Задачи на дигибридное скрещивание. Задачи 266 — 271

Правильное решение задач по генетике на дигибридное скрещивание

Задачи по генетике человека

 

Залача 266.
У человека синдактилия (сращение пальцев) и близорукость передаются как доминантные аутосомные признаки, а пятипалость и нормальное зрение — как рецессивные аутосомные признаки.
Дигетерозиготная женщина вышла замуж за гетерозиготного мужчину с синдактилией, имеющего нормальное зрение.. Какова степень генетического риска рождения ребенка с признаками матери?
Решение:
А — аллель гена синдактилии;
а — аллель пятипалости;
В — аллель гена близорукости:
b =- аллель гена нормальеого зрения;
АаBb — дигетерозигота — синдактилия и близорукость;
Aabb — синдактилия и нормальное зрение.
Схема скрещивания
Р: АаBb    х    Aabb
Г: AB; ab       Ab: ab
   aB; ab
F1: AABb — 12,5%; АаBb — 25%; AAbb — 12,5%; Аabb — 25%; aaBb — 12,5%; aabb — 12,5%.
Наблюдается 6 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:1:2:1:1.
Фенотип:
AABb — синдактилия и близорукость —  12,5%; 
АаBb — синдактилия и близорукость — 25%; 
AAbb — синдактилия и нормальное зрение — 12,5%; 
Аabb — синдактилия и нормальное зрение — 25%; 
aaBb — пятипалость и близорукость — 12,5%; 
aabb — пятипалость и нормальное зрение — 12,5%.
Наблюдаемый фенотип:
синдактилия и близорукость —  37,5%;
синдактилия и нормальное зрение — 37,5% 
пятипалость и близорукость — 12,5%; 
пятипалость и нормальное зрение — 12,5%. 
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 3:3:1:1.

Видео:Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 классСкачать

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс

Выводы:
1) в данном браке степень генетического риска рождения ребенка с признаками матери составляет 37,5% или 3/8. 

 


Задача 267.
Молекула гемоглобина1 у человека содержит две альфа- и две бета-цепи. Альфа-цепь программирует доминантный ген, расположенный в 16-й хромосоме, а бета-цепь – доминантный ген в 11-й хромосоме. Супруги здоровы, но дигетерозиготны по указанным генам. Какой вид взаимодействия генов имеет место в этой ситуации? Может ли у них родиться ребенок с аномальным гемоглобином? Если не может, то почему? А если может, то с какой вероятностью?
Решение:
А — ген продуцирует нормальную альфа-цепь гемоглобина;
а — ген продуцирует аномальную альфа-цепь гемоглобина;
В — ген продуцирует нормальную бета-цепь гемоглобина;
b — ген продуцирует аномальную бета-цепь гемоглобина;
AaBb — дигетерозигота — нормальный гемоглобин.

Схема скрещивания
Р: AaBb      x     AaBb
Г: AB; Ab          AB; Ab
   aB; ab          aB; ab
F1: 1ААВВ — 6,25%; 2ААВb — 12,5%; 2АаВВ — 12,5%; 4АаВb — 25%; 1ААbb — 6,25%; 2Ааbb — 12,5%; 1ааВВ — 6,25%; 2ааВb — 12,5%; 1ааbb — 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу — 1:2:2:4:1:2:1:2:1.  
Фенотипы:
ААВВ — здоровый организм, нормальный гемоглобин — 6,25%; 
ААВb — здоровый организм, нормальный гемоглобин — 12,5%; 
АаВВ — здоровый организм, нормальный гемоглобин — 12,5%; 
АаВb — здоровый организм, нормальный гемоглобин — 25%; 
ААbb — отсутствует бета-цепь гемоглобина, бета-талассемия — 6,25%; 
Ааbb — отсутствует бета-цепь гемоглобина, бета-талассемия — 12,5%; 
ааВВ — отсутствует альфа-цепь гемоглобина, альфа-талассемия — 6,25%; 
ааВb — отсутствует альфа-цепь гемоглобина, альфа-талассемия — 12,5%; 
ааbb — отсутствуют альфа- и бета-цепь гемоглобина, аномальный гемоглобин — 6,25%. 
Наблюдаемый фенотип:
здоровый организм, нормальный гемоглобин — 56,25%;
отсутствует бета-цепь гемоглобина, аномальный гемоглобин — 18,75%; 
отсутствует альфа-цепь гемоглобина, аномальный гемоглобин — 18,75%;
отсутствуют альфа- и бета-цепь гемоглобина, аномальный гемоглобин — 6,25%.
Наблюдается 4 типа фенотипов. Расщепление по фенотипу — 9:3:3:1. 

Выоды:
1) наследование формы гемоглобина осуществляется по аутосомному механизму (наследование признаков, гены которых расположены в неполовых хромосомах — аутосомах);
2) в данной семье может родиться ребенок с аномальным гемоглобином с вероятностью 6,25%.

 


Задача 268. 
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а наличие веснушек над их отсутствием. Кареглазый мужчина без веснушек, отец которой был голубоглазым, женился на голубоглазой женщине с веснушками, мать которой была без веснушек. Какова вероятность рождения голубоглазого ребенка без веснушек в этой семье?
Решение:
А — карий цвет глаз;
а — голубой цвет глаз;
В — наличие веснушек;
b — отсутствие веснушек.
Так как у кареглазого мужчины без веснушек, отец которого был голубоглазым, является гетерозиготным по признаку цвета глаз — Аа и его генотип — Ааbb. Голубоглазая женщине с веснушками, мать которой была без веснушек, является гетерозиготой по признаку веснушек — (Dd) и её генотип — aaBb.

Схема скрещивания
Р: aaBb   х     Ааbb
Г: aB; ab       Ab; ab
F1: AaBb — 25%; Aabb — 25%; aaBb — 25%; aabb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1. 
Фенотип:
AaBb — кареглазость, наличие веснушек — 25%; 
Aabb — кареглазость, отсутствие веснушек — 25%; 
aaBb — голубоглазость, наличие веснушек — 25%; 
aabb — голубоглазость, отсутствие веснушек — 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1:1:1. 

Выводы:
1) вероятность рождения голубоглазого ребенка без веснушек в этой семье составляет 25%.

 


Задача 269.
У человека черный цвет глаз (А) доминирует над голубым (а), а наличие веснушек (В) над отсутствием. Женщина с голубыми глазами и без веснушек выходит замуж за мужчину с черными глазами и веснушками. Известно, что мать мужчины была голубоглазой и у неё были веснушки.
1) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
2) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
3) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
4) Какова вероятность того, что ребёнок будет похож на мать?
5) Какова вероятность того, что ребёнок будет похож на отца?
Решение:
А — ген черного цвета глаз;
а — ген голубоглазости;
В — наличие веснушек;
b — отсутствие веснушек.
Мать дигомозигота по обоим рецессивным признакам, поэтому её генотип имеет вид: ааbb. Так как у мужчины с черными глазами и веснушками мать была голубоглазой и у неё были веснушки, то он будет дигетерозиготен по обоим признакам и его генотип имеет вид: АаBb.

Видео:Дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Дигибридное скрещивание. 9 класс.

Схема скрещивания
Р: ааbb    х    АаBb
Г: аb             АB; Ab; aB; аb
F1: АaBb — 25%; Aabbb — 25%; aaBb — 25%; аabb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1.
Фенотип:
АaBb — чёрные глаза и веснушки — 25%; 
Aabbb — чёрные глаза и отсутствие веснушек — 25%; 
aaBb — голубые глаза и веснушки — 25%; 
аabb — голубые глаза и отсутствие веснушек — 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1:1:1.

Выводы:
1) у мужчины образуется 4 типа гамет;
2) у детей может быть 4 разных фенотипа;
3) у детей может быть 4 разных генотипа;
4) вероятность того, что ребёнок будет похож на мать составляет 25%;
5) вероятность того, что ребёнок будет похож на отца составляет 25%.

 


Наследование цвета оперения и хохлатости у кур

Задача 270. 
У кур черный цвет пера и хохлатость являются доминантными признаками. Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного хохлатого петуха (гомозиготного по двум признакам) с бурой бесхохлатой курицей.
Решение:
А — черный цвет пера;
а — бурый цвет пера;
В — хохлатость;
b — отсутствие хохолка (бесхохлатость).

Схема скрещивания
Р: aabb     x     AABB
Г: аb             АВ
F1: AaBb — 100%.
Фенотип:
AaBb — черный цвет пера и хохлатость 100%.
Наблюдается единообразие поколения в F1.

 


Наследование окраса шерсти и формы ушей у собак
  

Задача 271. 
У собак черная окраска шерсти (А) доминирует над коричневой, а висячие уши (В) — над стоячими. Скрещивали черную собаку с висячими ушами — дигетерозиготную, с коричневой со стоячими ушами. Какова вероятность появления коричневого щенка со стоячими ушами?
Решение:
А — черная окраска шерсти;
а — коричневая окраска шерсти;
В — висячие уши;
b — стоячие уши;
АаBb — дигетерозигота — черная собака с висячими ушами;
aabb — коричневая собака со стоячими ушами.

Видео:Как Решать Задачи на Дигибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Дигибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Схема скрещивания
Р: АаBb   х    aabb
Г: AB; Ab      ab
   aB; ab
F1: AaBb — 25%; Аabb — 25%; aaBb — 25%; aabb — 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу — 1:1:1:1. 
Фенотип:
AaBb — черная собака с висячими ушами — 25%; 
Аabb — черная собака со стоячими ушами — 25%; 
aaBb — коричневая собака с висячими ушами — 25%;
aabb — коричневая собака со стоячими ушами — 25%. 
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу — 1:1:1:1. 

Выводы:
1) вероятность появления коричневого щенка со стоячими ушами в этой вязке составляет 25%.


1Нормальный человеческий гемоглобин HbA состоит из четырех белковых цепей двух разных видов: две альфа-цепи и две бета-цепи. Соответственно, если нарушен синтез альфа-цепей (при этом в крови появляется аномальный гемоглобин, состоящий из четырех альфа-цепей), то говорят об альфа-талассемии. Если же нарушен синтез бета-цепей, то речь идет о бета-талассемии; при этом образуются другие варианты гемоглобина, которые не содержат ?-цепей.

🎥 Видео

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Практическая часть-решение задач.9 класс.Скачать

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Практическая часть-решение задач.9 класс.

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать

Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по Биологии

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.

Решение задач на дигибридное скрещиваниеСкачать

Решение задач на дигибридное скрещивание

Решение задачи на дигибридное скрещивание | БиологияСкачать

Решение задачи на дигибридное скрещивание | Биология

Разбор задачи по генетике на дигибридное скрещивание. Задача с норками.Скачать

Разбор задачи по генетике на дигибридное скрещивание. Задача с норками.

Дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 9 классСкачать

Дигибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 9 класс

Дигибридное скрещивание. 3-ий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТСкачать

Дигибридное скрещивание. 3-ий закон Менделя | Биология ЕГЭ, ЦТ

Дигибридное скрещивание (легкие задачи)Скачать

Дигибридное скрещивание (легкие задачи)

Дигибридное скрещиваниеСкачать

Дигибридное скрещивание

Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать

Третий закон Менделя / Задача

Генетическая задача на дигибридное скрещивание.Скачать

Генетическая задача на дигибридное скрещивание.

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать

Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепления

Дигибридное скрещиваниеСкачать

Дигибридное скрещивание

Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать

Задача на 1 закон Менделя. Генетика

Все типы задач по генетике в ЕГЭ | Биология ЕГЭ 2022 | УмскулСкачать

Все типы задач по генетике в ЕГЭ | Биология ЕГЭ 2022 | Умскул

Цитологические основы генетических законов наследования. Моногибридное скрещивание. 9 класс.Скачать

Цитологические основы генетических законов наследования. Моногибридное скрещивание. 9 класс.
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии