Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина | Параграф 7.1

 «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А. Каменский (гдз)

 

Развитие теории эволюционного учения Ч. Дарвина

 

 

Вопрос 1. Кто создал первую эволюционную теорию?
Первая истинно научная теория эволюции была сформулирована французским натуралистом Жаном-Батистом Ламарком (1744—1829) в 1809 г. В «Философии зоологии» Ж. Б. Ламарк предложил два положения эволюционного учения. Эволюционный процесс представляется в виде градаций, т.е. переходов от одной ступени развития к другой. В результате происходит постепенное повышение уровня организации, возникают более совершенные формы, от менее совершенных. Таким образом, первое положение теории Ламарка называют «правилом градации».
Многообразии форм возникло в результате влияния сил внешнего мира, в ответ на которые у организмов вырабатываются приспособительные признаки — адаптации. При этом влияние среды носит прямой, адекватный характер. Организмы, находясь под влиянием факторов окружающего их мира, определенным образом реагируют: упражняя или не упражняя свои органы. В результате возникают новые сочетания признаков и сами признаки, передающиеся в ряду поколений (т.е. происхо¬ди «наследование приобретенных признаков»). Это второе положение теории Ламарка называется «правилом адекватности».

Вопрос 2. В чем состоят основные положения учения Ч.Дарвина?
Чарльз Роберт Дарвин (1809—1882) в книге «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) сформулировал новую теорию эволюции — теорию естественного отбора. Основные положения теории естественного отбора:
1. все организмы обладают свойством изменяться в процессе существования, все они обладают индивидуальными особенностями, так что нет в природе двух во всем одинаковых существ;
2. черты индивидуальности, хотя и не все, передаются из поколения в поколение, от предков к потомкам (но не безоговорочно и не все сразу, как в теории Ж.. Б. Ламарка);
3. размножение организмов происходит по закону Т. Мальтуса, т.е. в геометрической прогрессии, в результате чего организмы оставляют после себя гораздо больше потомков, чем их доживает до начала будущего размножения;
4. гибель большей части потомков происходит в результате жестокой внутри- и межвидовой борьбы за существование, а также борьбы с природными стихиями, в результате выживают и размножаются самые приспособленные и сильные особи;
5. избирательное (селективное) размножение наиболее приспособленных форм называется естественным отбором, который не обладает «даром предвидения»;
6. в результате действия естественного отбора возникают новые виды, роды и т.д., происходит постепенное усложнение организмов. Исходя из приведенных выше положений теории Дарвина, можно выделить следующие основные движущие силы эволюции: изменчивость, наследственность, борьбу за существование и естественный отбор.

Вопрос 3. На каких фактах Дарвин основывал доказательства своей теории?
Факты, на которых Дарвин основывал доказательства своей теории:
1. островные растения и животные резко отличаются от близких видов на континенте;
2. близкие виды на разных островах различаются по облику, размерам тела, жизненным привычкам на фоне разнообразных условий их обитания;
3. найдены ископаемые остатки гигантских ленивца и броненосца, существенно превосходивших размерами своих родственников, все еще населяющих Центральную и Южную Америку;
4. сохранение сумчатых и яйцекладущих именно в Австралии, где они оказались в изоляции, а в других местах земного шара вымерли;
5. различия между разными породами одного и того же вида одомашненных животных, которые порой даже более значительны, чем между разными видами диких животных;
6. каждый организм способен продуцировать больше потомков, чем их может выжить, и только ограниченное количество из них выживает и оставляет свое потомство.

Вопрос 4. Какие факты позволяют говорить о борьбе за существование? Как проявляется эта борьба в природе?
Живые организмы стремятся размножиться в геометрической прогрессии и, теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро. Фактически этого никогда не случается, так как жизненные ресурсы ограничены и достаются лишь немногим — тем, кто может одержать победу в борьбе за жизнь, или борьбе за существование. По Ч. Дарвину, борьба за существование — это один из основных факторов эволюции. Дарвин использовал этот термин в широком метафорическом понимании, а не буквально. В борьбе за существование выживают и продолжают свой род те особи, которые могут передать своим потомкам набор признаков, позволяющих наилучшим образом приспособиться к данным условиям существования.
Дарвин выделял три формы борьбы за существование:
1. Внутривидовая борьба за существование — это конкуренция растений одного вида за свет и воду, животных одного вида — за пищу, участки для поселения и т. д. Как правило, прямому столкновению особей препятствуют различные приспособления, среди которых следует выделить метки, обозначающие индивидуальный участок: пение певчих птиц, оставление пахучих выделний и т. п. Нарушение границ индивидуального участка нередко сопровождается боями. Реже встречается прямое взаимодействие, например каннибализм;
2. Межвидовая борьба за существование — это взаимоотношения между особями различных видов, которые могут развиваться, в частности, в виде паразитизма, хищничества, конкуренции и т.п. Примером межвидовой борьбы могут служить взаимоотношения между популяциями хищников (куницы, горностаи и т.п.) и мелких грызунов или вытеснение светолюбивыми растениями других светолюбивых видов, которых они лишают необходимого освещения. Кроме того, иногда к межвидовой борьбе относят взаимоотношения между хищником и жертвой, паразитом и хозяином. Причем такого рода взаимодействия, как правило, идут на пользу обоим видам, и чем древнее связь, тем более эффективным является взаимное приспособление и, как следствие, происходит сопряженное эволюционное развитие.
3. Борьба с неблагоприятными условиями среды — это сложные взаимоотношения, которые происходят при взаимодействии живых организмов с абиотическими факторами природы. То есть это борьба с недостатком или избытком влаги, освещенности, с перепадом температур, с закислением или защелачиванием почвы и т.п.

🎬 Видео

Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Видеоурок по биологии 9 класс

Эволюционное учение Чарлза Дарвина | Биология 11 класс #1 | ИнфоурокСкачать

Эволюционное учение Чарлза Дарвина | Биология 11 класс #1 | Инфоурок

Теория эволюции Дарвина: как он до этого додумался?Скачать

Теория эволюции Дарвина: как он до этого додумался?

Эволюционное учение Чарльза Дарвина. Синтетическая теория эволюции | БиологияСкачать

Эволюционное учение Чарльза  Дарвина. Синтетическая теория эволюции | Биология

Основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина. 9 класс.Скачать

Основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина. 9 класс.

Биология 11 кл Теремов §6 Развитие эволюционной теории ДарвинаСкачать

Биология 11 кл Теремов §6 Развитие эволюционной теории Дарвина

теория эволюции Ламарка и ДарвинаСкачать

теория эволюции Ламарка и Дарвина

Чарльз Дарвин в ЕГЭ по БИОЛОГИИ | Всё, что нужно знатьСкачать

Чарльз Дарвин в ЕГЭ по БИОЛОГИИ | Всё, что нужно знать

Биология 9 класс (Урок№23 - Учение об эволюции органического мира.)Скачать

Биология 9 класс (Урок№23 - Учение об эволюции органического мира.)

Чарльз Дарвин. Видеоурок 1. Биология 11 классСкачать

Чарльз Дарвин. Видеоурок 1. Биология 11 класс

Теория эволюции Дарвина и ее значение (рус.) Новая историяСкачать

Теория эволюции Дарвина и ее значение (рус.) Новая история

Цикл лекций "Эволюция". Лекция 1. История развития эволюционных взглядов - 10 - 11 классСкачать

Цикл лекций "Эволюция". Лекция 1. История развития эволюционных взглядов - 10 - 11 класс

Биология 11 класс (Урок№1 - Возникновение и развитие эволюционных идей.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№1 - Возникновение и развитие эволюционных идей.)

Дарвин ошибался? Проблемы теории эволюции.Скачать

Дарвин ошибался? Проблемы теории эволюции.

Закира Найка спросили о теории эволюции ДарвинаСкачать

Закира Найка спросили о теории эволюции Дарвина

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Урок 27. Биология 9 классСкачать

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Урок 27. Биология 9 класс

11 класс - Биология - Эволюционные представления до Чарльза ДарвинаСкачать

11 класс - Биология - Эволюционные представления до Чарльза Дарвина

11 класс. Биология. Эволюционная теория ДарвинаСкачать

11 класс. Биология. Эволюционная теория Дарвина

ВСЁ ПРО ЭВОЛЮЦИЮ для ЕГЭ по биологии!Скачать

ВСЁ ПРО ЭВОЛЮЦИЮ для ЕГЭ по биологии!

Эволюционное учение Чарлза Дарвина Биология 11 класс #1 ИнфоурокСкачать

Эволюционное учение Чарлза Дарвина   Биология 11 класс #1   Инфоурок
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии