«Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А. Каменский (гдз)
Развитие теории эволюционного учения Ч. Дарвина
Вопрос 1. Кто создал первую эволюционную теорию?
Первая истинно научная теория эволюции была сформулирована французским натуралистом Жаном-Батистом Ламарком (1744—1829) в 1809 г. В «Философии зоологии» Ж. Б. Ламарк предложил два положения эволюционного учения. Эволюционный процесс представляется в виде градаций, т.е. переходов от одной ступени развития к другой. В результате происходит постепенное повышение уровня организации, возникают более совершенные формы, от менее совершенных. Таким образом, первое положение теории Ламарка называют «правилом градации».
Многообразии форм возникло в результате влияния сил внешнего мира, в ответ на которые у организмов вырабатываются приспособительные признаки — адаптации. При этом влияние среды носит прямой, адекватный характер. Организмы, находясь под влиянием факторов окружающего их мира, определенным образом реагируют: упражняя или не упражняя свои органы. В результате возникают новые сочетания признаков и сами признаки, передающиеся в ряду поколений (т.е. происхо¬ди «наследование приобретенных признаков»). Это второе положение теории Ламарка называется «правилом адекватности».
Вопрос 2. В чем состоят основные положения учения Ч.Дарвина?
Чарльз Роберт Дарвин (1809—1882) в книге «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) сформулировал новую теорию эволюции — теорию естественного отбора. Основные положения теории естественного отбора:
1. все организмы обладают свойством изменяться в процессе существования, все они обладают индивидуальными особенностями, так что нет в природе двух во всем одинаковых существ;
2. черты индивидуальности, хотя и не все, передаются из поколения в поколение, от предков к потомкам (но не безоговорочно и не все сразу, как в теории Ж.. Б. Ламарка);
3. размножение организмов происходит по закону Т. Мальтуса, т.е. в геометрической прогрессии, в результате чего организмы оставляют после себя гораздо больше потомков, чем их доживает до начала будущего размножения;
4. гибель большей части потомков происходит в результате жестокой внутри- и межвидовой борьбы за существование, а также борьбы с природными стихиями, в результате выживают и размножаются самые приспособленные и сильные особи;
5. избирательное (селективное) размножение наиболее приспособленных форм называется естественным отбором, который не обладает «даром предвидения»;
6. в результате действия естественного отбора возникают новые виды, роды и т.д., происходит постепенное усложнение организмов. Исходя из приведенных выше положений теории Дарвина, можно выделить следующие основные движущие силы эволюции: изменчивость, наследственность, борьбу за существование и естественный отбор.
Вопрос 3. На каких фактах Дарвин основывал доказательства своей теории?
Факты, на которых Дарвин основывал доказательства своей теории:
1. островные растения и животные резко отличаются от близких видов на континенте;
2. близкие виды на разных островах различаются по облику, размерам тела, жизненным привычкам на фоне разнообразных условий их обитания;
3. найдены ископаемые остатки гигантских ленивца и броненосца, существенно превосходивших размерами своих родственников, все еще населяющих Центральную и Южную Америку;
4. сохранение сумчатых и яйцекладущих именно в Австралии, где они оказались в изоляции, а в других местах земного шара вымерли;
5. различия между разными породами одного и того же вида одомашненных животных, которые порой даже более значительны, чем между разными видами диких животных;
6. каждый организм способен продуцировать больше потомков, чем их может выжить, и только ограниченное количество из них выживает и оставляет свое потомство.
Вопрос 4. Какие факты позволяют говорить о борьбе за существование? Как проявляется эта борьба в природе?
Живые организмы стремятся размножиться в геометрической прогрессии и, теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро. Фактически этого никогда не случается, так как жизненные ресурсы ограничены и достаются лишь немногим — тем, кто может одержать победу в борьбе за жизнь, или борьбе за существование. По Ч. Дарвину, борьба за существование — это один из основных факторов эволюции. Дарвин использовал этот термин в широком метафорическом понимании, а не буквально. В борьбе за существование выживают и продолжают свой род те особи, которые могут передать своим потомкам набор признаков, позволяющих наилучшим образом приспособиться к данным условиям существования.
Дарвин выделял три формы борьбы за существование:
1. Внутривидовая борьба за существование — это конкуренция растений одного вида за свет и воду, животных одного вида — за пищу, участки для поселения и т. д. Как правило, прямому столкновению особей препятствуют различные приспособления, среди которых следует выделить метки, обозначающие индивидуальный участок: пение певчих птиц, оставление пахучих выделний и т. п. Нарушение границ индивидуального участка нередко сопровождается боями. Реже встречается прямое взаимодействие, например каннибализм;
2. Межвидовая борьба за существование — это взаимоотношения между особями различных видов, которые могут развиваться, в частности, в виде паразитизма, хищничества, конкуренции и т.п. Примером межвидовой борьбы могут служить взаимоотношения между популяциями хищников (куницы, горностаи и т.п.) и мелких грызунов или вытеснение светолюбивыми растениями других светолюбивых видов, которых они лишают необходимого освещения. Кроме того, иногда к межвидовой борьбе относят взаимоотношения между хищником и жертвой, паразитом и хозяином. Причем такого рода взаимодействия, как правило, идут на пользу обоим видам, и чем древнее связь, тем более эффективным является взаимное приспособление и, как следствие, происходит сопряженное эволюционное развитие.
3. Борьба с неблагоприятными условиями среды — это сложные взаимоотношения, которые происходят при взаимодействии живых организмов с абиотическими факторами природы. То есть это борьба с недостатком или избытком влаги, освещенности, с перепадом температур, с закислением или защелачиванием почвы и т.п.
📸 Видео
Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
Теория эволюции Дарвина: как он до этого додумался?Скачать
Эволюционное учение Чарлза Дарвина | Биология 11 класс #1 | ИнфоурокСкачать
Эволюционное учение Чарльза Дарвина. Синтетическая теория эволюции | БиологияСкачать
теория эволюции Ламарка и ДарвинаСкачать
Биология 11 кл Теремов §6 Развитие эволюционной теории ДарвинаСкачать
Чарльз Дарвин в ЕГЭ по БИОЛОГИИ | Всё, что нужно знатьСкачать
Основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина. 9 класс.Скачать
Чарльз Дарвин. Видеоурок 1. Биология 11 классСкачать
Теория эволюции Дарвина и ее значение (рус.) Новая историяСкачать
Биология 11 класс (Урок№1 - Возникновение и развитие эволюционных идей.)Скачать
Биология 9 класс (Урок№23 - Учение об эволюции органического мира.)Скачать
Цикл лекций "Эволюция". Лекция 1. История развития эволюционных взглядов - 10 - 11 классСкачать
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Урок 27. Биология 9 классСкачать
Дарвин ошибался? Проблемы теории эволюции.Скачать
11 класс. Биология. Эволюционная теория ДарвинаСкачать
11 класс - Биология - Эволюционные представления до Чарльза ДарвинаСкачать
Закира Найка спросили о теории эволюции ДарвинаСкачать
ВСЁ ПРО ЭВОЛЮЦИЮ для ЕГЭ по биологии!Скачать
Эволюционное учение Чарлза Дарвина Биология 11 класс #1 ИнфоурокСкачать