Задачи из олимпиады 8 класс

  1. По одной из версий причина смерти Наполеона Бонапарта — отравление мышьяком. Источником мышьяка, по мнению ученых, служили обои в спальне его дома на острове Святой Елены. В те времена в качестве пигмента при производстве обоев часто использовали зелень Шееле — гидроарсенит меди — CuHAsO3. В резиденции Наполеона 0,3 г такого пигмента содержалось на 1 м2обоев. В условиях теплого влажного климата острова обои поражались плесневыми грибками, которые переводили мышьяк, содержащийся в краске, в летучее соединение — триметиларсин As(CH3). Рассчитайте максимально возможную массу образующегося триметиларсина, предположив, что в него перешел весь мышьяк, содержащийся в краске обоев спальни, высота потолка 3 м (размером окон и дверей пренебречь). Если принять, что весь триметиларсин равномерно выделялся в течение 5 лет, рассчитайте, за какое время без проветривания в спальне Бонапарта концентрация токсичного вещества достигала предельно допустимого значения (ПДК — предельно допустимая концентрация — составляет 0,1 мг мышьяка на 1 м3 воздуха).

Решение:

  1. Находим площадь обоев: S = (3 + 5) · 2 · 3 = 48 м2
  2. Находим массу гидроарсенита меди в краске на 48 м2 обоев:

m(CuHAsO3) = 48 · 0,3 = 14,4 г

  1. Находим количество гидроарсенита меди:

nCuHAsO3 = 14,4 г / 188 г/моль ≈ 0,077 моль

  1. Находим количество и массу триметиларсина:

n(As(CH3)3) = n(CuHAsO3) = 0,077 моль

m(As(CH3)3) = 0,077 моль · 120 г/моль ≈ 9,2 г

  1. Находим массу мышьяка:

m(As) = 0,077 моль · 75 г/моль ≈ 5,78 г

6.Принимая равномерность выделения триметиларсина в течение 5 лет, рассчитаем массу

 мышьяка, который попадал в воздух спальни каждые сутки:

m(As) = 5,78 г / 5 · 365 суток ≈ 3 мг/сутки

  1. Находим объем воздуха в спальне:

V = 5 · 3 · 3 = 45 м3

  1. Рассчитаем концентрацию мышьяка, накапливающегося в воздухе за 1 сутки:

 3 мг/сутки / 45 м3 ≈ 0,067 мг/сутки·м3

  1. Учитывая, что ПДК составляет 0,1 мг мышьяка на 1 м3 воздуха, рассчитаем время:

t = 0,1 мг/м3 / 0,067 мг/сутки·м3 ≈ 1,5 суток. Таким образом, если не проветривать (или плохо проветривать) помещение спальни более 1,5 суток, концентрация токсичных соединений мышьяка в воздухе превысит предельно допустимое значение.

  1. В названии одного из «Уральских сказов» русского писателя П.П. Бажова упоминается известный минерал зеленого цвета. Вспомните название этого поделочного камня и установите его химическую формулу, зная, что при нагревании 1 моль вещества, из которого он состоит, образуется 2 моль оксида меди (II), 1 моль углекислого газа и 1 моль воды.

Решение:

Варианты записи могут быть любыми, например:

 СuxCyHzOk → 2CuO + CO2 + H2O

 Сu2CH2O5 → 2CuO + CO2 + H2O

 (CuOH)2CO3 — малахит

  1. Морская вода содержит большое количество солей, что делает ее непригодной для утоления жажды. Как добыть пресную воду из морской выжившему в кораблекрушении и попавшему на необитаемый остров моряку (считайте, что простейшая утварь была выброшена на этот же остров)? Опишите порядок действий и современное название каждого действия.

Решение:

Как возможный вариант, морскую воду можно длительное время кипятить, поглощать пары воды пористым материалом (тканью или морскими губками), затем пропитанный пресной водой материал отжать. Современное название действий: выпаривание, адсорбция, десорбция.

4.Какую массу 5% раствора сульфата натрия и какую массу кристаллогидрата сульфата натрия (Na2SO4·10H2O) следует взять для приготовления 14 г раствора с массовой долей сульфата натрия 11%?

Решение

Составим уравнение баланса сульфата натрия

m(Na2SO4)в 1p + m(Na2SO4)в кр. = m(Na2SO4)в 2р

 Преобразуем уравнение

m1p · w(Na2SO4)в 1p + mкр. · w(Na2SO4)в кр. = m2p · w(Na2SO4)в 2p

 Рассчитаем массовую долю сульфата натрия в кристаллогидрате

w(Na2SO4)в кр. = 142 / 322 = 0,44

 Обозначим массу первого раствора за х. Тогда масса кристаллогидрата будет равна mкр. = 14 – х

 Приведенное выше уравнение будет выглядеть следующим образом:

х · 0,05 + (14 – х) 0,44 = 14 · 0,11

 Из уравнения следует:

х = 11,85; 14 – х = 2,15

Ответ: m1p = 11,85 г; mкр. = 2,15 г.

  1. Каждый из трех одинаковых (по массе и по объёму) сосудов наполнен одним из газов: водород, гелий и неизвестный газ X. Массы этих сосудов, заполненных указанными газами: 45,7 г, 45,9 г и 48,7 г. Какой будет масса такого сосуда, заполненного воздухом? Что представляет собой газ X? Как экспериментально можно проверить Ваше решение в отношении X?

Решение

  1. Сосуды имеют одинаковый объем, следовательно, содержат одинаковые количества газов. Пусть количество газообразных веществ равно x.
  2. Наименьшая масса (45,7 г) соответствует сосуду, заполненному водородом, масса 45,9 г — гелием.
  3. Пусть масса сосуда m г,
  4. Масса сосуда без газа — 45,5 г
  5. Количество газа в сосуде — 0,1 моль
  6. Масса сосуда, заполненного воздухом:

 45,5 + 29 · 0,1 = 48,4 г

  1. Масса газа X:

 48,7 – 45,5 = 3,2 г

  1. Молярная масса газа X:

M(X) = 3,2 / 0,1 = 32 г/моль

  1. Очевидно, газ X — кислород
  2. Для экспериментальной проверки следует провести качественную на кислород — внести в сосуд с газом тлеющую лучинку. Если газ X — кислород, лучинка вспыхивает.

 

🔍 Видео

Не могут решить даже многие студенты — олимпиада для 8 классаСкачать

Не могут решить даже многие студенты — олимпиада для 8 класса

Основы математики | Задача из норвежской олимпиады 8 классаСкачать

Основы математики | Задача из норвежской олимпиады 8 класса

8 класс. Алгебра. Задания для школьных математических олимпиад.Скачать

8 класс. Алгебра. Задания для школьных математических олимпиад.

Разбор заданий школьного этапа ВсОШ по математике, 8 класс, 1 группа регионовСкачать

Разбор заданий школьного этапа ВсОШ по математике, 8 класс, 1 группа регионов

Разбор олимпиадных задач по математике 8 КлассСкачать

Разбор олимпиадных задач по математике 8 Класс

Математика | Разбор заданий Школьного этапа ВсОШ | 8 класс | ШЭ 2020/2021Скачать

Математика | Разбор заданий Школьного этапа ВсОШ | 8 класс | ШЭ 2020/2021

Как решать олимпиадные задачи?Скачать

Как решать олимпиадные задачи?

Самая сложная задача районной олимпиады за 8 классСкачать

Самая сложная задача районной олимпиады за 8 класс

Задача с чешской олимпиады, которую решили только 14 школьниковСкачать

Задача с чешской олимпиады, которую решили только 14 школьников

Разбор самой простой задачи международной олимпиады по математикеСкачать

Разбор самой простой задачи международной олимпиады по математике

КАК ПОБЕДИТЬ НА ОЛИМПИАДЕСкачать

КАК ПОБЕДИТЬ НА ОЛИМПИАДЕ

Разбор задач олимпиады «Высшая проба» для 7-8 классовСкачать

Разбор задач олимпиады «Высшая проба» для 7-8 классов

Олимпиады: начало. Делимость и остатки. Олимпиадная математикаСкачать

Олимпиады: начало. Делимость и остатки. Олимпиадная математика

Персидская олимпиадная задача по математикеСкачать

Персидская олимпиадная задача по математике

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по математике. Тренировочная олимпиада. 8 классСкачать

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по математике. Тренировочная олимпиада. 8 класс

Как готовиться к олимпиадам по химии? | Екатерина Строганова | ЕГЭ по химии | 100балльный репетиторСкачать

Как готовиться к олимпиадам по химии? | Екатерина Строганова | ЕГЭ по химии | 100балльный репетитор

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по Химии

Советская олимпиада, которую сегодня решить только 2 школьниковСкачать

Советская олимпиада, которую сегодня решить только 2 школьников

8 класс. Алгебра. Олимпиадные задания.Скачать

8 класс. Алгебра. Олимпиадные задания.

Подготовка к олимпиадам по физике 7-8 класс. Сила АрхимедаСкачать

Подготовка к олимпиадам по физике 7-8 класс. Сила Архимеда
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии