Иммунология на службе здоровья | Параграф 19

«Биология. Человек. 8 класс». Д.В. Колесова и др.

Иммунология. Аллергия. Группы крови у человека

 

 

Вопрос 1. Какова заслуга Э. Дженнера и Л. Пастера в изобретении вакцины?
Эдуард Дженнер (1749—1823) изобрел первую вакцину. Он наблюдал невосприимчивость к оспе доильщиц, переболевших коровьей оспой. Дженнер привил (14 мая 1769 г.) 8-летнему Джеймсу Фипсу коровью оспу, а через полтора месяца заразил его натуральной человеческой оспой: мальчик не заболел. Повторяя заражение Фипса через несколько месяцев и лет, Дженнер доказал возможность и высокую эффективность вакцинации против оспы.
Французский микробиолог Луи Пастер (1822—1895) первым предположил, что если удастся ослабить микроорганизмы настолько, что они смогут вызвать заболевание лишь в легкой форме, то человек, перенесший такую болезнь, окажется защищенным и от полноценных микробов, вызывающих то же заболевание. Опыты подтвердили эту мысль.

Вопрос 2. Почему прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку?
Прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку, потому что все вакцины и сыворотки специфичны, т.е. обладают строгой направленностью действия.

Вопрос 3. Что такое аллергия и как она возникает?
Аллергия — это повышенная чувствительность организма к различным веществам — аллергенам, проявляющаяся симптомами аллергического заболевания. До 25% населения индустриальных районов страдает каким-либо аллергическим заболеванием. Число случаев аллергии и ее тяжести неуклонно растет во всем мире. На организм человека, его иммунную систему действуют не только микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, но и пищевые продукты, а в большей степени — химические вещества. В наш век научно-технического прогресса синтезируется большое количество химических веществ: моющих средств, лекарственных препаратов, пищевых добавок, красителей и т. д. Попадая в организм человека даже в очень малых количествах, они могут вызывать сильные реакции. Может возникать даже аллергия на различные запахи, пыль, шерсть домашних животных, естественные пищевые продукты (земляника, апельсины, яйца, шоколад и т. д.). Она проявляется в виде чихания, сильного насморка, кашля, рвоты (защитные рефлексы), раздражения на коже, слезоточивости. Защитные силы организма, его иммунная система стараются освободиться от чужеродных веществ через кожу, слизистую оболочку и т.д.
Профилактика аллергии состоит в соблюдении правильного рационального питания. Вскармливание детей грудным молоком очень укрепляет естественный врожденный иммунитет. Полезны также здоровый образ жизни, правильный режим труда и отдыха.

Вопрос 4. Почему тканевая несовместимость является препятствием при пересадке органов?
Причиной, служащей препятствием при пересадке органов, является тканевая несовместимость. В свою очередь, причиной тканевой несовместимости является иммунная реакция. Чужая ткань по биохимическому составу отличается от ткани пациента, которому ее пересаживали. Вследствие чего некоторые химические соединения ткани воспринимаются в организме как антигены.

Вопрос 5. Какие группы крови имеются у человека?
У человека имеется четыре группы крови: первая (I), вторая (II), третья (III), и четвертая (IV). У людей с I группой крови в эритроцитах нет агглютиногенов (склеиваемых веществ), а в плазме есть оба типа агглютининов (их обозначают буквами греческого алфавита — альфа и бета; агглютинины — это склеивающие вещества). В связи с этим эту группу также обозначают как нулевую (0). Люди, имеющие 0 группу крови (таких людей около 40 %), — универсальные доноры, но им самим можно переливать кровь только 0 группы. Объясняется это тем, что кровь О группы не может «склеиться» (эта реакция называется агглютинацией): ведь в ней нет склеиваемых веществ — агглютиногенов. В эритроцитах крови II группы (группы А) содержится агглютиноген А, а в плазме — агглютинин бета. В эритроцитах III группы (группы В) — агтлютиноген В, а в плазме — агглютинин альфа. Кровь людей II и III группы можно переливать только тем людям, у кого такая же группа крови, или же людям с IV группой крови. В эритроцитах крови IV группы (группы АВ) присутствуют агглютиногены А и В; агглютининов в плазме у этой группы крови нет. Люди с IV группой крови (их около 6 %) — универсальные реципиенты, так как им можно переливать кровь всех четырех групп.
Кроме того, при переливании крови надо учитывать резус-фактор (Rh-фактор). Этот фактор содержится в эритроцитах у 86 % людей. Кровь этих людей называют резус-положительной. Если такую кровь перелить людям, кровь которых резус-отрицательна (не содержит резус-фактора), то в крови у них об¬разуются специальные агглютиногены и вещества, разрушающие эритроциты. Повторное переливание резус-положительной крови вызовет склеивание и разрушение (гемолиз) эритроцитов и может привести к смерти. Именно поэтому каждый человек должен знать свою группу крови, и какая это кровь — резус-положительная или резус-отрицательная.

Вопрос 6. Как можно объяснить конфликт между резус-положительным плодом и резус-отрицательным материнским организмом?
Если кровь плода резус-положительная, это значит, что на его эритроцитах находится особый белок, называемый «резус-фактор» (так как он был впервые обнаружен на эритроцитах обезьян вида макака-резус). Для женщины с отрицательным резусом, у которой такого белка нет, резус-белок плода является чужеродным. Ее организм начинает вырабатывать на него антитела. При их накоплении возникает резус-конфликт, сопровождающийся разрушением эритроцитов плода.

🔥 Видео

§ 19 Иммунология на службе здоровьяСкачать

§ 19 Иммунология на службе здоровья

Борьба организма с инфекцией. Иммунология на службе здоровья. Урок 13. Биология 8 классСкачать

Борьба организма с инфекцией. Иммунология на службе здоровья. Урок 13. Биология 8 класс

Иммунитет. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Иммунитет. Видеоурок по биологии 8 класс

Иммунитет Нарушения иммунной системы человека | Биология 8 класс #20 | ИнфоурокСкачать

Иммунитет  Нарушения иммунной системы человека | Биология 8 класс #20 | Инфоурок

Edu: Как работает иммунная система человекаСкачать

Edu: Как работает иммунная система человека

Иммунная система 1. Органы иммунной системыСкачать

Иммунная система 1. Органы иммунной системы

Иммунология на службе здоровья человекаСкачать

Иммунология на службе здоровья человека

Иммунитет | Биология ЦТ, ЕГЭСкачать

Иммунитет | Биология ЦТ, ЕГЭ

Биология | Виды иммунитетаСкачать

Биология | Виды иммунитета

Иммунология | ЦитокиныСкачать

Иммунология | Цитокины

Иммунитет. Виды иммунитетаСкачать

Иммунитет. Виды иммунитета

Учёная - иммунолог Дарья Карташева- Эберц про иммунитет, болезни и мифы из детства. Ходят слухи 142Скачать

Учёная - иммунолог Дарья Карташева- Эберц про иммунитет, болезни и мифы из детства. Ходят слухи 142

Цитокины: интерлейкины, интерфероны, факторы роста, факторы некроза опухоли - кратко | ИммунологияСкачать

Цитокины: интерлейкины, интерфероны, факторы роста, факторы некроза опухоли - кратко | Иммунология

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Видеоурок по биологии 8 классСкачать

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Видеоурок по биологии 8 класс

Антитела: IgA, IgG, IgD, IgE и IgM - кратко | ИммунологияСкачать

Антитела: IgA, IgG, IgD, IgE и IgM - кратко | Иммунология

Биология 8 класс. Иммунитет. Нарушение иммунитетаСкачать

Биология 8 класс. Иммунитет. Нарушение иммунитета

Иммунитет гуморальный и клеточный. 8 класс.Скачать

Иммунитет гуморальный и клеточный. 8 класс.

Введение в иммунологиюСкачать

Введение в иммунологию

Виды иммунитета: врожденный и приобретенный. 8 класс.Скачать

Виды иммунитета: врожденный и приобретенный. 8 класс.
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии