«Биология. Человек. 8 класс». Д.В. Колесова и др.
Энергетическая емкость и пищевой рацион
Вопрос 1. В чем различие между основным и общим обменом?
Основным обменом называют интенсивность обмена веществ при соблюдении состояния покоя, а общим обменом называют фактические затраты энергии, которые человек совершает за единицу времени.
Вопрос 2. Что такое энергетическая емкость пищи?
С пищей организм получает необходимые для жизнедеятельности белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные соли. Количество энергии, выделяемой при усвоении организмом того или иного пищевого продукта, называется калорийностью этого продукта, или энергетической емкостью пищи. Потребность в различных пищевых веществах и энергии зависит от пола, возраста и характера трудовой деятельности.
Вопрос 3. Какие продукты содержат больше незаменимых аминокислот, а какие — больше ненасыщенных жирных кислот?
Аминокислоты подразделяются на заменимые и незаменимые. К заменимым относятся глицин, серии и др. Однако 10 (у новорожденных — 12) аминокислот в наших клетках не синтезируются и обязательно должны присутствовать в пище. Часть из них встречается практически в любых белках, но часть — весьма дефицитна. Наиболее часто в пищевых белках обнаруживается недостаток лизина, триптофана и метионина. Такие белки, представляющие наибольшую пищевую ценность, являются белками животного происхождения — молочными, яичными, мясными, рыбными. Белки растительного происхождения содержат существенно меньше незаменимых аминокислот. Это относится, прежде всего, к белкам злаков. Белки бобовых (особенно сои) и орехов занимают промежуточное положение между животными белками и белками злаков. Минимальную пищевую ценность представляют белки, которые содержатся в грибах.
Вопрос 4. В чем преимущество смешанного рациона, включающего растительную и животную пищу?
Преимущество смешанного рациона заключается в лучшем усвоении питательных веществ, получаемых из растительной и животной пищи. Чем разнообразнее пища, тем лучше она усваивается.
Вопрос 5. Как рассчитываются нормы питания и подбираются продукты рациона?
Для правильного составления рациона питания учитывают характер трудовой деятельности, пол и возраст человека.
Для составления норм питания определяют запас энергии в пище разных типов. При этом учитывают потребность организма не только в энергетическом эквиваленте пищи, но и в ее качественном составе. Пища должна содержать все необходимые организму вещества: белки, жиры и углеводы, витамины, минеральные соли.
Недостаток различных элементов питания отражается на жизнедеятельности организма. Например, взрослому здоровому человеку, выполняющему работу средней тяжести, необходимо получать в сутки с пищей 100—110 г белков, 60—80 г жира, 400— 500 г углеводов. В каждом пищевом продукте содержится разное количество веществ. Оно, как правило, указывается на упаковке или может быть найдено в справочной литературе. Известно, что при расходе 1 г белков или углеводов выделяется около 17,2 КДж энергии, а энергетическая ценность жиров — 39,2 КДж. Потребность в пище у детей и подростков выше, чем у взрослых, так как кроме покрытия энергетических затрат растущему организму необходимы питательные вещества для роста тела (особенно белки, которые содержатся в таких продуктах, как мясо, яйца, творог, сметана, молоко, сыр, бобовые и т. д.).
При соблюдении норм питания восстанавливаются энергетические запасы человека, обеспечиваются процессы деления клеток, за счет которых растет организм, повышается работоспособность органов и сопротивляемость инфекциям.
Вопрос 6. Как распределяется количество и состав пищи в течение дня?
Питание должно быть рациональным. Основные принципы рационального питания разработаны Всемирной организацией здравоохранения:
• Умеренность: нельзя переедать, это вредно для здоровья.
• Сбалансированность: удовлетворение потребностей организма в незаменимых компонентах, присутствие которых в пище создает оптимальные условия для обмена веществ с окружающей средой. Не существует универсального продукта, который полностью удовлетворяет потребности человека. Мясо содержит все необходимые аминокислоты, но не содержит всех минеральных солей и витаминов. В хлебе много углеводов, но мало других веществ. В растительной пище много клетчатки, но мало белков, которые могут усваиваться организмом.
• Разнообразие: в пище должен присутствовать большой набор биологически активных веществ, так как каждый продукт содержит вещества, которые не встречаются в других продуктах; кроме того, разнообразная пища вызывает лучший аппетит.
• Полноценность: ежедневное систематическое употребление свежих овощей и фруктов, особенно зелени.
• Четырехразовое питание предлагает равномерное потребление пищи необходимыми порциями (чтобы избежать перегрузки пищеварительной системы). Разовость питания с определенными временными промежутками — характерная черта питания детей.
Новорожденных детей кормят 6-7 раз в сутки, затем 5. Дети среднего возраста, как правило, питаются по определенному режиму, в соответствии с режимом дня.
Первый завтрак (около 8 часов утра) содержит 25% суточного рациона по калорийности. Как правило, он должен содержать соки, рыбу, молочные продукты (сыр, творог и т. д.). Второй завтрак (11 часов) — чай с булочкой, овощные салаты, орехи (15-20% суточного рациона). Обед (30-35% суточного рациона, в 15-16 часов) должен быть горячим и состоять из 3-4 блюд. Обязательны салат, суп, мясные блюда. Ужин (за 2 часа до сна) должен содержать молочные, овощные блюда. Специалисты по гигиене питания предостерегают людей от переедания (обжорства), считая неумеренное питание одной из распространенных бед. Наиболее целесообразным является следующее распределение рациона: завтрак — 30%, обед — 40%, ужин — 20%, второй завтрак или полдник — 10%.
📽️ Видео
§ 38 Энерготраты человека и пищевой рационСкачать
Урок: Энергозатраты человека и пищевой рационСкачать
Энерготраты человека и пищевой рационСкачать
Презентация Энерготраты человека и пищевой рационСкачать
Биология (Л.Н.Сухорукова) 8к §38 Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществСкачать
Значение и состав пищи. Видеоурок по биологии 8 классСкачать
Нормы и режим питания Нарушение обмена веществ | Биология 8 класс #36 | ИнфоурокСкачать
§ 38 Органы пищеваренияСкачать
Обмен веществ и энергии. Витамины. Энергообмен. Энергозатраты. Пищевой рацион человека | _ALONA_Скачать
Основной обмен и общие энергозатраты.Скачать
Биология (8 класс) - Витамины и их роль в организме человекаСкачать
Как легко решать все типы 29 задания второй части? | Биология ОГЭ с Никитой НиколаевымСкачать
Витамины. Видеоурок 25. Биология 8 классСкачать
§ 37 ВитаминыСкачать
§ 38 Железы внутренней секрецииСкачать
Определение общих энергозатрат человекаСкачать
Питание и пищеварение. Видеоурок 21. Биология 8 классСкачать
Основы рационального питанияСкачать
Обменные процессы в организме. Видеоурок по биологии 8 классСкачать
Биология 8 класс $32 Нормы и режим питания Нарушение обмена веществСкачать