Эволюция человека | Параграф 4. 19

«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы». В.И. Сивоглазов (гдз)

 

Этапы эволюции человека — антропогенеза

 

 

Вопрос 1. Что является источником информации для исследования антропогенеза?
Основным источником информации для исследования антропогенеза являются ископаемые останки. В последнее время появилась возможность в ходе их анализа применять не только морфо-анатомические, но и молекулярно-генетические методы (оценка степени сходства ДНК предковых форм и ДНК современного человека).

Вопрос 2. От какой группы млекопитающих произошел отряд приматов?
В конце мезозойской эры возникли первые плацентарные млекопитающие. Позднее, около 35 млн лет назад, от примитивных насекомоядных отделилась группа животных, которая впоследствии дала начало отряду приматов. Самая примитивная группа обезьян, так называемые тупайи, сохранила ряд черт насекомоядных (когти на пальцах, удлиненная мордочка).

Вопрос 3. Как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили развитие признаков вида Человек разумный?
Наши далекие предки парапитеки (30 млн лет назад) питались насекомыми и растениями, их зубы и челюсти были такие же, как у человекообразных обезьян. У дриопитеков, живших на деревьях (20 млн лет назад), возникла необходимость развития подвижных конечностей и кисти, способной к точному захвату ветвей. Наличие ключицы обеспечило высокую подвижность плечевого сустава и дало возможность разводить руки в стороны. Для эффективного перемещения по деревьям с большой скоростью было необходимо совершенствование двигательных отделов головного мозга. Развитое бинокулярное зрение требовал ось для оценки расстояния при прыжках. Жизнь на деревьях способствовала уменьшению плодовитости, параллельно развивалась забота о потомстве. После того как часть дриопитеков переселилась в саванны, для ориентировки на местности важным стало умение подниматься на задние конечности. Отсутствие развитых клыков и когтей предопределило особое значение стайного образа жизни. В результате преимущественно выживали те обезьяны, которые объединяли свои силы, распределяя обязанности внутри стаи, а также использовали руки для манипуляций с предметами, добывания пищи, защиты и нападения, ухода за детенышами. Так произошел переход к австралопитекам — более крупным видам с хорошо выраженным прямохождением и развитой кистью руки. Для их дальнейшей эволюции характерно использование простейших орудий труда, а также использование значительного количества мясной пищи. Последний фактор, интенсифицируя обмен веществ, по видимому, способствовал росту уровня активности центральной нервной системы.

Вопрос 4. Охарактеризуйте прогрессивные черты в развитии древнейших людей.
Объем мозга древнейших людей (архантропов) составлял 800—1100 см3, что вполне достаточно для развития речи. Они изготавливали каменные орудия, использовали огонь, строили шалаши и обустраивали пещеры. Судя по строению подбородка, у них уже существовала членораздельная речь. Останки питекантропов были найдены на о. Ява. По черепной крышке установлено, что объем мозга питекантропа достигал 900 см3, а строение бедренной кости свидетельствовало о прямохождении. Древнейший человек характеризовался низким, очень покатым лбом, с резко выраженным надбровным валиком, имел массивную челюсть. Подбородочный выступ отсутствовал. Они изготавливали орудия труда, жили стадами, использовали огонь, питались мясной и растительной пищей.
В 1927 г. недалеко от Пекина в Китае были обнаружены многочисленные костные остатки 40 особей. Они принадлежали более поздней форме архантропов — синантропам. Мозг синантропов имел больший объем, чем у питекантропов (от 900 до 1200 см3). Лоб менее покатый, челюсти не столь массивны. Лицевая часть черепа уменьшена по сравнению с мозговой. По строению черепа ученые предположили, что синантропы обладали примитивной речью.
Трудовая деятельность, стадный образ жизни, потребление мясной пищи способствовали дальнейшему развитию мозга. Кроме этого, древнейшие люди обитали в Европе (гейдельбергский человек). Возраст этих находок составляет 400—600 тыс. лет.
Эволюция архантропов направлялась биологическими факторами, включающими жесткий естественный отбор и внутривидовую борьбу за существование.

Вопрос 5. Какое значение в эволюции человека имело овладение членораздельной речью?
Сложная деятельность по изготовлению орудий труда, добыванию и поддержанию огня и т:д. не могла обеспечиваться врожденным поведением, а требовала индивидуального обучения. Обмен сигналами в процессе трудового общения и обучения привел в конце концов к появлению речи и возникновению второй сигнальной системы, что принципиально отличает человека от человекообразных обезьян. Развитие речи способствовало появлению совместной трудовой деятельности, коллективной охоты, накоплению и передаче опыта. В результате преимущество получали те группы (племена), которые поддерживали не только физически сильных особей, но и стариков, как носителей знаний.
Иными словами, естественный отбор, направляющий эволюцию человека, стал учитывать новый фактор — социальную значимость особи для племени.

Вопрос 6. Когда появились современные люди (неоантропы)?
Люди современного типа неоантропы появились в верхнем палеолите (100-50 тыс. лет назад). Их называют кроманьонцами по местности Кроманьон во Франции, где были обнаружены их останки м 1868 г. Для кроманьонцев характерны крупные размеры черепа, развитые лобные доли, отсутствие надглазничных валиков, хорошо развитый подбородочный выступ. Рост составлял около 180 см. Объем мозга 1400 см3. Более продолжительное детство, что можно определить по прорезыванию зубов, возможность обучения в детстве, наиболее совершенные формы общественной организации характерны для кроманьонцев. Появились инструменты для изготовления орудий труда.
Некоторое время они сосуществовали с неандертальцами, но затем вытеснили их (результат борьбы за существование). С появлением неоантропов эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела черты социального процесса.

🎥 Видео

Происхождение человека. АнтропогенезСкачать

Происхождение человека. Антропогенез

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (ОТ КЛЕТКИ ДО ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО)Скачать

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (ОТ КЛЕТКИ ДО ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО)

ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКАСкачать

ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Эволюция от обезьяны к человекуСкачать

Эволюция от обезьяны к человеку

Биология 8 Эволюция человекаСкачать

Биология 8 Эволюция человека

Как происходила Эволюция Человека на Земле?Скачать

Как происходила Эволюция Человека на Земле?

Станислав Дробышевский жарит миф: теория эволюции человека — ошибочнаСкачать

Станислав Дробышевский жарит миф: теория эволюции человека — ошибочна

Эволюция человека | самое простое объяснениеСкачать

Эволюция человека | самое простое объяснение

Полная Эволюция Человека за 1 Миллион ЛетСкачать

Полная Эволюция Человека за 1 Миллион Лет

Неидеальная эволюция человека // Дробышевский. Человек разумныйСкачать

Неидеальная эволюция человека // Дробышевский. Человек разумный

Этапы эволюции человека. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Этапы эволюции человека. Видеоурок по биологии 9 класс

Вымершие виды Человека. Неудачные конкуренты Эволюции.Скачать

Вымершие виды Человека. Неудачные конкуренты Эволюции.

Тема 53. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапеСкачать

Тема 53. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапе

Эволюция сегодня и в будущем // Дробышевский. Человек разумныйСкачать

Эволюция сегодня и в будущем // Дробышевский. Человек разумный

Появление человека разумного. Факторы эволюции человекаСкачать

Появление человека разумного. Факторы эволюции человека

Станислав Дробышевский | ТОП-7 мифов об эволюции человекаСкачать

Станислав Дробышевский | ТОП-7 мифов об эволюции человека

Неудобные вопросы об эволюции человека. Станислав Дробышевский. Ученые против мифов 9-4Скачать

Неудобные вопросы об эволюции человека. Станислав Дробышевский. Ученые против мифов 9-4

Биология 11 класс (Урок№12 - Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.)Скачать

Биология 11 класс (Урок№12 - Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.)

Эволюция человека для детей: сделаем мультфильм вместе!Скачать

Эволюция человека для детей: сделаем мультфильм вместе!

Теория эволюции человека (максимально коротко) | Тело человекаСкачать

Теория эволюции человека (максимально коротко) | Тело человека
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии