Слюноотделение | Параграф 31

«Биология. Человек. 9 класс». А.С. Батуев и др.

Рефлекторная регуляция слюноотделения

Вопрос 1.
Слюноотделение — это рефлекторная реакция организма. Великий русский физиолог И.П. Павлов различал безусловно-рефлекторную и условно-рефлекторную регуляцию процесса пищеварения. Так, отделение слюны может происходить в ответ на попадание пищи в ротовую полость, в результате чего будут возбуждаться рецепторы слизистой, от них импульсы будут поступать в центр слюноотделения в продолговатом мозгу, а оттуда по эфферентным путям к слюнным железам; это — безусловно-рефлекторное слюноотделение. Но отделение слюны может возникать и в ответ на запах или вид пищи; в этом случае будут возбуждаться рецепторы соответствующих анализаторов, возбуждение будет поступать в соответствующую зону коры больших полушарий и оттуда в центр слюноотделения и к слюнным железам; это — условно-рефлекторное слюноотделение (рис. 11.).

Рис. 11. Слюноотделительный рефлекс.

Вопрос 2.
В ротовой полости пища:
а) измельчается (механическая обработка);
б) смачивается слюной (химическая обработка);
в) начинается расщепление углеводов;
г) обеззараживается лизоцимом.

Вопрос. 3.
В ротовой полости под действием пищеварительных ферментов — амилазы (расщепляет крахмал до мальтозы) и мальтазы (расщепляет мальтозу до двух молекул глюкозы). Ферменты слюны активны только в щелочной среде.

Вопрос. 4.
Глотание — переход пищи из ротовой полости в глотку.
Процесс глотания: раздражение рецепторов корня языка —> нервные импульсы идут в центр глотания в продолговатом мозге —> нервные импульсы идут к глотательным мышцам —> поднятие мягкого неба —> закрытие гортани надгортанником —> поступление пищи в пищевод.

Вопрос. 5.
Центр глотания находится в продолговатом мозге.

1 (!). Слюноотделение — это безусловный рефлекс. Для осуществления рефлекторной реакции необходимо наличие 5 частей рефлекторной дуги: рецепторов (рецепторы слизистой оболочки рта), чувствительного пути (чувствительный нейрон), участка центральной нервной системы (центр слюноотделения в продолговатом мозгу), двигательного пути (двигательный нейрон), органа, отвечающего на раздражение (слюнная железа). Если повреждена хотя бы одна из этих частей (в случае с животным или человеком это нервы языка и слизистой оболочки ротовой полости, которые являются частью чувствительного пути), ответная реакция (слюноотделение) происходить не будет.

2 (!). В хлебе содержится достаточное количество углеводов, особенно много крахмала. При долгом жевании ферменты слюны расщепляют сложные углеводы (крахмал) до более простых (сахар). Фермент птиалин расщепляет крахмал до промежуточного продукта — дисахарида мальтозы, а фермент мальтаза превращает ее в простой сахар — глюкозу. Глюкоза и придает хлебу сладкий вкус.

3 (!). Акт глотания происходит в результате сокращения поперечно-полосатых мышц, и пища попадает в пищевод — мышечную трубку длиной около 25 см. Для глотания необходимо раздражение рецепторов корня языка, импульс от которых идет в продолговатый мозг, где располагается центр глотания. На языке также находятся вкусовые, температурные, тактильные рецепторы. Глотание будет невозможно только в том случае, если повреждены чувствительные нервы, являющиеся частью рефлекторной дуги глотательного рефлекса.

🔥 Видео

География 6 класс (Алексеев) Параграф 31 «Реки-артерии земли» (1) аудиоСкачать

География 6 класс (Алексеев) Параграф 31 «Реки-артерии земли» (1) аудио

§31. Средневековая Азия. Китай, Индия, ЯпонияСкачать

§31. Средневековая Азия. Китай, Индия, Япония

История Средних веков, 6 кл., § 31 "Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония"Скачать

История Средних веков, 6 кл., § 31 "Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония"

§ 31 Пищеварение в ротовой полостиСкачать

§ 31 Пищеварение в ротовой полости

МЕРЗЛЯК-6. ЧИСЛОВОЕ МНОЖЕСТВО. ПАРАГРАФ-31Скачать

МЕРЗЛЯК-6. ЧИСЛОВОЕ МНОЖЕСТВО. ПАРАГРАФ-31

История Древнего мира, 5 класс, § 31 "Древняя Спарта"Скачать

История Древнего мира, 5 класс, § 31 "Древняя Спарта"

Физика 8 класс. §31 Проводники, полупроводники и непроводники электричестваСкачать

Физика 8 класс. §31 Проводники, полупроводники и непроводники электричества

Физика 7 класс. §31 Сложение двух сил действующих по одной прямой. Равнодействующая силСкачать

Физика 7 класс. §31 Сложение двух сил действующих по одной прямой. Равнодействующая сил

§31 "Реки - артерии Земли"(1), География 5-6 класс, Полярная звездаСкачать

§31 "Реки - артерии Земли"(1), География 5-6 класс, Полярная звезда

Біологія. Остапченко. 7 клас. Параграф 31.Скачать

Біологія. Остапченко. 7 клас. Параграф 31.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу ( 5 класс )Скачать

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу ( 5 класс )

§ 31 Причины, влияющие на климатСкачать

§ 31 Причины, влияющие на климат

§31.ДРЕВНЯЯ СПАРТА.История Древнего мира.5 класс//Никишин В.О. Стрелков А.В.и др.Скачать

§31.ДРЕВНЯЯ СПАРТА.История Древнего мира.5 класс//Никишин В.О. Стрелков А.В.и др.

История 8кл. А.Юдовская §31 Международные отношения: дипломатия или войны.Скачать

История 8кл. А.Юдовская §31 Международные отношения: дипломатия или войны.

§31 "Ресурсы растительного и животного мира", География 8 класс, ДомогацкихСкачать

§31 "Ресурсы растительного и животного мира", География 8 класс, Домогацких

Габриелян О. С. 8 класс §31 "Реакции соединения".Скачать

Габриелян О. С. 8 класс §31 "Реакции соединения".

Биология 5-6 класс ( Пасечник, Суматохин, Калинова ) Параграф 31 Фотосинтез аудиоСкачать

Биология 5-6 класс ( Пасечник, Суматохин, Калинова ) Параграф 31 Фотосинтез аудио

31. Древняя СпартаСкачать

31. Древняя Спарта

Всасывание питательных веществ в кровь | Биология 8 класс #31 | ИнфоурокСкачать

Всасывание питательных веществ в кровь | Биология 8 класс #31 | Инфоурок

§ 31 Смена политического курсаСкачать

§ 31 Смена политического курса
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии