Приспособленности организмов к условиям существования | Параграф 1.4.6

 «Общая биология. 11 класс». В.Б. Захаров и др. (гдз)

 

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

 

 

 

Вопрос 1. Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.
У животных приспособительными могут быть форма тела, окраска, поведение. Так, например, копыта лошади являются наиболее удобными для быстрого перемещения по открытым пространствам, втягивающиеся когти кошачьих обеспечивают бесшумное передвижение, у водных млекопитающих сформировалось рыбообразное тело для наиболее эффективного перемещения в воде, у птиц с разной скоростью и характером полета формируется та или иная форма крыла. Среди насекомых, не обладающих активными средствами защиты, широко распространена форма тела, имитирующая объекты фона, например богомол, палочник, гусеницы бабочек. Некоторые организмы способны принимать окраску, соответствующую фону, на котором они обитают (хамелеон, камбала).

Вопрос 2. Почему у некоторых видов животных наблюдается яркая демаскирующая окраска?
Яркая окраска обычно характерна для ядовитых животных и предупреждает хищников о несъедобности объекта их нападения, свойственна ядовитым, жалящим или обжигающим насекомым (пчелы, осы, жуки-нарывники и др.). Божью коровку, очень заметную, птицы никогда не склевывают из-за выделяемого насекомым ядовитого секрета. Яркую предупреждающую окраску имеют несъедобные гусеницы, многие ядовитые лягушки, змеи. Эта окраска заранее предупреждает хищника о бесполезности и опасности нападения. Путем «проб и ошибок» хищники быстро приучаются избегать нападения на жертву с предупреждающей окраской.

Вопрос 3. В чем сущность явления мимикрии?
Мимикрией называется сходство беззащитного и съедобного вида с одним или несколькими неродственными видами, хорошо защищенными и обладающими предостерегающей окраской. Явление мимикрии распространено у бабочек и других насекомых. Многие насекомые имитируют жалящих насекомых. Известны жуки, мухи, бабочки, копирующие ос, пчел, шмелей. Мимикрия встречается и у позвоночных животных — змей. Во всех случаях сходство чисто внешнее и направлено на формирование определенного зрительного впечатления у потенциальных врагов.

Вопрос 4. Каким путем поддерживается низкая численность вида-подражателя?
Подражание одних видов другим оправдано: истреблению подвергается значительно меньшая часть особей и того вида, который послужил моделью, и вида-подражателя. Необходимо, однако, чтобы численность вида-подражателя была значительно меньше численности вида-модели. Иначе у врагов не будет выработан устойчивый отрицательный рефлекс на предостерегающую окраску. Поддерживать численность вида-имитатора на нужном уровне позволяет то, что генофонд этих видов насыщен летальными мутациями. В гомозиготном состоянии эти мутации вызывают гибель организма, в результате чего высокий процент особей не достигает половозрелого состояния.

Вопрос 5. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.
Для выживания организмов в условиях борьбы за существование большое значение имеет приспособительное поведение. Эффективность приспособительной окраски и формы тела резко повышается в сочетании с поведением. Например, способность кошачьих длительное время сидеть в засаде и совершать молниеносные прыжки беспечивает успех охоты засадного хищника. Способность волка заходить с подветренной стороны и охотиться в стае — полезные качества для этого охотника. Несомненно, оправданно запасание некоторыми животными корма на неблагоприятный сезон года. Например, полевка-экономка запасает до 10 кг злаков, зерна, кореньев и сухой травы. Затаивание в случае опасности для организмов, не имеющих активных способов защиты, позволяет им сохранить жизнь.

Вопрос 6. Почему у видов животных, заботящихся о потомстве, число потомков уменьшается? Приведите примеры.
У низкоорганизованных организмов потомство чаще всего оставляется на произвол судьбы. Именно этим объясняется такая высокая плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных. Большое число потомков в условиях высокой истребляемости молоди служит средством борьбы за существование вида. При развитой заботе о потомстве количество выживших и достигших половой зрелости потомков резко возрастает, что позволяет снизить их первоначальную численность.

Вопрос 7. В чем заключается относительный характер приспособительных признаков у организмов? Приведите примеры, характерные для растений и животных.
Строение живых организмов очень тонко приспособлено к условиям существования. Любой видовой признак или свойство носит приспособительный характер, целесообразный в данной среде, в данных жизненных условиях только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они становятся бесполезны- ми или даже вредными для организма. Благодаря мимикрии большинство птиц не трогает ос и пчел, однако среди них есть виды, которые едят и ос, и пчел, и их подражателей. Еж и птица-секретарь без вреда поедают ядовитых змей. Панцирь наземных черепах надежно защищает их от врагов, но хищные птицы поднимают их в воздух и разбивают о землю.
Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма. Постоянный рост резцов грызунов — очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным. Так, все особенности строения и поведения кошек целесообразны для хищника, подстерегающего добычу в засаде: мягкие подушечки на пальцах, втягивающиеся когти, способность видеть в темноте. В то же время на открытых пространствах все эти приспособления бесполезны.
Глубоко уходящая корневая система у пустынных растений не приносит пользу в условиях влажных мест обитаний. Преобразование конечностей в ласты у водных млекопитающих полезно для обитания в воде, но на суше китообразные неподвижны, а ластоногие перемещаются весьма неуклюже.
Таким образом, любая структура и любая функция являются приспособлением к конкретным условиям внешней среды, т.е. приспособления имеют относительный характер. Ни один из приспособительных признаков не обеспечивает абсолютной безопасности для их обладателей.

📹 Видео

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора. ВидеоурокСкачать

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора. Видеоурок

Приспособления организмов к условиям существования | Биология ЕГЭ | Лина КлеверСкачать

Приспособления организмов к условиям существования | Биология ЕГЭ | Лина Клевер

Приспособленность организмов к среде как результат действия отбора. Видеоурок 10. Биология 11 классСкачать

Приспособленность организмов к среде как результат действия отбора. Видеоурок 10. Биология 11 класс

Наземно-воздушная среда обитания. Приспособления организмов к наземно-воздушной средеСкачать

Наземно-воздушная среда обитания. Приспособления организмов к наземно-воздушной среде

Почвенная среда обитания и её особенности. Приспособления организмов к почвенной среде обитанияСкачать

Почвенная среда обитания и её особенности. Приспособления организмов к почвенной среде обитания

Адаптация как результат естественного отбора | Биология 9 класс #30 | ИнфоурокСкачать

Адаптация как результат естественного отбора | Биология 9 класс #30 | Инфоурок

Биология 11 класс (Урок№6 - Приспособленность-результат действия факторов эволюции.Видообразование.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№6 - Приспособленность-результат действия факторов эволюции.Видообразование.)

Сезонные изменения в жизни организмовСкачать

Сезонные изменения в жизни организмов

Тема №4. Среды жизни и приспособления организмов к ним.Скачать

Тема №4. Среды жизни и приспособления организмов к ним.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Видеоурок по биологии 9 класс

Приспособленность организмовСкачать

Приспособленность организмов

5 класс - Биология - Среды обитания организмовСкачать

5 класс - Биология - Среды обитания организмов

Среды обитания организмов. Знакомство с организмами различных сред обитания. Видеоурок по биологии 5Скачать

Среды обитания организмов. Знакомство с организмами различных сред обитания. Видеоурок по биологии 5

Водная и наземно-воздушная среда. Видеоурок 6. Биология 5 классСкачать

Водная и наземно-воздушная среда. Видеоурок 6. Биология 5 класс

Среда обитания организмов и экологические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Среда обитания организмов и экологические факторы | Биология ЦТ, ЕГЭ

Приспособления организмов к жизни в природе | Биология 5 класс #19 | ИнфоурокСкачать

Приспособления организмов к жизни в природе | Биология 5 класс #19 | Инфоурок

Среда обитания организмов. Приспособленность к среде обитания. Видеоурок 5. Биология 5 классСкачать

Среда обитания организмов. Приспособленность к среде обитания. Видеоурок 5. Биология 5 класс

Биология 9 класс (Урок№27 - Адаптация как результат естественного отбора.)Скачать

Биология 9 класс (Урок№27 - Адаптация как результат естественного отбора.)

15. Пути приспособления организмов к средеСкачать

15. Пути приспособления организмов к среде

Приспособления организмов к обитанию в почве | Биология ЕГЭСкачать

Приспособления организмов к обитанию в почве | Биология ЕГЭ
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии