«Общая биология. 11 класс». В.Б. Захаров и др. (гдз)
Смена биоценозов. Воздействие факторов среды на организмы
Вопрос 1. Какие признаки вы можете предложить для характеристики биогеоценоза?
Характеристика биогеоценоза:
1) видовой состав;
2) плотность популяции;
3) интенсивность воздействия абиотических и биотических факторов.
Вопрос 2. Как на жизнедеятельности организмов проявляется взаимодействие абиотических факторов среды?
По отношению к факторам среды различают виды теплолюбивые и холодоустойчивые, влаго- и сухолюбивые, приспособленные к высокой и низкой солености воды. Отклонение интенсивности одного какого либо фактора от оптимальной величины может сузить пределы выносливости к другому.
Правило Либиха
Фактор, находящийся в недостатке или избытке по сравнению с оптимальной величиной, называют ограничивающим, поскольку он делает невозможным процветание вида в данных условиях.
Например, низкая влажность делает экваториальные пустыни малонаселенными, хотя по остальным факторам (освещенность, температура, наличие микроэлементом) показатели удовлетворительны.
В опрос 3. В чем заключается негативное воздействие ионизирующего излучения на живые организмы?
Наиболее губительное действие ионизирующее излучение оказывает на более высокоразвитые и сложные организмы, причем человек отличается особой чувствительностью к воздействию. Большие дозы, получаемые организмом за короткое время (минуты, часы), называют острыми в противоположность хроническим дозам, которые организм мог бы выдержать на протяжении всего жизненного цикла. Любое превышение уровня излучения в среде над фоновым или даже естественный высокий фон может повысить частоту мутаций. У высших растений чувствительность к ионизирующему излучению прямо пропорциональна размеру клеточного ядра. У животных такой простой зависимости нет; для них наибольшее значение имеет чувствительность определенных органов и систем. Так, млекопитающие чувствительны даже к низким дозам вследствие легкой повреждаемости облучением костного мозга и эпителия кишечника. Радиоактивные вещества могут накапливаться в почве, воде, воздухе и в телах самих живых организмов. Передаваться и аккумулироваться при передаче по пищевой цепи.
Вопрос 4. Каково значение для устойчивости биоценоза его видового разнообразия?
Чем богаче видовой состав биоценоза, тем устойчивее сообщество в целом.
Вопрос 5. Что такое экологическая пирамида и каковы направления отбора на каждой ее ступени?
Правило экологической пирамиды
Масса каждого последующего звена в трофической цепи прогрессивно уменьшается.
Это происходит потому, что в каждом звене пищевой цепи при каждом переносе энергии 80—90% ее теряется, рассеиваясь в форме тепла. В среднем из 1 тыс. кг зелёных растений образуется 100 кг тела травоядных животных. Хищники могут поглотить из этого количества пищи только 10 кг своего тела. Соответственно и количество животных на каждой последующей ступени пирамиды меньше. Графически это правило нашло отражение в экологических пирамидах. Выделяют пирамиды численности, отражающие число особей на каждом этапе пищевой цепи, пирамиды биомассы, отражающие количество синтезированного на каждом уровне органического вещества, и пирамиды энергии, демонстрирующие количество энергии в пище на каждой ступени.
Вопрос 6. Назовите причины смены биоценозов?
В природе менее устойчивые биогеоценозы со временем сменяются более устойчивыми. Их смена определяется тремя факторами:
1) упорядоченным процессом развития сообщества — установлением в нем статичных взаимоотношений между видами;
2) изменением климатических условий;
3) изменением окружающей среды под влиянием жизнедеятельности организмов, составляющих сообщество.
🎬 Видео
Развитие и смена биогеоценоза. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
Верования и искусство первобытного человека | Всемирная история 5 класс #2 | ИнфоурокСкачать
Смена биоценозов. Сукцессии. Видеоурок по биологии 11 классСкачать
Доцент Глотов М.А.: Анафилаксия в клинической практикеСкачать
Урок 5. Второй этап: обследование физического состояния документов в хранилищеСкачать
Биология (Л.Н.Сухорукова) 5-6к §37 ФотосинтезСкачать
Проектирование календарного учебного графика в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОССкачать
Идентификация по временам удерживания в хроматографии: не все так простоСкачать
Секвенирование нового поколения: принципы, возможности и перспективы - Мария ЛогачеваСкачать
Взаимосвязь КПШ и среднего веса. Введение в микровесаСкачать
Эволюция восприятия возраста — Антон Смолькин / ПостНаукаСкачать
Лекция №5 "Процессы переноса в твёрдых телах" (Глазков В.Н.)Скачать
Доклад Питера Махаффи на пленарной сессии XXI Менделеевского съезда. Часть 5Скачать
Мультидисциплинарные аспекты контроля и коррекции гемостаза у онкохирургических больныхСкачать
01 5Скачать
«ПРИНЦИП ОСЕВОГО ПОСТРОЕНИЯ В ПОРТРЕТЕ» видео-урок от Евгении Банник | Онлайн-школа AkademikaСкачать
СМЕНА - ПЛЕНЭРНЫЙ АРТ-КАМПУС И ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯСкачать
[ВМД — Анимированная графика] — Проснитесь и посмотритеСкачать