«Общая биология. 11 класс». В.Б. Захаров и др. (гдз)
Природные сообщества живых организмов. Биогеоценозы
Вопрос 1. Что такое биогеоценозы?
Биогеоценоз — это комплекс живых существ (биоценоз) и абиотической среды, в которую входит и занимаемая организмами территория.
Вопрос 2. Какие компоненты включает биогеоценоз?
Биогеоценоз — это целостная саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся система. Она включает следующий ряд неживых и живых компонентов:
1. Климатический режим (температура и другие физические факторы).
2. Органические вещества (белки, углеводы, жиры и др.).
3. Продуценты — автотрофные организмы, главным образом зеленые растения, синтезирующие органические вещества из неорганических.
4. Консументы — гетеротрофные организмы (растительноядные и плотоядные), потребители живого органического вещества.
5. Редуценты — гетеротрофные организмы, которые разрушают мертвые остатки животных и растений и превращают их в простые соединения.
Вопрос 3. Охарактеризуйте понятие «биомасса».
Биомасса — это общая или суммарная масса (сырого или сухого вещества) особей одного вида, группы видов, сообщества в целом, приходящаяся на единицу поверхности (г/м2, кг/га) или объёма местообитания (г/м3 и т. д.). Биомассу растений называют фитомассой, биомассу животных — зоомассой, бактерий — биомассой бактерий, грибов — биомассой грибов.
Вопрос 4. Сравните количество биомассы, образующейся в различных климатических зонах.
Количество биомассы, образующейся в определенном регионе, зависит от ряда факторов. Наиболее важными из них являются наличие в почве или воде (для водных экосистем) биогенных микроэлементов — натрия, калия, кальция, фосфора, кислорода, а также освещенность. Из наземных сообществ наибольшее количество биомассы приходится на экосистемы мангровых и тропических лесов. Гораздо меньше биомассы на единицу площади приходится в лесах средней полосы и еще меньше в тайге и тундре. В водных экосистемах наиболее богатыми являются отмели полярных морей, в особенности шельфовые зоны, лиманы, апвелинги — участки, где течения, направленные от дна к поверхности, выносят со дна океана большое количество биогенных элементов. Например, Перуанский апвелинг в районе побережья Чили и Перу. Экваториальные воды бедны жизнью. Лимитирующим фактором для развития живых организмов является нехватка кислорода, что связано с плохой растворимостью газов в теплых экваториальных водах. Исключение составляют экосистемы коралловых рифов, часто встречающиеся в тропических водах.
Вопрос 5. Влияние каких факторов испытывают на себе организмы, составляющие один биоценоз.
Организмы, входящие в состав биогеоценоза, испытывают влияние неживой природы — абиотических факторов (температура, освещенность, влажность, роза петров, микроэлементный состав почв и поды), а также живой природы — биотических факторов (скудность или богатство пищевой базы, наличие хищников, паразитов, степень выраженности внутривидовой конкуренции).
📺 Видео
Сообщества живых организмов. Видеоурок по биологии 11 классСкачать
Сезонные изменения в жизни организмовСкачать
Общие свойства живых организмов. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
Биоценоз как сообщество живых организмов. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
Природные сообществаСкачать
Биология | Выгодные отношения в природе: 3 типа комменсализмаСкачать
Многообразие форм живых организмовСкачать
6 класс - Биология - Классификация живых организмовСкачать
Тема 1. Общие свойства живых организмовСкачать
Значение живых организмов | Биология 5 класс #16 | ИнфоурокСкачать
Общая характеристика царств живых организмов. 7 класс.Скачать
Тема 1. Живые организмы. Отличие живых организмов от тел неживой природыСкачать
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ для ЕГЭ по биологии | ДискретностьСкачать
Биология 9 класс. Размножение живых организмовСкачать
СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | БИОЛОГИЯ | ОГЭ 2022 | 99 БАЛЛОВСкачать
Вид и популяция | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать
Естествознание. 5 класс. Уровни организации живых организмов /26.01.2021/Скачать
Природные сообщества | Биология 5 класс #20 | ИнфоурокСкачать
Природные сообщества. Леннаучфильм, 1986г.Скачать
Популяционная структура вида | Биология 9 класс #27 | ИнфоурокСкачать