«Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А. Каменский (гдз)
Биосфера. Особенности жизни организмов в различных средах
Вопрос 1. Назовите основные особенности жизни организмов в водной среде, в наземно-воздушной среде, в почве.
Особенности жизни организмов в водной среде, наземно-воздушной среде и в почве определяются физическими и химическими свойствами этих сред жизни. Эти свойства оказывают значительное влияние на действие других факторов неживой природы — стабилизируют сезонные колебания температуры (вода и почва), постепенно изменяют освещенность (вода) или полностью ее исключают (почва) и т. п.
Гидросфера, или водная оболочка Земли, составляет около 70 % поверхности Земного шара. Наибольшие запасы воды сосредоточены в Мировом океане (до 95 %), остальные 5 % приходятся на пресные водоемы (озера, реки и т.д.). В воде обитает огромное количество живых организмов, причем их типовое разнообразие значительно выше, чем на суше. Состояние гидросферы — важнейший фактор, определяющий климатические условия различных географических областей. Вода — плотная по сравнению с воздухом среда, обладающая выталкивающей силой и являющаяся хорошим растворителем. Поэтому многие организмы, обитающие в воде, характеризуются слабым развитием опорных тканей (водные растения, простейшие, кишечнополостные и т. п.), особыми способами передвижения (парение, реактивное движение), особенностями дыхания и приспособлениями к поддержанию постоянства осмотического давления в клетках, образующих их тела.
Атмосфера, или газовая оболочка Земли, состоит из смеси газов: азота, кислорода, углекислого газа, озона и инертных газов. Атмосфера оказывает огромное влияние на физико-химические и биологические процессы на поверхности земли и в водной среде: кислород необходим всем живым организмам для дыхания; углекислый газ — источник углерода при фотосинтезе и хемосинтезе; азот в результате деятельности азотфиксирующих бактерий переходит в форму нитратов, усваиваемых растениями. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет.
Литосфера — твердая оболочка Земли — включает в себя земную кору и верхнюю часть мантии. Жизнь в литосфере главным образом сосредоточена в ее верхнем плодородном слое — почве, глубина которого не превышает нескольких метров. В строении почвы выделяют несколько горизонтов (сверху вниз): верхний, называемый спадом, следующий — гумусовый слой, обеспечивающий плодородие почв, и третий, состоящий в основном из смеси песка и глины.
Почва — это верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых существ. Между частицами почвы имеются многочисленные полости, которые могут быть заполнены водой или воздухом. Поэтому почву населяют как водные, так и воздуходышащие организмы.
Вопрос 2. Какие приспособления выработались у организмов к обитанию в водной среде?
Водная среда является более плотной, чем воздушная, что определяет приспособления к передвижению в ней. Для активного перемещения в воде необходимы обтекаемая форма тела и хорошо развитая мускулатура (рыбы, головоногие моллюски — кальмары, млекопитающие — дельфины, тюлени).
Планктонные организмы (парящие в воде) имеют приспособления, повышающие их плавучесть, такие как увеличение относительной поверхности тела за счет многочисленных выростов и щетинок; уменьшение плотности за счет накопления в теле жиров, пузырьков газа (одноклеточные водоросли, простейшие, медузы, мелкие рачки). Для организмов, живущих в водной среде, характерны также приспособления к поддержанию водно-солевого баланса. Пресноводные виды имеют приспособления для удаления избытка воды из организма. Этому, например, служат выделительные вакуоли у простейших. В соленой воде, напротив, приходится защищать организм от обезвоживания, что достигается повышением концентрации солей в теле.,
Еще один способ поддерживать свой водно-солевой баланс — это перемещение в места с благоприятным уровнем солености.
И, наконец, постоянство водно-солевой среды организма обеспечивают непроницаемые для воды покровы (млекопитающие, высшие раки, водные насекомые и их личинки).
Растениям для жизни необходима световая энергия Солнца, поэтому водные растения обитают только на тех глубинах, куда способен проникнуть свет (обычно не более 100 м). С увеличением глубины обитания в клетках растений изменяется состав пигментов, принимающих участие в процессе фотосинтеза, что позволяет улавливать проникающие в глубину части солнечного спектра.
Вопрос 3. Как организмы избегают отрицательного влияния низких температур?
При низких температурах существует опасность остановки обмена веществ, поэтому у организмов выработались особые механизмы приспособления к его стабилизации.
Наименее приспособлены к резким колебаниям температуры растения. При резком понижении температуры ниже 0 °С вода в тканях может превратиться в лед, который способен их повредить. Но растения способны выдерживать небольшие отрицательные температуры путем связывания свободных молекул воды в комплексы, неспособные к образованию кристаллов льда (например, путем накапливания в клетках до 20—30% сахаров или жирных масел). При постепенном понижении температуры в процессе сезонных климатических изменений в жизни многих растений наступает период покоя, сопровождающийся либо частичным или полным отмиранием наземных вегетативных органов (травянистые формы), либо временным прекращением или замедлением основных физиологических процессов — фотосинтеза и транспорта веществ.
У животных наиболее надежной защитой от низких температур окружающей среды является теплокровность, но ею обладают не все. Можно выделить следующие пути приспособлений животных к низким температурам: химическую, физическую и поведенческую терморегуляцию.
Химическая терморегуляция связана с увеличением теплопродукции при понижении температуры путем интенсификации окислительно-восстановительных процессов. Этот путь требует расхода большого количества энергии, поэтому животным в суровых климатических условиях необходимо большее количество пищи. Этот вид терморегуляции осуществляется рефлекторно.
Многие холоднокровные животные способны поддерживать оптимальную температуру тела за счет работы мышц. Например, шмели в прохладную погоду разогревают тело дрожью до 32—33 °С, что дает им возможность взлетать и кормиться.
Физическая терморегуляция связана с наличием у животных специальных покровов тела — перьевого или волосяного, которые благодаря своей структуре образуют воздушную и окружающей средой, так как известно, что воздух является отличным теплоизолятором. Кроме того, многие животные, обитающие в суровых климатических условиях, накапливают подкожный жир, также обладающий термоизоляционными свойствами.
Поведенческая терморегуляция связана с перемещением в пространстве с целью избегания неблагоприятных для жизнедеятельности температур, созданием убежищ, скучиванием в группы, изменением активности в разное время суток или года.
Вопрос 4. В чем состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Паразитизм — тип взаимоотношений между различными видами живых организмов, при котором один из них использует другого в качестве среды обитания. Паразиты отмечены практически во всех таксономических группах организмов: облигатные внутриклеточные паразиты — вирусы, паразитические бактерии, одноклеточные животные, целые классы среди беспозвоночных, низшие хордовые. Существуют паразитические грибы и высшие растения. Паразиты выработали ряд специфических приспособлений, которые отличают их от свободноживущих представителей той же группы организмов. Это, прежде всего наличие органов проникновения и фиксации в организме хозяина, размеры и форма тела, высокая репродуктивная способность, сложные циклы развития и т.д.
Популяционные взаимоотношения в системе паразит ⇔ хозяин достаточно сложны, но в конечном итоге также служат механизмом регуляции численности.
Симбиоз — явление, противоположное паразитизму.
Под симбиозом понимается взаимовыгодное сожительство двух или большего числа организмов. В симбиоз могут вступать бактерии, водоросли, грибы, одноклеточные организмы, высшие растения и животные. Примеры симбиоза многочисленны. Это клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений; микориза — симбиоз почвенных грибов и корней высших растений; лишайники — симбиоз грибов и водорослей; жгутиконосцы, обитающие в кишечнике термитов; раки-отшельники и актинии и др.
Таким образом, условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с условиями внешней среды, поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и системы, необходимые свободноживущим видам (органы чувств, органы передвижения, пищеварения и т.п.), но при этом у них возникают приспособления для удержания в теле хозяина (крючки, присоски и т. п.) и эффективного размножения.
💥 Видео
География 6 класс (Урок№13 - Биосфера — земная оболочка.)Скачать
Среды обитания организмов. Знакомство с организмами различных сред обитания. Видеоурок по биологии 5Скачать
Биосфера - среда жизниСкачать
Биосфера. Круговорот веществ в биосфере | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Видеоурок по биологии 9 классСкачать
Биосфера. Среды жизни. ( фильм 1) Урок биологии.Скачать
Экология 10 класс (Урок№8 - Биосферный уровень организации жизни. Биосфера как глоб. экосистема.)Скачать
Биосфера | Биология ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать
Видеоурок по биологии "Среды жизни Планеты Земля"Скачать
Биосфера - сфера жизниСкачать
Экология 10 класс (Урок№5 - Среды жизни и средообразующая деятельность организмов.)Скачать
Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферуСкачать
География 6 класс (Урок№15 - Биосфера и человек.)Скачать
Среды жизни и средообразующая деятельность организмовСкачать
Биосфера. Среды жизни. Урок биологии.Скачать
6 класс.Среда обитанияСкачать
Биосфера. Среды жизни. (фильм 2) Урок биологии.Скачать
Среды жизни на Земле. Приспособленность организмовСкачать
Тема №4. Среды жизни и приспособления организмов к ним.Скачать
Биология (Л.Н.Сухорукова) 9к §48 Среды жизни. Биосфера и её границыСкачать