Развитие представлений о происхождении жизни на Земле | Параграф 4. 14

 «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы». В.И. Сивоглазов (гдз)

 

История развития представлений о происхождении жизни на Земле

 

 

Вопрос 1. Какие условия необходимы для возникновения живых организмов, по мнению древнегреческих философов?
Древнегреческие философы считали, что живые организмы возникают из неживых путем самозарождения. По мнению Аристотеля, должно существовать некое «активное начало», которое способно, используя неживую материю, создать живой организм. Он считал, что такое активное начало присутствует в оплодотворенном яйце, солнечном свете и гниющем мясе.

Вопрос 2. В чем заключается смысл опытов Ф. Реди?
В начале XVII в. было распространено убеждение, что личинки мух самопроизвольно зарождаются из гнилого мяса. Франческо Реди (1626—1698) в своих опытах решил опровергнуть это заблуждение. Он помещал мясо в сосуды и часть из них закрывал марлей. В сосудах, закрытых марлей, куда не могли попасть мухи, личинки не появлялись, а в открытых через несколько дней обнаруживалось множество личинок. Опыты Ф. Реди нанесли серьезный удар по теории самозарождения и подтвердили концепцию биогенеза, согласно которой жизнь может возникнуть только из уже существующей жизни.

Вопрос 3. Опишите опыты Л. Пастера, доказывающие невозможность самозарождения жизни в обычных условиях.
Сторонники теории абиогенеза («виталисты», лат. вита — жизнь) считали, что существует «жизненная сила», с помощью которой неживое может стать живым. Опровержением этой точки зрения послужили опыты Луи Пастера, доказавшие невозможность самопроизвольного зарождения жизни; в 1862 г. Пастер за эти опыты получил премию Французской Академии наук.
Луи Пастер в своих опытах пользовался колбами собственного изобретения с длинным тонким горлышком в форме буквы S. Он наливал в колбу питательный бульон и кипятил его на огне, оставляя горлышко открытым. Это было важно, поскольку считалось, что причиной отсутствия самозарождения жизни в закрытых сосудах является невозможность проникновения в них «жизненной силы», необходимой для самозарождения. Пастер в своих опытах не препятствовал возможному проникновению «жизненной силы» в колбу, однако не давал попасть туда микроорганизмам (они оседали на изгибах трубки). В итоге бульон мог храниться долгое время, оставаясь стерильным. Если же горлышко отламывали, то бульон очень быстро мутнел из-за появления в нем бактерий.

Вопрос 4. Что вам известно о гипотезе вечности жизни?
Гипотеза вечности жизни, или гипотеза стационарного состояния, утверждает, что жизнь на Земле никто не создавал, поскольку она существует вечно. Виды тоже никогда не возникали, они были и есть, а эволюции не существует. Может происходить лишь изменение численности видов или их вымирание. Гипотеза вечности жизни была выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г. Он предполагал, что даже раскаленные области внутри земного шара могут являться скоплением живых организмов со своим обменом веществ.

Вопрос 5. Какие вы знаете материалистические теории возникновения жизни?
Существует несколько основных концепций возникновения жизни:
• жизнь была создана Творцом в определенное время (креационизм);
• жизнь возникла самопроизвольно из неживого вещества (этой точки зрения придерживался, в частности, Аристотель);
• жизнь существовала всегда — концепция стационарного состояния (выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г.);
• концепция панспермии — внеземного происхождения жизни (была выдвинута шведским физиком и химиком, создателем теории электролитической диссоциации и гипотезы о парниковом эффекте Сванте Аррениусом (1859—1927).);
• концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.
Полностью идеалистической является только первая из этих концепций, полностью материалистической — только последняя. Правильность ее основных положений была подтверждена в дальнейшем многими учеными.

Вопрос 6. Что вы думаете о гипотезе занесения жизни на Землю из космоса?
Гипотеза панспермии, или занесения жизни извне, была выдвинута шведским физиком и химиком, создателем теории электролитической диссоциации и гипотезы о парниковом эффекте Сванте Аррениусом (1859—1927). Он утверждал, что жизнь попала на нашу планету из космоса вместе с метеоритами или космической пылью, перемещающимися под давлением лучей света. Примером, свидетельствующим в пользу этой гипотезы, является способность некоторых организмов переносить крайне неблагоприятные условия. Споры и семена растений способны длительное время находиться в жидком кислороде и азоте и при этом не терять всхожести. Сперматозоиды, находившиеся десятки лет в замороженном состоянии, сохраняют способность к оплодотворению. Споры бактерий выдерживают колебания температур от -273 до +140oС. Данная гипотеза не лишена права на существование, однако она не решает проблему собственно возникновения жизни.

📸 Видео

Биология 11 класс (Урок№8 - Развитие представлений о возникновении жизни.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№8 - Развитие представлений о возникновении жизни.)

История представлений развития жизни на Земле. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

История представлений развития жизни на Земле. Видеоурок по биологии 9 класс

Биология 9 класс: Развитие представлений о происхождении жизни на ЗемлеСкачать

Биология 9 класс: Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

Современная теория возникновения жизни на Земле. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Современная теория возникновения жизни на Земле. Видеоурок по биологии 9 класс

Гипотезы о происхождении жизни | Биология 11 класс #30 | ИнфоурокСкачать

Гипотезы о происхождении жизни | Биология 11 класс #30 | Инфоурок

Гипотезы о происхождении жизни. Видеоурок 27. Биология 11 классСкачать

Гипотезы о происхождении жизни. Видеоурок 27. Биология 11 класс

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | Биология 9 класс #31 | ИнфоурокСкачать

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | Биология 9 класс #31 | Инфоурок

Биология 9 класс. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознанияСкачать

Биология 9 класс. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

Экология 10 класс (Урок№2 - Возникновение жизни на Земле и появление человека.)Скачать

Экология 10 класс (Урок№2 - Возникновение жизни на Земле и появление человека.)

Происхождение. Как появилась жизнь на планете Земля? Документальный фильм | Мифы эволюцииСкачать

Происхождение. Как появилась жизнь на планете Земля? Документальный фильм | Мифы эволюции

Возникновение жизни на Земле за 50 минут | Биология ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Возникновение жизни на Земле за 50 минут | Биология ЕГЭ 10 класс | Умскул

Этапы развития жизни на Земле. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Этапы развития жизни на Земле. Видеоурок по биологии 9 класс

Биология 9 класс. Этапы развития жизни на ЗемлеСкачать

Биология 9 класс. Этапы развития жизни на Земле

Биология 9 класс (Урок№28 - Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.)Скачать

Биология 9 класс (Урок№28 - Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.)

Возникновение жизни на Земле, Учебный фильм, 1973гСкачать

Возникновение жизни на Земле, Учебный фильм, 1973г

Планета Земля как она появилась Зарождение жизниСкачать

Планета Земля как она появилась Зарождение жизни

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕСкачать

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИСкачать

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ

Современные представления о происхождении жизни | Биология 11 класс #31 | ИнфоурокСкачать

Современные представления о происхождении жизни | Биология 11 класс #31 | Инфоурок

Развитие жизни на Земле: краткая история нашей планетыСкачать

Развитие жизни на Земле: краткая история нашей планеты
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии