«Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс». В.В. Пасечник
Плоды. Классификация плодов
Вопрос 1. Каково происхождение и строение плодов?
После того как началось образование зародыша, цветок вступает в новую фазу развития, которая завершается образованием плода. Параллельно образованию семян начинает разрастаться завязь. Из стенок завязи формируется околоплодник, который окружает семя — так происходит образование плода. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник — разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка (основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе). Семена образуются из семязачатков. Плод считается ложным, если в его формировании, кроме завязи пестика, принимают участие другие части цветка — цветоложе, околоцветник, тычинки.
Вопрос 2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные, сухие и сочные?
Плод, образованный из единственного пестика в цветке, называют настоящим (простым). Если плод образуется из нескольких пестиков одного цветка, он называется сложным (сборным) — малина, ежевика. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.
На основе строения околоплодника настоящие плоды подразделяются на сухие и сочные. Разновидности плодов определяются также и числом семян в плоде. Сухие и сочные могут быть односеменными и многосеменными. В итоге выделяют четыре типа плодов: сухие односеменные, сухие многосеменные, сочные односеменные, сочные многосеменные (рис. 1).
Рис. 1. Примеры плодов:
А — зерновка пшеницы; Б — семянка подсолнечника; В — боб гороха;
Г — стручок капусты; Д — коробочка мака; Е — костянка вишни;
Ж — ягода картофеля; 3 — яблоко яблони.
Вопрос 3. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные?
Сочные односемянные плоды: костянка (вишня, слива); сложная костянка — группа костянок, образовавшаяся из одного цветка (малина, ежевика).
Сочные многосемянные плоды: ягода (виноград, томаты, клюнии, смородина); яблоко — ложный плод, в образовании которого принимает участие разросшееся цветоложе — гипантий (яблоня, груша, рябина); тыквина — ложный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе (арбуз, тыква); померанец — плод цитрусовых (лимон, мандарин).
Вопрос 4. Чем отличается ягода от костянки?
Ягода содержит внутри сочной мякоти множество мелких семян. У костянки же внутри находится только одно семя с одревесневшим внутренним слоем околоплодника — косточкой. Встречаются односемянные ягоды (барбарис) и многочисленные костянки (бузина, кувшинка).
Вопрос 5. Какие сухие плоды вы знаете?
Сухие односемянные плоды: зерновка — семя плотно срастается с тонким околоплодником (рожь, пшеница); семянка — околоплодник кожистый, с семенем не срастается, часто имеет хохолок или летучку (подсолнечник, одуванчик); крылатка — семянка с крыловидным придатком (ясень); орех — околоплодник твердый, деревянистый (лещина); орешек — орех маленького размера (конопля); желудь (дуб).
Сухие многосемянные плоды: коробочка — вскрывается дырочкими или трещинами (мак, белена, хлопчатник); листовка — вскрывается по брюшному шву (живокость); боб — вскрывается по двум швам — брюшному и спинному, семена прикреплены к створкам околоплодника (растения семейства бобовых); стручок — между створками имеется продольная перегородка, к которой прикрепляются семена (горчица); стручочек — длина его превышает ширину не более, чем втрое (пастушья сумка).
Вопрос 6. Чем отличается боб от стручка?
Боб — сухой плод, состоящий из двух створок, на которых располагаются семена. Когда боб созревает, створки его подсыхают и скручиваются, выбрасывая семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов, акации. Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.
Вопрос 7. К какому виду плодов можно отнести орехи, желуди и почему?
Орех и желудь относят к сухим ореховидным плодам, потому что они имеют односемянные нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
Вопрос8. Какова роль плодов в жизни растений?
Важнейшие функции плода — защита и распространение семян.
📺 Видео
Биология 6 класс (Пасечник) аудио Параграф 30 “Питание растений. Удобрения”Скачать
Плоды. Распространение плодов и семян | Биология 6 класс #31 | ИнфоурокСкачать
География 6 класс ( Алексеев) параграф 30 « Воды Океана» аудиоСкачать
БИОЛОГИЯ 6 класс: ПлодыСкачать
Учителю биологии. Видеоурок «Плоды и семена»Скачать
Биология 6 класс (Пасечник) Параграф 39 «Виды корней и типы корневых систем» аудиоСкачать
§30 "Воды Океана", География 5-6 классы, Полярная звездаСкачать
Плод. Видеоурок по биологии 6 классСкачать
Габриелян О. С. 8 класс §30 "Реакции разложения".Скачать
Краткий пересказ §12 Плод. Разнообразие и значение плодов. Биология 6 класс ПономареваСкачать
Биология, 6 кл., § 12 "Плод. Разнообразие и значение плодов"Скачать
Биология 6 класс (Пасечник) аудио Параграф 48 «Плоды»Скачать
История Древнего мира, 5 класс, § 30 " Зарождение демократии в Афинах"Скачать
Плоды — Шпаргалка. ЦТ, ЕГЭ, ЗНО.Скачать
Краткий пересказ §30 Зарождение демократии в Афинах.Скачать
Физика 7 класс. §30 ДинамометрСкачать
Классификация плодовСкачать
Интересно о плодах. Классификация плодовСкачать
География 6 класс (Алексеев) Параграф 39 « Атмосферное давление » аудиоСкачать
Физика 8 класс. §30 Объяснение электрических явленийСкачать