Методы исследования в биологии | Параграф 2

«Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А. Каменский

 

Научные методы исследования в биологии

 

 

Вопрос 1. Какова основная цель науки?
Основная цель науки — изучить и познать окружающий мир.

Вопрос 2. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?
Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Основной принцип научного метода — ничего не воспринимать на веру. Любое утверждение либо опровержение чего-либо следует проверить.

Вопрос 3. Что такое научный эксперимент?
Научный эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, при помощи которого в специально создаваемых и контролируемых условиях исследуются явления. Непременным условием эксперимента является то, что он должен сопровождаться контрольным опытом, условия которого отличаются от условий эксперимента только одним фактором. Можно утверждать, что эксперимент вовсе не ограничивается лишь проведением опыта и получением исходной информации, а складывается из этапов, на каждом из которых по-своему сочетаются элементы чувственного, практического и теоретического познания. К ним можно отнести следующие: 1) подготовительный, 2) этап проведения эксперимента и получение опытных данных; 3) этап обработки опытных данных, или заключительный. Анализ структурных особенностей экспериментального исследования помогает раскрыть его природу с гносеологической точки зрения, то есть с позиции соотношения объекта и субъекта познавательной деятельности.
Отличительной особенностью научного эксперимента служит возможность его повторения другими исследователями.

Вопрос 4. Какой факт может считаться научным?
Научный факт — это результат, полученный в ходе неоднократных наблюдений и экспериментов. Научный факт является отправной точкой научного исследования. На основании научных фактов определяются свойства и закономерности явлений, выводятся теории и законы.

Вопрос 5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?
Гипотеза (hypotesis) — требующее научного доказательства предположение, предварительное объяснение проблемы, основанное на имеющихся знаниях и опыте. Проверка и подтверждение гипотезы означают переход от предположения к новому знанию об изучаемом явлении. Если гипотеза выдерживает проверку эмпирическими методами, она приобретает статус закона. Закон (естественный закон, или закон природы) описывает неизменные регулярности, которые происходят в природе. Таким образом, закон — это фактологически доказанное утверждение (в рамках теории, концепции, гипотезы), объясняющее объективные факты; либо некое явление, обладающее общностью и повторяемостью и зафиксированное и описанное. Свойствами закона являются периодичность и всеобщность какого-либо класса явлений, т.е. необходимость их возникновения при определенных, точно формулируемых условиях.

Вопрос 6. Какова роль прикладных и фундаментальных исследований в науке?
Фундаментальные и прикладные исследования различаются, прежде всего, по своим целям и задачам. Фундаментальные научные исследования позволяют понять законы, которые лежат в основе развития природы.
При рассмотрении прикладных исследований и наук нередко делается акцент на вопросах приложения научных результатов к решению вполне определенных технических и технологических проблем. Основная задача этих исследований рассматривается как непосредственная разработка тех или иных технических систем и процессов. Разработка прикладных наук связана с решением практических задач, имеет в виду потребности практики. Так, биологические знания являются базой для практических достижений в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, решении экологических проблем.

🔥 Видео

Методы исследования в биологии. Видеоурок по биологии 5 классСкачать

Методы исследования в биологии. Видеоурок по биологии 5 класс

Методы исследования в биологии. Урок 2. Биология 5 классСкачать

Методы исследования в биологии. Урок 2. Биология 5 класс

§ 2 Методы исследования в биологииСкачать

§ 2 Методы исследования в биологии

Биология 5 класс (Урок№2 - Методы изучения биологии.)Скачать

Биология 5 класс (Урок№2 - Методы изучения биологии.)

Методы биологических исследований Значение биологии | Биология 9 класс #2 | ИнфоурокСкачать

Методы биологических исследований  Значение биологии | Биология 9 класс #2 | Инфоурок

Методы исследования в биологииСкачать

Методы исследования в биологии

§ 2 Методы исследования в биологииСкачать

§ 2 Методы исследования в биологии

Методы исследования в биологии. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Методы исследования в биологии. Видеоурок по биологии 10 класс

§ 2 Методы биологических исследований. Значение биологии.Скачать

§ 2 Методы биологических исследований. Значение биологии.

Биология #2 Методы изучения биолгиииСкачать

Биология #2 Методы изучения биолгиии

Методы исследования в биологии 9 классСкачать

Методы исследования в биологии 9 класс

§2 Методы исследования в биологииСкачать

§2 Методы исследования в биологии

5 класс биология урок 2 Основные методы исследования в биологии РэшСкачать

5 класс биология урок 2 Основные методы исследования в биологии Рэш

Методы изучения природы | Биология 5 класс #3 | ИнфоурокСкачать

Методы изучения природы | Биология 5 класс #3 | Инфоурок

ВСЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИСкачать

ВСЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Методы изучения природыСкачать

Методы изучения природы

8 класс - Биология - Методы исследования в биологииСкачать

8 класс - Биология - Методы исследования в биологии

Методы исследования. 2 задания ЕГЭ по биологииСкачать

Методы исследования. 2 задания ЕГЭ по биологии

Биология 9 класс (Урок№1 - Биология как наука. Методы биологических исследований.Значение биологии.)Скачать

Биология 9 класс (Урок№1 - Биология как наука. Методы биологических исследований.Значение биологии.)

5 класс - Биология - Методы изучения биологииСкачать

5 класс - Биология - Методы изучения биологии
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии