Роль живых организмов в биосфере | Параграф 5. 9

 «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы». В.И. Сивоглазов (гдз)

 

Влияние живых организмов на биосферу

 

 

Вопрос 1. В чем заключается влияние живых организмов на биосферу?
Живые существа способствуют переносу и круговороту веществ в природе. Благодаря деятельности фотосинтетиков в атмосфере снизилось количество углекислого газа, появился кислород и сформировался защитный озоновый слой. Деятельность живых организмов определяет состав и структуру почвы (переработка редуцентами органических остатков), предохраняет ее от эрозии. В значительной мере животные и растения определяют также содержание различных веществ в гидросфере (особенно в небольших по размеру водоемах). Некоторые организмы способны избирательно поглощать и накапливать определенные химические элементы — кремний, кальций, иод, серу и т.д. Результатом активности живых существ являются отложения известняков, железных и марганцевых руд, запасов нефти, угля, газа.

Вопрос 2. Расскажите о круговороте воды в природе.
Под действием энергии Солнца вода испаряется с поверхности водоемов и воздушными течениями переносится на большие расстояния. Выпадая на поверхность суши в виде осадков, она способствует разрушению горных пород и делает составляющие их минералы доступными для растений, микроорганизмов и животных. Она размывает верхний почвенный слой и уходит вместе с растворенными в ней химическими соединениями и взвешенными органическими и неорганическими частицами в моря и океаны. Циркуляция воды между океаном и сушей — важнейшее звено в поддержании жизни на Земле.
Растения участвуют в круговороте воды двояким способом: извлекают ее из почвы и испаряют в атмосферу; часть воды в клетках растений расщепляется в процессе фотосинтеза. При этом водород фиксируется в виде органических соединений, а кислород поступает в атмосферу.
Животные потребляют воду для поддержания осмотического и солевого равновесия в организме и выделяют ее во внешнюю среду вместе с продуктами обмена веществ.

Вопрос 3. Какие организмы поглощают диоксид углерода из атмосферы?
Диоксид углерода из атмосферы поглощают фотосинтезирующие организмы, которые усваивают его и запасают в виде органических соединений (в первую очередь глюкозы). Диоксид углерода из атмосферы поглощают фотосинтезирующие организмы, которые усваивают его и запасают в виде органических соединений (в первую очередь глюкозы). Кроме того, часть атмосферного углекислого газа растворяется в воде морей и океанов, а затем в форме ионов угольной кислоты может захватываться животными — моллюсками, кораллами, губками, использующими карбонаты для построения раковин и скелетов. Результатом их активности может быть образование осадочных пород (известняков, мела и др.).

Вопрос 4. Опишите путь возвращения связанного углерода в атмосферу.
Углерод поступает в биосферу в результате фиксации его в процессе фотосинтеза, Количество углерода, ежегодно связываемого растениями, оценивается в 46 млрд т. Часть его поступает в тело животных и освобождается в результате дыхания в виде СО2, который вновь поступает в атмосферу. Кроме того, запасы углерода в атмосфере пополняются за счет вулканической деятельности и сжигания человеком горючих ископаемых. Хотя основная часть поступающего в атмосферу диоксида углерода поглощается океаном и откладывается в виде карбонатов, содержание СО2 в воздухе медленно, но неуклонно повышается.

Вопрос 5. Какие факторы, кроме деятельности живых организмов, влияют на состояние нашей планеты?
Кроме деятельности живых организмов на состояние нашей планеты влияют абиотические факторы: движение литосферных плит, вулканическая активность, реки и морской прибой, климатические явления, засухи, наводнения и другие природные процессы. Некоторые из них действуют очень медленно; другие же способны практически мгновенно изменить состояние большого количества экосистем (масштабное извержение вулкана; сильное землетрясение, сопровождаемое цунами; лесные пожары; падение крупного метеорита).

Вопрос 6. Кто впервые ввел в науку термин «ноосфера»?
Ноосфера (от греч. noos — разум) — это понятие, обозначающее сферу взаимодействия природы и человека; это эволюционно новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Впервые термин «ноосфера» в 1927 г. ввели в науку французские ученые Эдуард Леруа (1870—1954) и Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955).

🌟 Видео

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ для ЕГЭ по биологии | ДискретностьСкачать

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ для ЕГЭ по биологии | Дискретность

Общие свойства живых организмов. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Общие свойства живых организмов. Видеоурок по биологии 9 класс

Биология 5 класс (Урок№10 - Классификация организмов.)Скачать

Биология 5 класс (Урок№10 - Классификация организмов.)

Биология 8к СТР-219 Роль живых организмов в биосфереСкачать

Биология 8к СТР-219 Роль живых организмов в биосфере

Биология 5 класс (Урок№9 - Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.)Скачать

Биология 5 класс (Урок№9 - Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.)

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере | Биология ЕГЭ, ЦТ

Значение живых организмов | Биология 5 класс #16 | ИнфоурокСкачать

Значение живых организмов | Биология 5 класс #16 | Инфоурок

Свойства живого | Биология 5 класс #2 | ИнфоурокСкачать

Свойства живого | Биология 5 класс #2 | Инфоурок

Биология | Типы питания. Гетеротрофы и автотрофыСкачать

Биология | Типы питания. Гетеротрофы и автотрофы

11 Класс. Биология. Макашарипова М.Р. Тема: "Роль живых организмов в биосфере."Скачать

11 Класс. Биология. Макашарипова М.Р. Тема: "Роль живых организмов в биосфере."

5 класс - Биология - Среды обитания организмовСкачать

5 класс - Биология - Среды обитания организмов

Биология 5 класс (Урок№11 - Строение и многообразие бактерий.)Скачать

Биология 5 класс (Урок№11 - Строение и многообразие бактерий.)

Биология 9 класс (Урок№5 - Органические молекулы. Биологические полимеры — белки.)Скачать

Биология 9 класс (Урок№5 - Органические молекулы. Биологические полимеры — белки.)

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!

Нервная система: cоматическая и вегетативная | Биология | TutorOnlineСкачать

Нервная система: cоматическая и вегетативная | Биология | TutorOnline

Что такое экосистема? | Просто о сложном - СортировочнаяСкачать

Что такое экосистема? | Просто о сложном - Сортировочная

Биохимические процессы в биосфере - круговорот веществ. 9 класс.Скачать

Биохимические процессы в биосфере - круговорот веществ. 9 класс.

Разнообразие организмов и их классификацияСкачать

Разнообразие организмов и их классификация

Урок по Биологии №1 - Уровни Организации Живой МатерииСкачать

Урок по Биологии №1 - Уровни Организации Живой Материи
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии