лягушка — до 10 тыс. икринок. Одно растение мака ежегодно дает до 30 тыс. семян. В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным. Следовательно, огромная часть появившихся на спет организмов гибнет, не оставив потомства. Причины гибели — недостаток корма из-за конкуренции с представителями своего же вида, нападение врагов, действие неблагоприятных абиотических факторов.
Отсюда следует второй вывод, к которому пришел Дарвин: в природе происходит непрерывная борьба за существование. Кто же выживает в этой постоянной борьбе за существование? Наблюдения показывают, что для растительных и животных организмов характерны всеобщая изменчивость признаков и свойств и бесконечное разнообразие их комбинаций. Даже в потомстве одной пары родителей нет совершенно одинаковых особей (за исключением однояйцевых близнецов). В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими. Таким образом, в природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения — других — явление, названное Ч. Дарвином естественным отбором или выживанием наиболее приспособленных. Сейчас, с позиций синтетической теории эволюции (СТЭ), естественный отбор можно характеризовать как результат борьбы за существование на всех этапах онтогенеза. С одной стороны, он заключается в выживании и оставлении потомства организмами, генотипы которых обеспечили их обладателям достаточный уровень приспособленности. С другой стороны, естественный отбор выражается в гибели или устранении от размножения особей, чьи генотипы не дали им возможность приобрести комплекс приспособлений к конкретным условиям среды.
Вопрос 2. Что такое борьба за существование? Каковы ее формы?
Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды, направленных на успешное освоение среды обитания и размножение, называется борьбой за существование.
Дарвин выделил три основные формы борьбы за существование: а) внутривидовую — наиболее напряженную, потому что особи одного вида живут в одинаковых условиях и имеют одинаковые потребности при ограниченности пищевых ресурсов; б) межвидовую — борьбу с особями других видов, в том числе с хищниками, паразитами, болезнетворными микроорганизмами; в) борьбу с неживой природой — засухой, наводнениями, сильными морозами и т.п.
Кто же выживает в этой постоянной борьбе за существование? В результате борьбы за существование на всех этапах онтогенеза выживают и оставляют потомство организмы, генотипы которых обеспечили своим обладателям такой комплекс признаков и свойств, который позволяет успешно конкурировать с другими организмами. Особи, не имеющие конкурентоспособного комплекса признаков и свойств, погибают или устраняются от размножения. Выживание наиболее приспособленных организмов и гибель или устранение размножения менее приспособленных получило название естественного отбора.
Вопрос 3. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной и почему?
Наиболее напряженной формой борьбы за существование является внутривидовая борьба, потому что особи одного вида живут в одинаковых условиях, на одной территории и имеют одинаковые потребности при ограниченности пищевых ресурсов. Например, растения одного вида конкурируют за свет, птицы одного вида конкурируют за места гнездования, самцы одного вида в период размножения вступают в борьбу за право обладания половым
партнером и др.
🎬 Видео
Биология: Учение Ч.Дарвина о естественном и искусственном отборе.Скачать
Учение Дарвина об искусственном отборе. Видеоурок по биологии 11 классСкачать
Эволюционное учение Чарлза Дарвина | Биология 11 класс #1 | ИнфоурокСкачать
Биология 9 класс (Урок№23 - Учение об эволюции органического мира.)Скачать
Борьба за существование и естественный отбор | Биология 9 класс #29 | ИнфоурокСкачать
Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
Эволюционное учение Чарльза Дарвина. Синтетическая теория эволюции | БиологияСкачать
Виды естественного отбора. Видеоурок по биологии 11 классСкачать
11 класс. Биология. Эволюционная теория ДарвинаСкачать
Теория эволюции Дарвина и ее значение (рус.) Новая историяСкачать
Естественный отбор и борьба за существование | Биология 11 класс #4 | ИнфоурокСкачать
11 класс - Биология - Эволюционные представления до Чарльза ДарвинаСкачать
Предпосылки возникновения теории Дарвина. Видеоурок по биологии 11 классСкачать
Биология 11 класс (Урок№5 - Формы естественного отбора в популяции.)Скачать
Теория эволюции. Дарвин, Ламарк, СТЭ. ЕГЭ по Биологии. ВебиумСкачать
Что случилось с теорией Дарвина? | Лекции по биологии – антрополог Елена Сударикова | НаучпопСкачать
Закира Найка спросили о теории эволюции ДарвинаСкачать
Чарльз Дарвин. «Происхождение видов путем естественного отбора»Скачать
Естественный Отбор: Как Наука Подтверждает Библию | Естественный Отбор ЖивотныхСкачать
5.4 Формы естественного отбора. Естествознание - 10 - 11 классСкачать