«Биология. Живой организм. 6 класс». Н.И. Сонин
Среда обитания как комплекс окружающих условий, влияющих на организм. Экологические факторы
Вопрос 1.
Под средой обитания понимают комплекс окружающих условий, влияющих на организм.
Вопрос 2.
Выделяют три группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Эти факторы воздействуют на организм в различных направлениях: приводят к возникновению адаптационных изменений, ограничивают распространение организмов в среде, свидетельствуют об изменениях других экологических факторов.
Вопрос 3.
К физическим факторам относятся факторы неживой природы: свет, температура, влажность, химический состав воды и почвы, атмосферы и т.д.
Вопрос 4.
Солнечный свет — главный источник энергии для живых организмов. Биологическое действие солнечного света зависит от его характеристик: спектрального состава, интенсивности, суточной и сезонной периодичности. Ультрафиолетовая часть спектра обладает высокой фотохимической активностью: в организме животных участвует в синтезе витамина Д, эти лучи воспринимают органы зрения насекомых.
Видимая часть спектра (красные и синие лучи) обеспечивает процесс фотосинтеза, яркую окраску цветков (привлечение опылителей). У животных видимый свет участвует в пространственной ориентации.
Инфракрасные лучи — источник тепловой энергии. Тепло важно для обеспечения терморегуляции холоднокровных животных (беспозвоночных и низших позвоночных). У растений инфракрасное излучение влияет на усиление транспирации, что способствует поглощению углекислого газа и движению воды по телу растения.
Растения и животные реагируют на соотношение между продолжительностью периода освещенности и темноты в течение суток или времени года. Это явление называется фотопериодизмом.
Фотопериодизм регулирует суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, а также представляет собой климатический фактор, который определяет жизненные циклы многих видов. У растений фотопериодизм проявляется в синхронизации периода цветения и созревания плодов с периодом наиболее активного фотосинтеза; у животных — в совпадении периода размножения с обилием пищи, в миграциях птиц, смене шерстного покрова у млекопитающих, впадении в спячку, изменениях в поведении и т.д.
Вопрос 5.
Вода — основной компонент цитоплазмы клеток, является одним из важнейших факторов, влияющих на распространение наземных живых организмов. Недостаток воды приводит к возникновению ряда адаптации у растений и животных.
Засухоустойчивые растения имеют глубокую корневую систему, более мелкие клетки, повышенную концентрацию клеточного сока. Снижается испарение воды в результате редукции листьев, образования толстой кутикулы или воскового налета и др.
Многие растения могут поглощать влагу из воздуха (лишайники, эпифиты, кактусы). Ряд растений имеет очень короткий вегетационный период (пока в почве есть влага) — тюльпаны, ковыль и др. В засушливое время они пребывают в состоянии покоя в виде подземных побегов — луковиц или корневищ.
У наземных членистоногих образуются плотные покровы, препятствующие испарению, видоизменяется обмен — выделяются нерастворимые продукты (мочевая кислота, гуанин). Многие обитатели пустынь и степей (черепахи, змеи) впадают в спячку в период засухи. Ряд животных (насекомые, верблюды) для жизнедеятельности используют метаболическую воду, которая вырабатывается при расщеплении жира. Многие виды животных восполняют недостаток воды за счет ее поглощения при питье или с пищей (амфибии, птицы, млекопитающие).
Вопрос 6.
Птицы и млекопитающие — теплокровные животные. Температура их тела относительно постоянна и в значительной степени зависит от обмена веществ самого организма. Также у этих животных вырабатываются приспособления, позволяющие сохранять тепло тела (волосяной покров, плотное оперение, толстый слой подкожной жировой ткани и др.).
Вопрос 7.
Известно, что животные живут за счёт зелёных растений, создающих органические вещества, которыми они питаются. Но и растения, в свою очередь, не могут существовать без животных. Например, без насекомых-опылителей у многих цветковых растений не образовались бы семена. Без птиц и животных многие растения столкнулись бы с проблемой распространения семян.
Вопрос 8.
Хищники — это организмы, которые ловят, умерщвляют и поедают свою жертву сразу или по частям. Взаимоотношения хищник-жертва широко распространены в природе: в животном царстве хищники встречаются практически во всех типах, также существуют хищные грибы и растения (росянка, венерина мухоловка и др.).
Вопрос 9.
Хищничество служит механизмом регуляции численности популяций. В природе хищники в первую очередь уничтожают ослабленных или больных животных, что способствует обновлению популяции жертвы.
Вопрос 10.
Паразитизм — тип взаимоотношений между различными видами живых организмов, при котором один из них использует другого в качестве среды обитания. Паразиты отмечены практически во всех таксономических группах организмов: облигатные внутриклеточные паразиты — вирусы, паразитические бактерии, одноклеточные животные, целые классы среди беспозвоночных, низшие хордовые. Существуют паразитические грибы и высшие растения.
Вопрос 11.
Среди покрытосеменных много насекомоопыляемых растений, поэтому эти растения не могут существовать без насекомых. При отсутствии насекомых-опылителей растения не смогут образовать семена и дать потомство.
Вопрос 12.
Грибы вступают в симбиотические отношения с водорослями, в результате образуются лишайники, и с корнями высших растений, формируя микоризу – это симбиоз корней высших растений и почвенных грибов. Растения снабжают грибы растворимыми углеводами, а грибы доставляют растению минеральные вещества. Грибы-паразиты растений вызывают заболевания дикорастущих и культурных растений, например, головня, спорынья и другие.
Большой вред лесным растениям наносят грибы, которые паразитируют на деревьях. Они называются трутовиками. Деревья заражаются спорами этих грибов через повреждения на теле растения: трещины коры, обломки ветвей, солнечные ожоги и др. Мицелий этих грибов развивается в древесине, а плодовые тела формируются на стволах деревьев. Плодовые тела многолетние, твердые, имеют форму копыта и нередко расположены один над другим в виде этажерки. На их нижней стороне в трубочках формируются споры. Пораженные деревья становятся хрупкими и в конечном итоге погибают.
Грибы принимают участие в круговороте веществ в природе, поскольку в экосистемах они выполняют роль редуцентов. Особенно велико их значение в лесных экосистемах, где они разрушают целлюлозу и лигнин. Грибы непосредственно участвуют в почвообразовании, разлагая отмершее органическое вещество, они вызывают минерализацию органических остатков.
📺 Видео
Среда обитания организмов и экологические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать
2000243 Glava 24 Аудиокнига. "6 класс. Биология" Среда обитания. Экологические факторыСкачать
§24 "Среда обитания. Экологические факторы", Биология 6 класс, СивоглазовСкачать
Среда обитания Экологические факторыСкачать
§23 "Среды обитания. Экологические факторы", Биология 5 класс, Сивоглазов, Плешаков.Скачать
Тема 22. Среда обитания. Экологические факторы. ЭкосистемыСкачать
Экологические факторы среды | Биология 5 класс #18 | ИнфоурокСкачать
БиологияI Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.Скачать
Б6 24 Среда обитания Экологические факторыСкачать
5 класс - Биология - Экологические факторы и их влияние на живые организмыСкачать
Биология | Среда обитанияСкачать
БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС П 29 СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АУДИО СЛУШАТЬСкачать
Факторы среды и их влияние на биоценозы | Биология 7 класс #64 | ИнфоурокСкачать
Биология 7 кл Пасечник §62 Среда обитания. Экологические факторыСкачать
Биология 5 класс 5-6 недели. Среда обитания. Экологические факторыСкачать
Среда обитания организмов | Биология 11 класс #20 | ИнфоурокСкачать
Учебный курс экология. Лекция 4. Экологические факторы средыСкачать
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
АУТЭКОЛОГИЯ. Среды жизни, Законы, Экологические факторы для ЕГЭ 2023 |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|Скачать
1. Экологические факторы и среды жизни | Экология | БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать