Органы чувств | Параграф 60

«Биология. Человек. 9 класс». А.С. Батуев и др.

Органы чувств человека

 

 

Вопрос 1.
Чувство равновесия необходимо: для ориентации тела в пространстве; для ходьбы и бега; для поддержания равновесия; для выполнения трудовых навыков.

Вопрос 2.
Вестибулярный анализатор
Периферическая часть этого анализатора представлена рецепторами, расположенными во внутреннем ухе, а также большим количеством рецепторов, расположенных в сухожилиях мышц.
В преддверии внутреннего уха лежат два мешочка — круглый и овальный, которые заполнены эндолимфой. В стенках мешочков находится большое число рецепторных волосковидных клеток. В полости мешочков расположены отолиты — кристаллы солей кальция (CaCO3).
Кроме того, в полости внутреннего уха присутствуют три полукружных канала, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях. Они также заполнены эндолимфой, в стенках их расширений находятся рецепторы. При изменении положения головы или всего тела в пространстве отолиты и эндолимфа полукружных канальцев перемещаются, возбуждая волосковидные клетки. Их отростки образуют вестибулярный нерв, по которому информация об изменении положения тела в пространстве попадает в ядра среднего мозга, мозжечок, ядра таламуса и, наконец, в теменную область коры больших полушарий. В результате человек ощущает изменение положения тела.

Вопрос 3.
Мышечное чувство необходимо для ощущения положения тела в пространстве без контроля органа зрения. Мышечное чувство позволяет производить не глядя точные движения.

Вопрос 4.
Тактильный анализатор. Осязание — это комплекс ощущений, возникающих при раздражении нескольких видов рецепторов кожи. Рецепторы прикосновения (тактильные) бывают нескольких видов; одни из них чувствительны и возбуждаются при вдавлении кожи на руке всего на 0,1 мкм, другие возбуждаются лишь при значительном давлении. В среднем на 1 см2 приходится около 25 тактильных рецепторов, однако на коже лица, пальцев, на языке их гораздо больше. Кроме того, к прикосновениям чувствительны волоски, покрывающие 95 % нашего тела. У основания каждого волоска находится тактильный рецептор. Информация от всех этих рецепторов собирается в спинной мозг и по проводящим путям белого вещества поступает в ядра таламуса, а оттуда в высший центр тактильной чувствительности — область задней центральной извилины коры больших полушарий.

Вопрос 5.
Вкусовая система необходима: для определения качества пищи; для запуска пищеварительных сокоотделительных рефлексов.
Обонятельная система необходима: для распознавания по запаху опасных газовых примесей в воздухе; для определения качества продуктов питания. Обоняние и вкус участвуют в создании вкусового образа пищи.

Вопрос 6.
Взаимосвязанная работа всех анализаторов формирует у человека образы предметов и явлений окружающего мира. Это непременное условие полноценной трудовой деятельности человека.
1 (!). В полости внутреннего уха находится вестибулярный аппарат, который отвечает за информацию о положении тела в пространстве. При изменении положения тела меняется давление жидкости полуокружных каналов или известковых кристалликов мешочков на рецепторы (волосковые клетки). Когда человек качается на качелях, ритмически раздражаются различные рецепторы органа равновесия, что приводит к явлению укачивания («морская болезнь»), которое сопровождается головокружением, тошнотой, рвотой.
Вестибулярный аппарат тесно связан с вегетативной нервной системой. Поэтому возбуждение вестибулярного аппарата в самолете, на пароходе, на качелях и т.д. сопровождается различными вегетативными рефлексами: изменением артериального давления, дыхания, секреции, деятельности пищеварительных желез и т.д.
2 (!). В головной мозг от мышц и сухожилий непрерывно поступают импульсы, информирующие о положении тела в пространстве. Благодаря мышечному чувству мы совершаем движения, не контролируя их с помощью зрения. Поэтому можно с закрытыми глазами достать указательным пальцем кончик собственного носа.
3 (!). Ощущение вкуса возникает в результате раздражения рецепторов языка специфическими веществами. В слизистой оболочке мягкого нёба и языка находятся вкусовые почки, или луковицы. Каждая вкусовая луковица состоит из 30—80 чувствительных клеток. Вкусовые луковицы на языке входят в состав грибовидных сосочков. Поверхность языка проявляет неодинаковую чувствительность к различным вкусовым раздражителям. Сладкое лучше воспринимается кончиком языка и слабее у его основания, горькое — у основания, к соленому более чувствителен кончик языка, кислое лучше ощущается боковой поверхностью языка.
Ощущение вкуса возникает лишь в том случае, когда вещество, входящее в контакт с вкусовой почкой, растворимо в воде. Вещества, нерастворимые в воде, безвкусны.
В процессе эволюции вкус формировался как механизм, определяющий выбор пищи. Например, положительная реакция на сахар характерна для животных, питающихся растительной и смешанной пищей, плотоядные к сахару безразличны.
4(!). Восприятие пищи зависит от различных рецепторов: вкусовых, обонятельных, осязательных.
Обонятельные рецепторы играют большую роль в определение качества пищи, напитков, обнаружение в воздухе вредных примесей (например, газа). Эстетическое значение — восприятие запахов цветов и т. д. Пищевое значение проявляется в том, что запах вкусной пищи вызывает выделение слюны и других пищеварительных соков также способствуют пищеварению (отделению пищеварителных соков). Красиво сервированный стол способствует условно-рефлекторному сокоотделению и также способствует лучшему восприятию пищи. При сильном насморке, когда носоглотка забита слизью пища кажется безвкусной.

🔍 Видео

Окружающий мир 3 класс. ТЕМА "НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ" с.60-63 Перспектива ч.2Скачать

Окружающий мир 3 класс. ТЕМА "НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ" с.60-63 Перспектива ч.2

Окружающий мир 3 класс ч.2, Перспектива, с.60-63, тема урока "Наши органы чувств"Скачать

Окружающий мир 3 класс ч.2, Перспектива, с.60-63, тема урока "Наши органы чувств"

Органы чувств Зрение, слух | Окружающий мир 2 класс #8 | ИнфоурокСкачать

Органы чувств  Зрение, слух | Окружающий мир 2 класс #8 | Инфоурок

Развлечёба | Про органы чувств 👂🏻👃🏻👀👅 | СТС KidsСкачать

Развлечёба | Про органы чувств 👂🏻👃🏻👀👅 | СТС Kids

20. Органы чувств . Окружающий мир - 3 классСкачать

20. Органы чувств . Окружающий мир - 3 класс

Окружающий мир 3 класс (Урок№14 - Организм человека. Органы чувств.)Скачать

Окружающий мир 3 класс (Урок№14 - Организм человека. Органы чувств.)

Органы чувств. Видеоурок по биологии 7 классСкачать

Органы чувств. Видеоурок по биологии 7 класс

Органы чувств | Окружающий мир | 3 классСкачать

Органы чувств | Окружающий мир | 3 класс

Лекция №1 по гистологии. Органы чувств. Орган обоняния.Скачать

Лекция №1 по гистологии. Органы чувств. Орган обоняния.

Органы чувств обоняние, вкус, осязание | Окружающий мир 2 класс #9 | ИнфоурокСкачать

Органы чувств обоняние, вкус, осязание | Окружающий мир 2 класс #9 | Инфоурок

Органы чувств | Анатомия человека | БиологияСкачать

Органы чувств | Анатомия человека | Биология

Органы чувств. Окружающий мир. 3 класс, 1 часть. Учебник А. Плешаков стр. 126-129Скачать

Органы чувств. Окружающий мир. 3 класс, 1 часть. Учебник А. Плешаков стр. 126-129

Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь. Органы чувствСкачать

Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь. Органы чувств

Сенсорные системы| Строение глаза и уха| Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Сенсорные системы| Строение глаза и уха| Биология ЦТ, ЕГЭ

Сенсорная система - 1. Видеолекция С.М.Зиматкина (13)Скачать

Сенсорная система - 1. Видеолекция С.М.Зиматкина (13)

Окружающий мир 3 класс ч.1, тема урока "Органы чувств", с.126-129, Школа России.Скачать

Окружающий мир 3 класс ч.1, тема урока "Органы чувств", с.126-129, Школа России.

22. Гигиена. Нервная система и органы чувств. Окружающий мир - 3 классСкачать

22. Гигиена. Нервная система и органы чувств. Окружающий мир - 3 класс

Органы чувств. Окружающий мир 3 классСкачать

Органы чувств. Окружающий мир 3 класс

3 класс. Окружающий мир. Органы чувств. ПовторениеСкачать

3 класс. Окружающий мир. Органы чувств. Повторение

"Наши помощники - органы чувств", Окружающий мир 2 класс ч.1, с.21-26, Школа XXI век.Скачать

"Наши помощники - органы чувств", Окружающий мир 2 класс ч.1, с.21-26, Школа XXI век.
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии