Координация и регуляция | Параграф 17

 «Биология. Живой организм. 6 класс». Н.И. Сонин

Координация и регуляция организмов с помощью нервной системы и желез внутренней секреции

 

 

У многих простейших нет специальных структур, которые участвуют в жизнедеятельности одноклеточного организма, а вот, у более сложноорганизованной инфузории туфельки, они уже есть. Это особые волокна, которые пронизывают всё её тело. Они координируют работу ресничек. При повреждении этих волокон наблюдается беспорядочное биение, нарушается движение инфузории.
Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы.

Вопрос 2.
Нервная система регулирует работу всех систем организма, обеспечивая координацию их деятельности в меняющихся условиях существования.

Вопрос 3.
Нервная система животных состоит из специальных клеток-нейронов. Впервые нейроны появляются у кишечнополостных (гидра). Нервные клетки гидры, соприкасаясь друг с другом, образуют так называемую сетчатую нервную систему. По-настоящему сложная нервная система появилась у дождевого червя. У него нервные клетки не разбросаны по всему телу, а собраны в нервные узлы. Нервная система образована парным надглоточным нервным узлом (головным мозгом) и окологлоточным нервным кольцом, которое связывает надглоточный узел с подглоточным. Подглоточный узел представляет собой первый узел брюшной нервной цепочки. Брюшная нервная цепочка образована двумя продольными нервными стволами, на которых в каждом сегменте располагаются два сближенных нервных узла. От нервных узлов отходят нервы к органам и тканям животного.
У позвоночных нервная система располагается на спинной стороне, а не на брюшной, как у кольчатых червей и членистоногих.
Анатомически нервная система делится на центральную и периферическую, а функционально — на соматическую и вегетативную. Структурно нервная система имеет головной, спинной отделы, нервные узлы и нервные волокна. Соматическая нервная система обеспечивает произвольные и непроизвольные сокращения скелетной мускулатуры. Центральная часть соматической нервной системы включает в себя спинной и головной мозг, периферическая – нервные узлы и нервные волокна. Вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов, регулирует обмен веществ в организме.

Вопрос 4.
Рефлекс — ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Выделяют два вида рефлексов – безусловные и условные.
Безусловные рефлексы — это врожденные рефлексы, которые наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни человека. Например, глотание, чихание, отдёргивание руки от горячего предмета и др.
Условные рефлексы — это рефлексы, которые легко приобретаются организмом в течение жизни и образуются на основе безусловного рефлекса при действии условного раздражителя (свет, звук, стук, время и т. д.). Например, приём пищи в определённое время, подготовка уроков, чистка зубов утром и вечером и т. д.

Вопрос 5.
У кишечнополостных имеется примитивная нервная система. Она образована нервными клетками, разбросанными в эктодерме. Они соединяются в общую сеть с помощью нервных отростков. Этот тип нервной системы называется рассеянным нервным сплетением или сетчатая нервная система.

Вопрос 6.
Нервная система дождевого червя образована парным надглоточным нервным узлом (головным мозгом) и окологлоточным нервным кольцом, которое связывает надглоточный узел с подглоточным. Подглоточный узел представляет собой первый узел брюшной нервной цепочки. Брюшная нервная цепочка образована двумя продольными нервными стволами, на которых в каждом сегменте располагаются два сближенных нервных узла. От нервных узлов отходят нервы к органам и тканям животного.

Вопрос 7.
Центральная нервная система хордовых имеет трубчатое строение. Нервная трубка (спинной мозг) образована из эктодермы и расположена над хордой. Внутри спинного мозга имеется спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидко¬стью, которая выполняет транспортную функцию — снабжение нервной ткани питательными веществами и удаление продуктов обмена клеток. Структурно нервная система позвоночных состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. У различных животных все отделы мозга развиты по-разному. Это связано с уровнем организации и образом жизни животного. Наивысшего развития нервная система достигла у млекопитающих. Она состоит из тех же отделов, что у всех млекопитающих, но головной мозг развит значительно сильнее.

Вопрос 8.
Головной мозг делят на три отдела: задний, средний и передний. К заднему относят продолговатый мозг, мост и мозжечок, а к переднему мозгу относятся конечный мозг и промежуточный мозг.

Вопрос 9.
Отличительный признак строения центральной нервной системы млекопитающих — развитие крупных полушарий переднего отдела головного мозга. Хорошо развит мозжечок. Это связано с усложнением организации млекопитающих по отношению к другим позвоночных.

Вопрос 10.
Самый крупный отдел мозга – большие полушария головного мозга, поверхность которых – кора – состоит из миллиардов нервных клеток. У некоторых видов наружная поверхность коры гладкая, у представителей более прогрессивно развитых отрядов в ней появляются борозды и извилины, которые увеличивают поверхность коры. Полушария настолько велики, что прикрывают промежуточный и часть среднего мозга. Полушария переднего мозга покрыты слоем серого вещества, содержащего тела нейронов (корой). В коре сосредоточены центры, воспринимающие зрительные, слуховые, осязательные и другие раздражения, а также двигательные и ассоциативные центры. Появление коры обеспечивает высокий уровень нервной деятельности и сложное приспособительное поведение млекопитающих. Кора служит центром сбора информации, поступающей от всех органов чувств; в ней также формируются условные рефлексы.

Вопрос 11.
Гормоны (от греческого «гормао» — возбуждение) — биологически активные вещества, вырабатываемые в организме железами внутренней секреции. Гормоны вырабатываются в небольших количествах, но длительное время сохраняются в активном состоянии и с током крови разносятся по всему организму. Они регулируют обмен веществ в организме животного.

Вопрос 12.
Железы, выделяющие гормоны у животных:
1) . Гипофиз (нижний мозговой придаток) — центральная железа внутренней секреции, расположенная у основания головного мозга. Гипофиз вырабатывает несколько гормонов, имеющих большое значение для жизнедеятельности организма. Удаление гипофиза приводит к смерти. Один из гормонов гипофиза — гормон роста — оказывает мощное воздействие на рост молодого организма.
2). Надпочечники — парные железы внутренней секреции, примыкающие к верхушке каждой почки. Они вырабатывают норадреналин и адреналин. Эти гормоны регулируют обмен углеводов и жиров, деятельность сердечно-сосудистой системы, скелетной мускулатуры, мускулатуры внутренних органов. Адреналин — гормон стресса — усиливает сокращения сердца, повышает кровяное давление, расширяет зрачки, способствует превращению гликогена печени в глюкозу. Норадреналин сужает кровеносные сосуды, повышает артериальное давление.
3). Щитовидная железа расположена на шее, спереди трахеи и на боковых стенках гортани. Железа вырабатывает гормоны тироксина и других, которые регулируют обмен веществ. От их количества в крови зависит уровень потребления кислорода всеми органами и тканями организма.
4). Поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин, играющий важную роль в углеводном обмене.
5). Половые железы. Мужские железы — семенники — парные органы, располагающиеся в кожном мешке (мошонке), образуют мужские гормоны (среди которых тестостерон), под действием которых формируются вторичные половые признаки самцов. Женские железы — яичники — выделяют гормоны, влияющие на формирование женских вторичных половых признаков.

Вопрос 13.
Гормоны растений (фитогормоны) – ростовые вещества – сравнительно низкомолекулярные органические вещества. Они образуются в различных тканях и органах растения и действуют в очень низких концентрациях порядка. Ростовые вещества усиливают рост стебля, корня, способствуют формированию и созреванию семян. Особенно много ростовых веществ образуется в растущих тканях – кончике корня, на верхушке побега, в камбии. Перемещаются ростовые вещества от верхушки растения к корню по проводящей системе. Ростовые вещества растений иначе называют фитогормонами.


 

🌟 Видео

Координация и регуляцияСкачать

Координация и регуляция

§ 14 Координация и регуляцияСкачать

§ 14 Координация и регуляция

§17 "Координация и регуляция", Биология 6 класс, СивоглазовСкачать

§17 "Координация и регуляция", Биология 6 класс, Сивоглазов

Координация и регуляция. Гуморальная регуляцияСкачать

Координация и регуляция.  Гуморальная регуляция

Регуляция и координация жизнедеятельности у животныхСкачать

Регуляция и координация жизнедеятельности у животных

Нейрогуморальная регуляция. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Нейрогуморальная регуляция. Видеоурок по биологии 8 класс

2000243 Glava 17 Аудиокнига. "6 класс. Биология" Координация и регуляцияСкачать

2000243 Glava 17 Аудиокнига. "6 класс. Биология" Координация и регуляция

Регуляция процессов жизнедеятельности | Биология 8 класс #9 | ИнфоурокСкачать

Регуляция процессов жизнедеятельности | Биология 8 класс #9 | Инфоурок

Биология 8 Нервная и гуморальная регуляцииСкачать

Биология 8 Нервная и гуморальная регуляции

Координация и регуляция. Биология 6 класс.Скачать

Координация и  регуляция. Биология 6 класс.

Биология 6к §14 Координация и регуляцияСкачать

Биология 6к §14 Координация и регуляция

Б6 17 Координация и регуляцияСкачать

Б6 17 Координация и регуляция

Биология 8 класс (Урок№6 - Гуморальная регуляция.)Скачать

Биология 8 класс (Урок№6 - Гуморальная регуляция.)

Координация и регуляция 6 классСкачать

Координация и регуляция 6 класс

Гуморальная и нейрогуморальная регуляцияСкачать

Гуморальная и нейрогуморальная регуляция

Координация и регуляция. Ответы на вопросы. Биология 6 классСкачать

Координация и регуляция.  Ответы на вопросы. Биология 6 класс

Нейрогуморальная регуляция, ее механизмы и их сравнение.Скачать

Нейрогуморальная регуляция, ее механизмы и их сравнение.

Биология. 7 класс. Обобщение пройденных разделов: Выделение. Движение координация и регуляцияСкачать

Биология. 7 класс. Обобщение пройденных разделов: Выделение. Движение координация и регуляция

Биология, 6 кл., § 17 "Вегетативное размножение растений и его использование человеком"Скачать

Биология, 6 кл., § 17 "Вегетативное размножение растений и его использование человеком"

Эндокринная система | Гормоны | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Эндокринная система | Гормоны | Биология ЦТ, ЕГЭ
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии