«Биология. Человек. 9 класс». А.С. Батуев и др.
Рефлексы. Рефлекторная дуга
Вопрос 1.
Рефлекс — ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.
Вопрос 2.
Рефлекторная дуга состоит из пяти частей:
• рецептора, воспринимающего раздражение;
• чувствительного нейрона;
• участка центральной нервной системы;
• исполнительного нейрона;
• органа, отвечающего на раздражение.
Вопрос 3.
Дуги бывают:
• двухнейронные (образованы чувствительным и исполнительным нейронами);
• трехнейронные (образованы чувствительным, вставочным и исполнительным нейронами).
Вопрос 4.
Контроль нервной системы за выполнением рефлекса осуществляется по принципу обратной связи. После того как была осуществлена ответная реакция на определенный раздражитель, в органе, отвечающем на раздражение, возникает импульс, который передается в центральную нервную систему и сообщает о том, что ответная реакция произведена.
Вопрос 5.
Пример простого рефлекса — коленный рефлекс. Рефлекторная дуга — двухнейронная. Тело исполнительного нейрона находится в спинном мозге.
Вопрос 6-7.
Безусловные и условные рефлексы
Безусловные — это врожденные рефлексы, которые наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни человека. Дуги безусловных рефлексов проходят через спинной мозг или ствол мозга. Кора больших полушарий не участвует в их образовании. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.
К безусловным рефлексам относятся:
• пищевые (сокоотделение в ответ на раздражение слизистой оболочки рта, глотание, сосание новорожденных);
• оборонительные (кашель, чихание, мигание, отдергивание руки от горячего предмета и т. д.);
• ориентировочные, обеспечивающие восприятие незнакомого раздражителя (скашивание глаз, прислушивание к незнакомым звукам, повороты головы);
• половые (рефлексы, связанные с воспроизводством и уходом за потомством).
Значение безусловных рефлексов заключается в том, что благодаря им сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение.
Условные рефлексы — это рефлексы, которые легко приобретаются организмом в течение жизни и образуются на основе безусловного рефлекса при действии условного раздражителя (свет, звук, стук, время и т. д.). У млекопитающих и у человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий мозга.
Примеры условных рефлексов:
Например, ваше утро начинается со звонка будильника (или голоса мамы), заслышав который вы поднимаетесь. Звенит звонок с урока, вы начинаете рефлекторно собирать свои принадлежности, и учителю уже бесполезно что-то рассказывать — условный рефлекс.
Пришло время обеда, и у вас начинается выделение пищеварительных соков в желудке и кишечнике. Условным раздражителем в данном случае будет время.
При переходе дороги красный свет светофора будет для нас условным раздражителем — сигналом опасности, которая нам угрожает.
Сравнение безусловных и условных рефлексов
Безусловные рефлексы:
1. Врожденные
2. Передаются по наследству;
3. Сохраняются всю жизнь;
4. Дуги проходят через спинной мозг или ствол мозга;
5. Характерны для всех особей вида;
6. Служат для регуляции функций в организме и обеспечения жизнедеятельности.
Условные рефлексы:
1. Приобретенные;
2. Не передаются по наследству;
3. Вырабатываются и угасают в течение жизни;
4. Дуги проходят через головной мозг;
5. Вырабатываются у некоторых особей;
6. Служат для приспособления организма к среде обитания и выработки различных навыков.
Движение нервного импульса по рефлекторной Дуге
Двухнейронная рефлекторная дуга (коленный рефлекс).
Рецепторы сухожильной связки -> чувствительный нейрон —> участок центральной нервной системы (спинной мозг) —> исполнительный (двигательный) нейрон -> орган, отвечающий на раздражение (мышца-разгибатель).
Трехнейронная рефлекторная дуга (болевой рефлекс).
Рецепторы кожи (температурные, болевые) —> чувствительный нейрон —> вставочный нейрон (центральная нервная система) —> исполнительный нейрон -> орган, отвечающий на раздражение (мышца-сгибатель)
🎦 Видео
История Средних веков, 6 класс, параграф 8Скачать
Краткий пересказ §8 Побег, его строение и развитие. биология 6 класс ПономарёваСкачать
История России, 6 класс, параграф 8Скачать
Биология 8 класс (Урок№27 - Рефлекторная деятельность нервной системы.)Скачать
Химия 8 сынып 37 параграф үй тапсырмасының жауаптарыСкачать
Биология 5-6 класс (Пасечник) аудио параграф 8 «Строение клетки»Скачать
История Древнего мира, 5 класс, параграф 8Скачать
Параграф 8 "Современное общество"Скачать
Биология 8 класс (Урок№8 - Строение и функции спинного мозга.)Скачать
Безусловный и условный рефлексыСкачать
Высшая нервная деятельность Рефлексы | Биология 7 класс #53 | ИнфоурокСкачать
Краткий пересказ §8 Образование славянских государств. История 6 класс АгибаловаСкачать
Биология| ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. Анатомия человека. Безусловные рефлексыСкачать
Биология 8 класс (Урок№17 - Органы кровообращения. Работа сердца.)Скачать
Биология 8 класс (Урок№18 - Движение крови по сосудам.)Скачать
параграф 8 "Люди севера"- Норманны история 6 класс.стр 65 БойцовСкачать
Параграф 8 "Финансовая политика государства"Скачать
Просто о сложном: рефлексы | Биология ОГЭ 2023 | УмскулСкачать