Питание и пищеварение | Параграф 10

«Биология. Живой организм. 6 класс». Н.И. Сонин

Пищеварение и способы питания организмов

Вопрос 1.
Питание – это процесс получения организмами веществ и энергии. Источником энергии для растительных организмов служит солнечная энергия. Для животных, грибов и других организмов источником энергии являются готовые питательные вещества (углеводы, жиры и белки).

Вопрос 2.
Пищеварение — процесс механической и химической обработки пищи в пищеварительной системе. Химическое расщепление питательных веществ на составляющие их простые компоненты, которые могут пройти сквозь стенки пищеварительного канала, осуществляется под действием ферментов, входящих в состав соков пищеварительных желез.

Вопрос 3.
У растений, помимо фотосинтеза, существует корневое питание – почвенное питание. Растения с помощью корня способны поглощать минеральные вещества (воду и растворенные в ней минеральные соли). Корни растений покрыты, как пушком, корневыми волосками, которые поглощают почвенный раствор. благодаря им поверхность всасывания увеличивается в десятки и даже сотни раз.

Вопрос 4.
Поглощение питательных веществ из воздуха называется воздушным питанием. Листья — органы, обеспечивающие воздушное питание растения. При помощи листьев растения поглощают углекислый газ из воздуха, поступающего в лист через устьица и заполняющего пространства между клетками. Из межклеточников углекислый газ проникает в клетки, где в хлоропластах идет процесс фотосинтеза.
Фотосинтез — синтез органических соединений из неорганических, идущий за счет энергии света. Фотосинтез происходит на хлоропластах в присутствии углекислого газа, воды с использованием солнечного света.

Вопрос 5.
Фотосинтез идет только в зеленых клетках растения, а именно в хлоропластах, содержащих хлорофилл.

Вопрос 6.
Для получения необходимой энергии бактерии могут использовать готовые органические вещества; такие бактерии называют гетеротрофами. Они получают энергию при окислении органических веществ кислородом или при сбраживании (без участия кислорода). В зависимости от субстрата, на котором они развиваются, различают сапрофитные бактерии (питаются мертвым органическим веществом, например, бактерии гниения, молочнокислые бактерии); бактерии-паразиты (развиваются только на живых организмах, например, менингококки, гонококки) и миксотрофные бактерии (способны и к паразитическому, и к сапрофитному образу жизни, например, бациллы сыпного тифа, сибирской язвы).
Автотрофные бактерии используют неорганические соединения углерода (главным образом углекислый газ) для синтеза собственных органических веществ. В качестве источника энергии они используют или свет (фотоавтотрофы: цианобактерии, пурпурные бактерии, зеленые бактерии), или химическую энергию окисления неорганических веществ (хемоавтотрофы: серобактерии, нитрифицирующие бактерии, железобактерии, водородные бактерии). К фотоавтотрофным принадлежат бактерии, имеющие зеленые пигменты бактериохлорофиллы. Фотосинтез у них протекает в анаэробных условиях без выделения кислорода (аноксигенный фотосинтез). К этой группе относятся также и цианобактерии. У них имеется хлорофилл, но фотосинтез протекает с выделением кислорода (оксигенный фотосинтез). В группу хемоавтотрофов входят нитрифицирующие бактерии, способные окислять аммоний до нитратов. Азотфиксирующие бактерии переводят молекулярный азот в нитраты. Бесцветные серные бактерии окисляют сероводород до молекулярной серы, а при нехватке сероводорода переводят серу в сернистую и серную кислоты. Железобактерии окисляют двухвалентное железо в трехвалентное, благодаря их деятельности в протерозойской эре образовались залежи железных руд (Криворожское месторождение). Водородные бактерии окисляют молекулярный водород до воды.
Особый интерес представляют бактерии-симбионты, тесно связанные с другими живыми организмами симбиотическими типами отношений. Например, клубеньковые бактерии, образующие клубеньки на корнях бобовых растений. Они свободно живут в почве, но фиксацию молекулярного азота могут осуществлять только в симбиозе с растениями. Растение обеспечивает бактерии питательными веществами и создает для них необходимые условия существования, а бактерии снабжают растения азотом. Они способны фиксировать молекулярный азот и переводить его в форму, доступную для всасывания растениями.

Вопрос 7.
В состав пищеварительной системы входят пищеварительный канал (длиной 8—10 м) и пищеварительные железы, связанные с ним протоками. Пищеварительный канал включает следующие отделы: ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, прямую кишку. Пищеварительные железы: слюнные железы, многочисленные железы желудка и кишечника, поджелудочная железа – смешанная железа, желчный пузырь.

Вопрос 8.
Симбиоз — форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекают пользу при совместном обитании. Организмы, которые вступают в симбиотические взаимоотношения, называются симбионтами. Например, клубеньковые бактерии обитают на корнях бобовых растений, бактерии используют растения в качестве места обитания и защиты.

Вопрос 9.
Известные организмы-паразиты: вирусы (все вирусы паразиты); болезнетворные бактерии (туберкулёзная палочка, палочка чумы); паразитические черви (аскарида, бычий цепень, лёгочный сосальщик): паразитические моллюски (устрица кишечная); паразитические членистоногие (вши, клещи, блохи, комары и другие кровососущие насекомые); позвоночные-паразиты (летучие мыши-вампиры); паразитические грибы (трутовик, головня); паразитические растения (раффлезия); сверхпаразиты (различные наездники, которые откладывают яйца в тела других паразитов).

Вопрос 10.
У планарии пищеварительная система имеет глотку и кишечники одно ротовое отверстие, поэтому, пока пищеварение не закончится, животное не может питаться, заглатывать новую жертву, т.е. планария имеет примитивную пищеварительную систему, чем у дождевого червя. Пищеварительная система дождевого червя имеет два отверстия, начинается она ротовым отверстием и заканчивается анальным, поэтому пища по ней проходит только в одном направлении – через глотку, пищевод, зоб, желудок и кишечник. Поэтому дождевой червь поглощает пище независимо от процесса переваривания.

Вопрос 11.
К хищным растениям относятся: растения, которые используют липкие листья для ловли насекомых (жирянка); растение, которое использует пузырьковые ловушки для ловли насекомых (пузырчатка); растения, которые используют движущие железистые щупальца (росянка); растения, которые имеют захлопывающуюся ловушку, внутри которой происходит переваривание жертвы (венерина мухоловка); растения, которые имеют ловчие листья в форме кувшина (саррацения).

Вопрос 12.
Всеядность означает способность животных употреблять в пишу растения, грибы, других животных. Всеядные животные: медведь, свинья, ёж, барсук, собака, белка, мышь, обе6зьяны, серая ворона, рыбы (пираньи), куры и множество других животных.

Вопрос 13.
Приспособления к поглощению пищи у животных:
крепкие жевательные органы (растительноядные животные);
преобладание резцов и коренных зубов (многие млекопитающие); роговые пластины для перетирания растительной пищи (растительноядные животные);
роговые пластины для процеживания пищи (киты);
колюще-сосущий ротовой аппарат (насекомые);
грызущий ротовой аппарат (кузнечик);
реснички или щетинообразные усики для отцеживания пищи (моллюски, морские желуди);
хищный зуб и развитые клыки (хищные млекопитающие);
развитые резцы (у грызунов);
многие паразитические черви способны поглощать пищу через покровы тела (аскарида);
сменяющиеся зубы по мере их стирания (акулы);
липкий язык для захвата пищи (лягушка, хамелеон).


 

🎬 Видео

Питание и пищеварение. Видеоурок 21. Биология 8 классСкачать

Питание и пищеварение. Видеоурок 21. Биология 8 класс

§ 10 Питание и пищеварениеСкачать

§ 10 Питание и пищеварение

§10 "Питание и пищеварение", Биология 6 класс, Сивоглазов.Скачать

§10 "Питание и пищеварение", Биология 6 класс, Сивоглазов.

Анатомия. Пищеварительная система | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Анатомия. Пищеварительная система | Биология ЕГЭ, ЦТ

Л.33 | ПИТАНИЕ ОРГАНИЗМОВ | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭСкачать

Л.33 | ПИТАНИЕ ОРГАНИЗМОВ | ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЕГЭ

Биология 8 класс (Урок№21 - Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике.)Скачать

Биология 8 класс (Урок№21 - Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике.)

Пищеварение: кратко и понятно | Биология ЕГЭСкачать

Пищеварение: кратко и понятно | Биология ЕГЭ

§ 30 Питание и пищеварениеСкачать

§ 30 Питание и пищеварение

Питание и пищеварениеСкачать

Питание и пищеварение

Биология 5 класс аудио параграф 10 «Характеристика царства бактерий»Скачать

Биология 5 класс аудио параграф 10 «Характеристика царства бактерий»

П24 ПИТАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ИХ ФУНКЦИИ, БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС, АУДИОУЧЕБНИК, СЛУШАТЬСкачать

П24 ПИТАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ИХ ФУНКЦИИ, БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС, АУДИОУЧЕБНИК, СЛУШАТЬ

Краткий пересказ §10 Стебель, его строение и значение. Биология 6 класс ПономареваСкачать

Краткий пересказ §10 Стебель, его строение и значение. Биология 6 класс Пономарева

Жизнедеятельность организмов. Питание и пищеварениеСкачать

Жизнедеятельность организмов. Питание и пищеварение

Органы пищеварения. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Органы пищеварения. Видеоурок по биологии 8 класс

Анатомия. Пищеварение и всасываниеСкачать

Анатомия. Пищеварение и всасывание

Процессы питания и органы пищеваренияСкачать

Процессы питания и органы пищеварения

Питание клетки. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Питание клетки. Видеоурок по биологии 10 класс

Процесс пищеварения и роль ферментов в нем. 9 класс.Скачать

Процесс пищеварения и роль ферментов в нем. 9 класс.

Органы пищеварения Обмен веществ | Биология 7 класс #50 | ИнфоурокСкачать

Органы пищеварения  Обмен веществ | Биология 7 класс #50 | Инфоурок

2000243 Glava 10 Аудиокнига. "6 класс. Биология" Питание и пищеварениеСкачать

2000243 Glava 10 Аудиокнига. "6 класс. Биология" Питание и пищеварение
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии