Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | Параграф 4.12

«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы». В.И. Сивоглазов (гдз)

 

Многообразие видов в биосфере.  Биологический прогресс

 

 

Вопрос 1. Что такое биологический прогресс?
Биологический прогресс — это направление эволюции, в ходе которого таксон оптимально адаптируется к условиям окружающей среды, а его численность и ареал растут.
Биологический прогресс приводит к процветанию таксона и обычно сопровождается усложнением организации: появление теплокровности у птиц и млекопитающих, семени у цветковых растений и т.д. Однако упрощение организации также может способствовать биологическому прогрессу. Примером служат многие паразитические организмы, а также животные-биофильтраторы (двустворчатые моллюски и др.).

Вопрос 2. Что является показателями биологического прогресса? Регресса?
Показатели биологического прогресса:
• увеличение количества представителей соответствующей группы;
• расширение ареала распространения;
• активизация видообразования в роде, увеличение количества родов в семействе, семейств в отряде и т.д.
Показатели биологического регресса:
• уменьшение численности особей таксона;
• сужение ареала обитания;
• уменьшение числа подчиненных системаических групп. В настоящее время основным фактором, вызывающим биологический регресс множества видов, является антропогенное воздействие, т. е. влияние человека на биосферу. В состоянии же биологического прогресса находятся преимущественно виды, чье существование неразрывно связано с человеком (домашние животные и культурные растения, паразиты и сорняки, виды-квартиранты вроде тараканов и др.).
Биологический регресс — свидетельствует об угасании филогенетической группы, ведущем к ее вымиранию. Так же как и биологический прогресс, состояние регресса может длиться очень долго.

Вопрос 3. Как можно объяснить существование на Земле организмов разной степени сложности?
Вершинами эволюции на нашей планете, кроме человека, являются высшие растения, членистоногие, теплокровные позвоночные. Однако существует множество других гораздо проще организованных таксонов. Причина этого связана с тем, что усложнение строения вовсе не является обязательной целью эволюции. Цель состоит в достижении максимальной приспособленности к условиям окружающей среды, которая может наступить и на относительно низком уровне организации. Этому способствуют стабильные, «монотонные» условия обитания, наличие постоянного, не очень интенсивного источника энергии (пищи). Примерами служат многие организмы-редуценты (бактерии, черви, грибы), кишечнополостные и губки, бактерии-хемосинтетики.

Вопрос 4. Какое направление биологической эволюции поднимает группу организмов на более высокую ступень организации?
Основные направления эволюции охарактеризованы в классических работах российских ученых А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена. Они иыделили основные пути биологичекой эволюции — это ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация.
Ароморфозом (морфофизиологическим прогрессом) называется эволюционное преобразование строения и функций организма, повышающее общий уровень его организации, но не имеющее приспособительного значения к условиям окружающей среды. Наиболее крупными ароморфозами были возникновение фотосинтеза, появление многоклеточных организмов и полового размножения. В числе крупных ароморфозов можно назвать также развитие гомойотермии (поддержания постоянной температуры тела) у птиц и млекопитающих, возникновение живорождения и выкармливания детенышей молоком у млекопитающих, переход к размножению семенами у семенных растений и т.п. Ароморфозы имеют широкое приспособительное значение и предоставляют широкие возможности для освоения новой среды обитания. Так, появление у пресмыкающихся яйца в яйцевых оболочках позволило им обитать далеко от воды и освоить даже засушливые места, тогда как их предки, земноводные, должны были по крайней мере на период размножения уходить в воду. За ароморфозами следуют идиоадаптации.

Вопрос 5. Каковы причины вымирания видов?
Вымирание видов может происходить по нескольким причинам. Во-первых, вид может не выдерживать конкуренции со сходными видами (бычок ротан вытесняет других рыб из водоемов средней полосы России). Во-вторых, в результате адаптации вид может стать высокоспециализированным (приспособиться к экстремальным условиям обитания или строго определенной пище). При быстром изменении условий он может не успеть измениться, что особенно справедливо по отношению к видам-эндемикам. Вымирание может быть также результатом эпидемии или глобальных природных катаклизмов. В настоящее время основной фактор вымирания — антропогенные воздействия, приводящие как к изменению условий обитания, так и к прямому истреблению вида (дронт, морская корова).

Вопрос 6. Объясните, что такое генетическая эрозия.
Генетическая эрозия — это сокращение и обеднение генофонда вида. Она приводит к тому, что вид теряет возможность быстро реагировать на изменение условий окружающей среды. Кроме того, растет вероятность близкородственного скрещивания, а значит, проявления неблагоприятных рецессивных мутаций. В результате малочисленные изолированные популяции и даже целые виды могут исчезать.

🎬 Видео

Эволюция биосферы | Биология 11 класс #33 | ИнфоурокСкачать

Эволюция биосферы | Биология 11 класс #33 | Инфоурок

Основы сохранения биоразнообразияСкачать

Основы сохранения биоразнообразия

Многообразие форм живых организмовСкачать

Многообразие форм живых организмов

Процесс образования видов - видообразование. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Процесс образования видов - видообразование. Видеоурок по биологии 9 класс

Введение в биоразнообразие и устойчивое развитиеСкачать

Введение в биоразнообразие и устойчивое развитие

Экология 10 класс (Урок№8 - Биосферный уровень организации жизни. Биосфера как глоб. экосистема.)Скачать

Экология 10 класс (Урок№8 - Биосферный уровень организации жизни. Биосфера как глоб. экосистема.)

Биология | Уровни организации жизниСкачать

Биология | Уровни организации жизни

Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферуСкачать

Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферу

СОХРАНЕНИЕ МИРОВЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВСкачать

СОХРАНЕНИЕ МИРОВЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Видообразование как результат микроэволюции. Видеоурок по биологии 11 классСкачать

Видообразование как результат микроэволюции. Видеоурок по биологии 11 класс

Меры сохранения жизни на Земле. Видеоурок по природоведению 5 классСкачать

Меры сохранения жизни на Земле. Видеоурок по природоведению 5 класс

География. 10 класс. Глобальные экологические проблемы /04.12.2020/Скачать

География. 10 класс. Глобальные экологические проблемы /04.12.2020/

БИОЛОГИЯ 6 класс: Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мираСкачать

БИОЛОГИЯ 6 класс: Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Социальный ролик о природе.Скачать

Социальный ролик о природе.

Влажность воздухаСкачать

Влажность воздуха

Биосферный уровень организации жизни. Биосфера как глобальная экосистемаСкачать

Биосферный уровень организации жизни. Биосфера как глобальная экосистема

Биология 6 кл, § 2 "Многообразие жизненных форм растений"Скачать

Биология 6 кл, § 2 "Многообразие жизненных форм растений"

Понятие "видообразование", его формы и механизмы. 9 класс.Скачать

Понятие "видообразование", его формы и механизмы. 9 класс.

Наследственная изменчивость - основа эволюции. 10 класс.Скачать

Наследственная изменчивость - основа эволюции. 10 класс.

Внешнее строение листа | Биология 6 класс #25 | ИнфоурокСкачать

Внешнее строение листа | Биология 6 класс #25 | Инфоурок
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии