Строение мицеллы золя. Задачи 72 — 76

Составление формулы мицеллы золя и рассчет порога коагуляции электролита

 

Изменение порога коагуляции электролита

 

Задача 72.
Как изменится порог коагуляции электролита для золя бромида серебра, частицы которого заряжены положительно, если для коагуляции 0,1 л золя вместо 0,0015 л 0,1 н K2SO4 взят раствор Fe(NO3)3.
Решение:
Vэл = 0,0015 л;
Vз = 0,1 л;
CM(K2SO4) = 0,1 н;
CM[Fe(NO3)3] = 0,1 н;
∆ПК = ? 
Минимальное количество электролита, прибавляемого к золю, которое вызывает коагуляцию, называется порогом коагуляции (ПК, ммоль/л). Порог коагуляции можно рассчитать по формуле:

ПК = (СЭ .Vэл)/(Vэл + Vз), где 

СЭ – эквивалентная концентрация (молярная концентрация эквивалента), моль/л;
Vэл. – объемы электролита, мл;
Vз. – золя соответственно, мл.

СЭ(K2SO4) = CM(K2SO4) . 2 = 0,1 . 2 = 0,2 моль/л;
СЭ[Fe(NO3)3] = CM[Fe(NO3)3] . 3 = 0,1 . 3 = 0,3 моль/л.

В нашем случае электролитами-коагулянтами являются растворы K2SO4 и Fe(NO3)3. Согласно правилу Шульце — Гарди (правило значности), при коагуляции золя электролитами коагулирующий ион имеет заряд, противоположный заряду коллоидной частицы; а порог коагуляции при этом тем меньше, чем выше заряд коагулирующего иона. В нашем случае 
ионами-коагулянтами выступают анионы SO42- и NO3.

Вычисляем пороги коагуляции добавляемых электролитов:

Видео:СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 2Скачать

СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 2

ПК(SO42-) = (0,2 моль/л . 0,0015 л)/(0,1 л + 0,0015 л) = 0,00296 моль/л или 2,96 ммоль/л;
ПК(NO3) = ((0,3 моль/л . 0,0015 л)/(0,1 л + 0,0015 л) = 0,00443 моль/л или 4,43 ммоль/л.
∆ПК = ПК(NO3) — ПК(SO42-) = 4,43 ммоль/л — 2,96 ммоль/л = 1,47 ммоль/л.

Так как 2,96 ммоль/л < 4,43 ммоль/л = ПК(SO42-) < ПК(NO3), то порог коагуляции увеличится с применением раствора Fe(NO3)3 на 1,47 ммоль/л.
 


Задача 73.
Какой из этих электролитов-коагуляторов будет обладать меньшим порогом коагуляции: K3PO4, (CHCOO)2Zn, AlCl3?
Решение:
Порог коагуляции — это минимальная концентрация электролита, которая вызывает явную коагуляцию коллоидного раствора (помутнение раствора или изменение его окраски). Чем меньше порог коагуляции, тем больше коагулирующая способность электролита.
Надо знать правило Шульце — Гарди: коагулирующим действием обладает тот ион электролита, который имеет заряд, противоположный
заряду гранулы; коагулирующее действие тем сильнее, чем выше заряд иона-коагулятора (правило значности). Следовательно, наименьший порог коагуляции (или наибольшая коагулирующая способность) у иона с большим зарядом по отношению к иону с меньшим зарядом, т.е. коагулирующая способность трёхзарядного иона выше коагулирующей способности двухзарядного иона и тем более однозарядного.

Правило Шульце-Гарди на основании опытных данных дает для 1-, 2- и 3-зарядных противоионов соотношение (ряд Шульце-Гарди):

1 : 0,04 : 0.002 = 1 : 1/25 : 1/500.

Значения порогов коагуляции электролитов с одно-, двух- и трехзарядными ионами относятся как числа:

729 : 11 : 1

Согласно правилу Шульца-Гарди, теоретически обоснованному Дерягиным и Ландау, порог коагуляции обратно пропорционален заряду противоиона в шестой степени.

Коагулирующее действие тем сильнее, чем выше заряд иона-коагулятора (правило значности). Следовательно, наименьший порог коагуляции (или наибольшая коагулирующая способность) у иона с большим зарядом по отношению к иону с меньшим зарядом, т.е. коагулирующая способность трёхзарядного иона выше коагулирующей способности двухзарядного иона и тем более однозарядного.
Поскольку в электролитах K3PO4, (CHCOO)2Zn, AlCl3 заряд катионов в ряду наибольший у Al3+, то AlCl3 будет обладать наименьшим порогом коагуляции в случае если потенциалопределяющими ионами будут катионы (электролит взят в избытке). Если же потенциалопределяющими ионами будут являться анионы, то наименьшим порогом коагуляции будет являться K3PO4, так как электролит содержит 3-зарядный ион PO43- — электролит взят в недостатке.

 


Составление формулы мицеллы золя

 

Задача 74.
Золь бромида свинца (ΙΙ) получен реакцией бромида кальция с избытком ацетата свинца (ΙΙ). Написать формулу мицеллы.
Решение:
Золь получен по следующему уравнению реакции:

Видео:Схема строения мицеллыСкачать

Схема строения мицеллы

Pb(CH3COO)2 + CaBr2 ⇔ PbBr2↓ + Ca(CH3COO)2,

из которого следует, что агрегатом является малорастворимый бромид свинца PbBr2.

Диссоциация вещества, взятого в избытке:

Pb(CH3COO)2 = Pb2+ + 2CH3COO

Pb2+-противоион(ПИ). Так как в избытке Pb(CH3COO)2, значит, ядром коллоидных частиц будут адсорбироваться Pb2+ и частицы золя приобретут положительный заряд. Противоионами будут служить ионы Br–.

Формула мицеллы золя будет выглядеть следующим образом:

{[m(PbBr2)]·nPb2+, 2(n-x)Br]}2x+·2xBr, где

mPbBr2  -зародыш — нерастворимое вещество, образовавееся в ходе реакции;

m-коэффициент, указывающий число частиц вещества;

nPb2+ — потенциалопределяющие ионы, адсорбирующие на зародыше. Они составляют ядро мицеллы —

Видео:СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 1Скачать

СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 1

[m(PbBr2)]·nPb2+;

часть противоионов адсорбируется непосредственно на ядре и оставляет адсорбиционный слой противоионов, его обозначают в данном случае —

2(n-x)Br–;

ядро с адсорбиционным слоем противоионов составляет гранулу мицеллы —

{[m(PbBr2)]·nPb2+, 2(n-x)Br]};

гранула имеет заряд, знак которого определяется знаком заряда потенциалопределяющих ионов, в данном случае «2х+» —

{[m(PbBr2)]·nPb2+, 2(n-x)Br]}2x+;

заряд гранулы нейтрализуется противоионами диффузного слоя, число которых составляет 2xBr.
 


Задача 75.
Написать формулу мицеллы, полученной при взаимодействии хлорида цинка с избытком гидроксида натрия. Указать составляющие мицеллы. К какому электроду будет двигаться гранула в электрическом поле?
Решение:
Запишем уравнение реакции, протекающей при сливании двух растворов:

2NaOH + ZnCl2 = Zn(OH)2↓  + 2NaCl,

из которого следует, что агрегатом является малорастворимый гидроксид цинка Zn(OH)2.

Видео:Мицелла. Агрегат - BaSO4. Стабилизатор - Na2SO4Скачать

Мицелла.  Агрегат - BaSO4.  Стабилизатор - Na2SO4

Диссоциация вещества, взятого в избытке:

NaOH = Na+ + OH

Так как в избытке NaOH, значит, ядром коллоидных частиц будут адсорбироваться OH (потенциалопределяющие ионы, входящие в его состав и находящиеся в растворе в избытке) и частицы золя приобретут отрицательный заряд. Потенциалопределяющие ионы — ионы, входящие в состав зародыша [Zn(OH)2] и находящиеся в растворе в избытке, у нас ионы OH.
Противоионами будут служить ионы Na+ (противоионы, которые компенсируют заряд твердой фазы и образуют адсорбционный слой). Противоионы — ионы, содержащиеся в растворе, но не входящие в состав агрегата, у нас ионы Na+

Формула мицеллы золя будет выглядеть следующим образом:

{[Zn(OH)2)m]·nOH, (n-x)Na+]}x–·xNa+, где

Zn(OH)2  -зародыш (агрегат) — нерастворимое вещество, образовавееся в ходе реакции;

m — коэффициент, указывающий число частиц вещества;

nOH — потенциалопределяющие ионы, адсорбирующие на зародыше. Они составляют ядро мицеллы:

Zn(OH)2)m]·nOH;

часть противоионов адсорбируется непосредственно на ядре и оставляет адсорбиционный слой противоионов, его обозначают в данном случае (n-x)Na+;

Видео:МицеллаСкачать

Мицелла

ядро с адсорбиционным слоем противоионов составляет гранулу мицеллы —

{[Zn(OH)2)m]·nOH, (n-x)Na+]};

гранула мицеллы имеет заряд, знак которого определяется знаком заряда потенциалопределяющих ионов, в данном случае «x-» —

{[Zn(OH)2)m]·nOH, (n-x)Na+]}x-;

заряд гранулы нейтрализуется противоионами диффузного слоя, число которых составляет xNa+.

Так как гранула мицеллы имеет отрицательный заряд, то она будет двигаться к положительно заряженному электроду — аноду.
 


Задача 76.
Написать мицеллу образовавшегося золя Mg(OH)2, полученной при взаимодействии хлорида магния с гидроксида натрия, если хлорид магния взят в избытке.  
Решение:
Реакция будет иметь вид: 

MgCl2(избыток) + 2NaOH = Mg(OH)2 + 2NaCl. 

Из уравнения реакции следует, что ядром коллоидной частицы является малорастворимый гидроксид магния Mg(OH)2.
Диссоциация вещества, взятого в избытке:

MgCl2 = Mg2+ + 2Cl.

Так как в избытке MgCl2, значит, агрегатом коллоидных частиц будут адсорбироваться Mg2+ (потенциалопределяющие ионы, входящие в его состав и находящиеся в растворе в избытке) и частицы золя приобретут положительный заряд. Потенциалопределяющие ионы — ионы, входящие в состав зародыша (Mg(OH)2) и находящиеся в растворе в избытке, у нас ионы Mg2+.
Противоионами будут служить ионы Cl (противоионы, которые компенсируют заряд твердой фазы и образуют адсорбционный слой). Противоионы — ионы, содержащиеся в растворе, но не входящие в состав агрегата, у нас ионы Cl.

Видео:Золи. Лиофобные коллоидные системыСкачать

Золи. Лиофобные коллоидные системы

Формула мицеллы золя будет выглядеть следующим образом:

{[Mg(OH)2m]·nMg2+, 2(n-x)Cl–]}2x+·2xCl


 

🎬 Видео

СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 3Скачать

СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 3

СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 4Скачать

СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 4

Теорема Монжа + задача 76Скачать

Теорема Монжа + задача 76

Правило Шульце ГардиСкачать

Правило Шульце Гарди

Задача на нахождение части от числа. Как решать задачи с дробями?Скачать

Задача на нахождение части от числа. Как решать задачи с дробями?

Мицелла. Агрегат – Cu(OH)2. Стабилизатор – CuSO4.Скачать

Мицелла. Агрегат – Cu(OH)2. Стабилизатор – CuSO4.

#72 Номер 72 из Демидовича | Число eСкачать

#72 Номер 72 из Демидовича | Число e

5.4. Мицеллообразование в растворах ПАВ. Критическая концентрация мицелообразованияСкачать

5.4. Мицеллообразование в растворах ПАВ. Критическая концентрация мицелообразования

#76 Номер 76 из Демидовича | Число eСкачать

#76 Номер 76 из Демидовича | Число e

Логарифмическая линейка Извлекаем корниСкачать

Логарифмическая линейка Извлекаем корни

Решение задач на индуктивный и мезомерный эффекты в молекулах. Часть 1.Скачать

Решение задач на индуктивный и мезомерный эффекты в молекулах. Часть 1.

Лекция 5.7. Ортогонализация Грама-Шмидта: примерСкачать

Лекция 5.7. Ортогонализация Грама-Шмидта: пример

6.1 Численные методы решения задачи Коши для ОДУСкачать

6.1 Численные методы решения задачи Коши для ОДУ

Математика ЕГЭ 2024 профиль. Задание 9. Задачи с прикладным содержаниемСкачать

Математика ЕГЭ 2024 профиль. Задание 9. Задачи с прикладным содержанием
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии