Строение мицеллы золя. Задачи 72 — 76

Составление формулы мицеллы золя и рассчет порога коагуляции электролита

 

Изменение порога коагуляции электролита

 

Задача 72.
Как изменится порог коагуляции электролита для золя бромида серебра, частицы которого заряжены положительно, если для коагуляции 0,1 л золя вместо 0,0015 л 0,1 н K2SO4 взят раствор Fe(NO3)3.
Решение:
Vэл = 0,0015 л;
Vз = 0,1 л;
CM(K2SO4) = 0,1 н;
CM[Fe(NO3)3] = 0,1 н;
∆ПК = ? 
Минимальное количество электролита, прибавляемого к золю, которое вызывает коагуляцию, называется порогом коагуляции (ПК, ммоль/л). Порог коагуляции можно рассчитать по формуле:

ПК = (СЭ .Vэл)/(Vэл + Vз), где 

СЭ – эквивалентная концентрация (молярная концентрация эквивалента), моль/л;
Vэл. – объемы электролита, мл;
Vз. – золя соответственно, мл.

СЭ(K2SO4) = CM(K2SO4) . 2 = 0,1 . 2 = 0,2 моль/л;
СЭ[Fe(NO3)3] = CM[Fe(NO3)3] . 3 = 0,1 . 3 = 0,3 моль/л.

В нашем случае электролитами-коагулянтами являются растворы K2SO4 и Fe(NO3)3. Согласно правилу Шульце — Гарди (правило значности), при коагуляции золя электролитами коагулирующий ион имеет заряд, противоположный заряду коллоидной частицы; а порог коагуляции при этом тем меньше, чем выше заряд коагулирующего иона. В нашем случае 
ионами-коагулянтами выступают анионы SO42- и NO3.

Вычисляем пороги коагуляции добавляемых электролитов:

Видео:СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 2Скачать

СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 2

ПК(SO42-) = (0,2 моль/л . 0,0015 л)/(0,1 л + 0,0015 л) = 0,00296 моль/л или 2,96 ммоль/л;
ПК(NO3) = ((0,3 моль/л . 0,0015 л)/(0,1 л + 0,0015 л) = 0,00443 моль/л или 4,43 ммоль/л.
∆ПК = ПК(NO3) — ПК(SO42-) = 4,43 ммоль/л — 2,96 ммоль/л = 1,47 ммоль/л.

Так как 2,96 ммоль/л < 4,43 ммоль/л = ПК(SO42-) < ПК(NO3), то порог коагуляции увеличится с применением раствора Fe(NO3)3 на 1,47 ммоль/л.
 


Задача 73.
Какой из этих электролитов-коагуляторов будет обладать меньшим порогом коагуляции: K3PO4, (CHCOO)2Zn, AlCl3?
Решение:
Порог коагуляции — это минимальная концентрация электролита, которая вызывает явную коагуляцию коллоидного раствора (помутнение раствора или изменение его окраски). Чем меньше порог коагуляции, тем больше коагулирующая способность электролита.
Надо знать правило Шульце — Гарди: коагулирующим действием обладает тот ион электролита, который имеет заряд, противоположный
заряду гранулы; коагулирующее действие тем сильнее, чем выше заряд иона-коагулятора (правило значности). Следовательно, наименьший порог коагуляции (или наибольшая коагулирующая способность) у иона с большим зарядом по отношению к иону с меньшим зарядом, т.е. коагулирующая способность трёхзарядного иона выше коагулирующей способности двухзарядного иона и тем более однозарядного.

Правило Шульце-Гарди на основании опытных данных дает для 1-, 2- и 3-зарядных противоионов соотношение (ряд Шульце-Гарди):

1 : 0,04 : 0.002 = 1 : 1/25 : 1/500.

Значения порогов коагуляции электролитов с одно-, двух- и трехзарядными ионами относятся как числа:

729 : 11 : 1

Согласно правилу Шульца-Гарди, теоретически обоснованному Дерягиным и Ландау, порог коагуляции обратно пропорционален заряду противоиона в шестой степени.

Коагулирующее действие тем сильнее, чем выше заряд иона-коагулятора (правило значности). Следовательно, наименьший порог коагуляции (или наибольшая коагулирующая способность) у иона с большим зарядом по отношению к иону с меньшим зарядом, т.е. коагулирующая способность трёхзарядного иона выше коагулирующей способности двухзарядного иона и тем более однозарядного.
Поскольку в электролитах K3PO4, (CHCOO)2Zn, AlCl3 заряд катионов в ряду наибольший у Al3+, то AlCl3 будет обладать наименьшим порогом коагуляции в случае если потенциалопределяющими ионами будут катионы (электролит взят в избытке). Если же потенциалопределяющими ионами будут являться анионы, то наименьшим порогом коагуляции будет являться K3PO4, так как электролит содержит 3-зарядный ион PO43- — электролит взят в недостатке.

 


Составление формулы мицеллы золя

 

Задача 74.
Золь бромида свинца (ΙΙ) получен реакцией бромида кальция с избытком ацетата свинца (ΙΙ). Написать формулу мицеллы.
Решение:
Золь получен по следующему уравнению реакции:

Видео:Схема строения мицеллыСкачать

Схема строения мицеллы

Pb(CH3COO)2 + CaBr2 ⇔ PbBr2↓ + Ca(CH3COO)2,

из которого следует, что агрегатом является малорастворимый бромид свинца PbBr2.

Диссоциация вещества, взятого в избытке:

Pb(CH3COO)2 = Pb2+ + 2CH3COO

Pb2+-противоион(ПИ). Так как в избытке Pb(CH3COO)2, значит, ядром коллоидных частиц будут адсорбироваться Pb2+ и частицы золя приобретут положительный заряд. Противоионами будут служить ионы Br–.

Формула мицеллы золя будет выглядеть следующим образом:

{[m(PbBr2)]·nPb2+, 2(n-x)Br]}2x+·2xBr, где

mPbBr2  -зародыш — нерастворимое вещество, образовавееся в ходе реакции;

m-коэффициент, указывающий число частиц вещества;

nPb2+ — потенциалопределяющие ионы, адсорбирующие на зародыше. Они составляют ядро мицеллы —

Видео:СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 1Скачать

СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 1

[m(PbBr2)]·nPb2+;

часть противоионов адсорбируется непосредственно на ядре и оставляет адсорбиционный слой противоионов, его обозначают в данном случае —

2(n-x)Br–;

ядро с адсорбиционным слоем противоионов составляет гранулу мицеллы —

{[m(PbBr2)]·nPb2+, 2(n-x)Br]};

гранула имеет заряд, знак которого определяется знаком заряда потенциалопределяющих ионов, в данном случае «2х+» —

{[m(PbBr2)]·nPb2+, 2(n-x)Br]}2x+;

заряд гранулы нейтрализуется противоионами диффузного слоя, число которых составляет 2xBr.
 


Задача 75.
Написать формулу мицеллы, полученной при взаимодействии хлорида цинка с избытком гидроксида натрия. Указать составляющие мицеллы. К какому электроду будет двигаться гранула в электрическом поле?
Решение:
Запишем уравнение реакции, протекающей при сливании двух растворов:

2NaOH + ZnCl2 = Zn(OH)2↓  + 2NaCl,

из которого следует, что агрегатом является малорастворимый гидроксид цинка Zn(OH)2.

Видео:МицеллаСкачать

Мицелла

Диссоциация вещества, взятого в избытке:

NaOH = Na+ + OH

Так как в избытке NaOH, значит, ядром коллоидных частиц будут адсорбироваться OH (потенциалопределяющие ионы, входящие в его состав и находящиеся в растворе в избытке) и частицы золя приобретут отрицательный заряд. Потенциалопределяющие ионы — ионы, входящие в состав зародыша [Zn(OH)2] и находящиеся в растворе в избытке, у нас ионы OH.
Противоионами будут служить ионы Na+ (противоионы, которые компенсируют заряд твердой фазы и образуют адсорбционный слой). Противоионы — ионы, содержащиеся в растворе, но не входящие в состав агрегата, у нас ионы Na+

Формула мицеллы золя будет выглядеть следующим образом:

{[Zn(OH)2)m]·nOH, (n-x)Na+]}x–·xNa+, где

Zn(OH)2  -зародыш (агрегат) — нерастворимое вещество, образовавееся в ходе реакции;

m — коэффициент, указывающий число частиц вещества;

nOH — потенциалопределяющие ионы, адсорбирующие на зародыше. Они составляют ядро мицеллы:

Zn(OH)2)m]·nOH;

часть противоионов адсорбируется непосредственно на ядре и оставляет адсорбиционный слой противоионов, его обозначают в данном случае (n-x)Na+;

Видео:СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 3Скачать

СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 3

ядро с адсорбиционным слоем противоионов составляет гранулу мицеллы —

{[Zn(OH)2)m]·nOH, (n-x)Na+]};

гранула мицеллы имеет заряд, знак которого определяется знаком заряда потенциалопределяющих ионов, в данном случае «x-» —

{[Zn(OH)2)m]·nOH, (n-x)Na+]}x-;

заряд гранулы нейтрализуется противоионами диффузного слоя, число которых составляет xNa+.

Так как гранула мицеллы имеет отрицательный заряд, то она будет двигаться к положительно заряженному электроду — аноду.
 


Задача 76.
Написать мицеллу образовавшегося золя Mg(OH)2, полученной при взаимодействии хлорида магния с гидроксида натрия, если хлорид магния взят в избытке.  
Решение:
Реакция будет иметь вид: 

MgCl2(избыток) + 2NaOH = Mg(OH)2 + 2NaCl. 

Из уравнения реакции следует, что ядром коллоидной частицы является малорастворимый гидроксид магния Mg(OH)2.
Диссоциация вещества, взятого в избытке:

MgCl2 = Mg2+ + 2Cl.

Так как в избытке MgCl2, значит, агрегатом коллоидных частиц будут адсорбироваться Mg2+ (потенциалопределяющие ионы, входящие в его состав и находящиеся в растворе в избытке) и частицы золя приобретут положительный заряд. Потенциалопределяющие ионы — ионы, входящие в состав зародыша (Mg(OH)2) и находящиеся в растворе в избытке, у нас ионы Mg2+.
Противоионами будут служить ионы Cl (противоионы, которые компенсируют заряд твердой фазы и образуют адсорбционный слой). Противоионы — ионы, содержащиеся в растворе, но не входящие в состав агрегата, у нас ионы Cl.

Видео:Мицелла. Агрегат - BaSO4. Стабилизатор - Na2SO4Скачать

Мицелла.  Агрегат - BaSO4.  Стабилизатор - Na2SO4

Формула мицеллы золя будет выглядеть следующим образом:

{[Mg(OH)2m]·nMg2+, 2(n-x)Cl–]}2x+·2xCl


 

📺 Видео

СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 4Скачать

СТРОЕНИЕ МИЦЕЛЛЫ - урок 4

Золи. Лиофобные коллоидные системыСкачать

Золи. Лиофобные коллоидные системы

Правило Шульце ГардиСкачать

Правило Шульце Гарди

#72 Номер 72 из Демидовича | Число eСкачать

#72 Номер 72 из Демидовича | Число e

Задача на нахождение части от числа. Как решать задачи с дробями?Скачать

Задача на нахождение части от числа. Как решать задачи с дробями?

Теорема Монжа + задача 76Скачать

Теорема Монжа + задача 76

Мицелла. Агрегат – Cu(OH)2. Стабилизатор – CuSO4.Скачать

Мицелла. Агрегат – Cu(OH)2. Стабилизатор – CuSO4.

Решение задач на индуктивный и мезомерный эффекты в молекулах. Часть 1.Скачать

Решение задач на индуктивный и мезомерный эффекты в молекулах. Часть 1.

5.4. Мицеллообразование в растворах ПАВ. Критическая концентрация мицелообразованияСкачать

5.4. Мицеллообразование в растворах ПАВ. Критическая концентрация мицелообразования

Лекция 5.7. Ортогонализация Грама-Шмидта: примерСкачать

Лекция 5.7. Ортогонализация Грама-Шмидта: пример

#76 Номер 76 из Демидовича | Число eСкачать

#76 Номер 76 из Демидовича | Число e

Логарифмическая линейка Извлекаем корниСкачать

Логарифмическая линейка Извлекаем корни

6.1 Численные методы решения задачи Коши для ОДУСкачать

6.1 Численные методы решения задачи Коши для ОДУ

Математика ЕГЭ 2024 профиль. Задание 9. Задачи с прикладным содержаниемСкачать

Математика ЕГЭ 2024 профиль. Задание 9. Задачи с прикладным содержанием
Поделиться или сохранить к себе:
Конспекты лекций по химии